Встреча с финскими коллегами
17-19 мая прошел пресс-тур российских журналистов по теме «Сельскохозяйственное производство в Финляндии 2017: экологически чистая продукция, туризм и много работы», организованный Генеральным консульством Финляндии в Санкт-Петербурге, Администрацией города Иматра и Агентством по развитию региона Иматра.
Участниками пресс-тура стали семь петербургских журналистов (представители изданий «Санкт-Петербургские ведомости», «Сельскохозяйственные вести», «Линия полета», «Бизнес Дневник», информационных порталов Infox.ru и Fontanka.fi, экоблога I’m Organic) и коллега из калужской газеты «Весть». Впечатлениями от трудовых будней финского сельского хозяйства, а также информацией об особенностях органического животноводства и земледелия мы поделимся в своих СМИ. На сайте нашего Союза журналистов – расскажем о встречах в местных редакциях: в газете Uutisvuoksi/Etelä-Saimaa («Новости Вуоксы/Южная Сайма») в Иматре и на студии Yle в Лаппеенранте.
Газета Uutisvuoksi насчитывает почти тот же почтенный возраст, что и Республика Финляндия, отмечающая в этом году 100-летие своей независимости. Газета «Новости Вуоксы» выходит с 1918 года, рассказала главный редактор Мари Паяри (Mari Pajari). Около восьми лет тому назад Uutisvuoksi стала частью концерна, в который входит и Etelä-Saimaa – прежде выступавшее в роли издания-конкурента. Результат слияния: пять дней в неделю подписным тиражом 5500 экземпляров на 16-ти полосах выходит Uutisvuoksi, два раза в неделю, в четверг и воскресенье, бесплатным тиражом 30 000 экземпляров на 32-х полосах – Etelä-Saimaa. Первое издание можно назвать информационным, второе – рекламно-информационным (реклама и объявления составляют до 2/3 содержания «толстушки» Etelä-Saimaa). Если знать, что население региона около 30 тысяч жителей, можно по достоинству оценить тиражи этих двух газет.
Мари Паяри подчеркивает, что при 5500 подписчиках у газеты Uutisvuoksi минимум 9 тысяч читателей. Характеристика аудитории? «Читатели – местные. Не совсем молодые, – отвечает Мари на этот вопрос питерских коллег. – Традиционные. Молодых семей среди подписчиков немного». Аудитория закономерно сокращается по мере ухода пожилых подписчиков из жизни.
Всего в объединенной редакции работают десять человек, возраст журналистов от тридцати пяти до шестидесяти двух лет. «Очень хорошая пирамида возраста, – говорит главный редактор. – Сотрудники редакции – не члены политических объединений, что гарантирует их беспристрастную позицию.
Однако все – члены профессионального союза журналистов. Профессия журналиста имеет высокий статус, журналистов у нас любят и уважают».
Тематика издания? «Читатели ценят истории людей, интервью. Их интересует все, что связано с сельским хозяйством. С территорией Светогорска», – упоминает Мари Паяри о ближнем российском соседе, городе в семи километрах от Иматры. Из наиболее резонансных материалов последнего времени главный редактор называет публикации о выборах нового мэра: читатели с интересом следили за политическими поворотами кампании.
Вопрос об аудитории СМИ возник, конечно, и при встрече с коллегами в Лаппеенранте, где в историческом месте – прямо в крепости – располагается местная студия Yle. Что такое Yle, которую у нас называют государственной телерадиокомпанией, что не совсем корректно?
«Мы не государственный, мы общественный канал», – поправляет по-русски журналист Калле Шонберг (Kalle Schonberg), не один год проработавший в Москве, будучи фрилансом.
Радио Yle было основано в Хельсинки в 1926 году. Сейчас это общественная телерадиокомпания, она управляется советом директоров, избираемым Эдускунтой (парламентом республики, или, как нам привычней говорить, финским сеймом). Генеральный директор компании – также выборное лицо, он креатура совета директоров. Бюджет канала складывается из налоговых поступлений от граждан. До 2013 года в Финляндии была та же система, что и в Великобритании, где специальный налог на общенациональное общественное Би-би-си платят все владельцы телевизоров. Финские обладатели телевизоров платили фиксированный сбор более 200 евро. Теперь это прогрессивный налог, пояснили нам сотрудники Yle. В зависимости от доходов пользователя, он составляет от 100 до 200 евро в год. Дети и малообеспеченные от теле-налога освобождены.
Как и у газеты Uutisvuoksi, аудитория традиционного новостного радио – солидная: средний возраст и пожилые. Люди, которые привыкли слушать «разговорные» передачи дома, на работе, в машине. Для молодежи есть отдельный музыкальный канал, радиостанция YleХ. Эти различия нам поясняет Сари Лехтинен (Sari Lehtinen), директор лаппеенрантской редакции, в которой работают 18 сотрудников.
Калле Шонберг, в свою очередь, рассказывает, что интересует аудиторию в российской тематике. В первую очередь на этой приграничной территории – все, что связано с границей. Экономика соседей, туризм, жизнь обычных граждан, Выборг. И сам Питер – да, конечно, интересует. Из собственных последних работ по российской тематике Калле выделяет сюжет о фирме, изготавливающей самогонные аппараты, и о самодеятельных деревенских самогонщиках, которых он посетил на Карельском перешейке.
Добавим, лично коллеги из Лаппеенранты хотели бы посетить в Петербурге Дом журналиста на Невском, отреставрированный недавно, и познакомиться с тем, как работает наш Союз журналистов.