Женский фотовзгляд на мир
Оказывается, что уже вскоре после рождения фотографии представительницы прекрасного пола решили не отставать от фотографов-мужчин. В историю развития фотографии вписано немало имен женщин-новаторов, ставших известными фотографами. Распространению портретной, научной, социальной фотографии мы во многом обязаны и женщинам, и, в первую очередь, двум англичанкам.
У истоков научной фотографии
Изобретение фотографии, пожалуй, как никакое другое изобретение ХIХ века, подробно задокументировано и описано. Нам известно, что Ньепс получил первое изображение еще в 1826 году, что Дагер в 1839 году увековечил свое имя тем, что дал своему детищу нескромное название дагеротип, и что прародителем двухступенчатого процесса, который оставался актуальным вплоть до появления цифровых технологий, был англичанин Фокс Тальбот. Но мы не можем точно сказать, кто был первой женщиной-фотографом. Англичане считают, что это была их соотечественница. А так как никакой дискуссии в истории светописи, насколько нам известно, по этому поводу не велось, нам ничего не остается, как признать приоритет в этом деле за представительницей Туманного Альбиона.
Итак, с наибольшей вероятностью первой женщиной-фотографом была Анна Эткинс (Anna Atkins; 1799 – 1871), происходившая из семьи известного ученого, одного из основателей Британского музея. Может быть, именно этот факт и определил ее интересы. Она рано увлеклась наукой, была допущена к музейным коллекциям, заинтересовалась биологией, прежде всего – ботаникой. Наибольший интерес она проявила к изучению водорослей. Для составления коллекций этих растений собирают, как известно, гербарии или их рисованные изображения, но наша героиня пошла другим путем.
Она была осведомлена о недавнем изобретении фотографии и решила заставить её работать на научном поприще. При этом она не стала заморачиваться с громоздкой аппаратурой, допотопными деревянными ящиками-фотокамерами и тяжелеными объективами, а решила использовать популярный в ту пору способ создания фотограмм. Поясню для непосвященных. Как известно, фотография, по-русски – светопись, основана на свойстве различных веществ, и в первую очередь солей различных металлов, изменяться под воздействием света (попросту – чернеть).
Если мы на лист фотобумаги в темноте положим некие непрозрачные предметы, а потом зажжем свет, то фотобумага проэкспонируется. Опустив ее в проявитель, мы увидим, что участки бумаги, подвергшиеся воздействию света, почернеют, а та часть бумаги, на которую свет не попадет, останется белой. Получится светлое изображение непрозрачных предметов на черном фоне.
Еще будучи студентом и преподавая в фотокружке Дома пионеров основы светописи школьникам, я таким способом демонстрировал им, как получается негативное изображение. Естественно, эти опыты я делал на обыкновенной фотобумаге, где светочувствительным материалом были соли серебра, дающие при экспонировании черно-белое изображение. В те годы, когда Анна Эткинс познавала азы фотографии, еще не закончились эксперименты со светочувствительными материалами и фотографы продолжали пробовать использовать соли менее дорогих металлов, нежели серебро.
Анна и её отец были дружны с астрономом сэром Джоном Гершелем, открывшим в 1839 году процесс цианотипии. В нем вместо солей серебра использовались соли железа, дающие после проявления не черное, а голубое монохромное изображение. Анна овладела этим способом и стала использовать его для создания изображений различных водорослей. На ее фотограммах они получались белыми на голубом фоне, что было очень убедительно – водоросли на голубом фоне, который у зрителей ассоциировался с водной стихией.
Более того, ей пришло в голову начать тиражировать эти изображения. В 1843 году она изготовила 12 копий фотограмм с научными пояснениями на отдельных листах. Случилось так, что один из этих альбомов, озаглавленный «Британские водоросли: Цианотипные впечатления» (British Algae: Cyanotype Impressions) дожил до наших дней. За десять лет Анна выпустила 12 таких альбомов. После этого в 1854 году выходит ещё одна ее книга по ботанике, иллюстрированная фотограммами — Cyanotypes of British and Foreign Flowering Plants and Ferns. Это и было начало научной фотографии.
Джулия Маргарет Камерон – фотограф-новатор
Джулия Маргарет Камерон (Julia Margaret Cameron; 1815 – 1879) родилась в английской колонии – в Индии. Потом семья вернулась в Англию, и лишь к 49 годам она занялась фотографией.
Камерон вошла в историю фотографии как знаменитый портретист, оставившая после себя большое количество изображений великих современников. Среди них были знаменитый английский натуралист и путешественник Чарльз Дарвин, Альфред Теннисон, Генри Лонгфелло, астроном сэр Джон Гершель и другие не менее известные персонажи. Любопытно и то, что она сфотографировала Алису Лидделл – прототип Алисы, героини «Алисы в стране чудес». Автор книги Чарльз Доджсон, которого все знают как Льюиса Кэрролла, был не только писателем и крупным математиком, но и известным в то время фотографом, который также фотографировал свою юную героиню и ее подруг. О снимках мисс Камерон он отзывался двояко: «Все ее фотографии умышленно расфокусированы, – одни при этом очень хороши, другие просто ужасны, но она говорит о них так, будто бы все они настоящие шедевры…»
Если на начальном этапе развития светописи фотографы старались лишь получить качественное изображение (поэтому портреты той поры были «констатирующими»), то Джулия пыталась внести в них элемент художественности. И если в ту пору достоинством фотографии считалась резкость изображения, позволявшая подчеркнуть документальность снимка, то она использовала такой прием, как нарочитая нерезкость. Это позволяло скрасить черты лица, особенно в женских портретах, придавало налет романтичности и загадочности портретируемым. Может быть, именно поэтому другой писатель и фотограф–любитель, Виктор Гюго, написал ей: «Ни один человек не использовал лучи солнца так, как сделали это Вы. Я преклоняюсь перед Вами».
Последние годы своей жизни Джулия Маргарет Камерон проводит вне Англии. Семья отправляется на Цейлон, где они приобрели крупную чайную плантацию. Там, как оказалось, она продолжала заниматься занималась фотографией. Лишь недавно были обнаружены фотографии, которые она делала в то время. Это совсем другие, документальные фотографии, на которых – члены семьи, работники плантации, местные жители.
Сегодня ни одна антология по истории фотографии не обходится без представления Джулии Маргарет Камерон, выдающегося фотографа викторианской эпохи. Часто упоминается она и как фотограф эпохи прерафаэлитов.
Елена Мрозовская
В 1894 году на Невском, 20, было открыто ателье «Елена» – ателье Елены Лукиничны Мрозовской, черногорки по происхождению. В Россию она приехала в раннем возрасте, поначалу работала учительницей, продавщицей в магазине. Параллельно окончила фотографические курсы V отдела (светописи и ее применений) Императорского Русского Технического общества (ИРТО). Довершила фотообразование в Париже у Ф. Надара.
Специализировалась Мрозовская на съемке детского портрета. Именно этот вид фотографии тогда приносил ей устойчивый и постоянный доход. При этом она сама тяготела к искусству. Была фотографом императорского музыкального общества, консерватории, и, конечно, фотографом Великого Князя Черногорского и Князя Болгарского.
В 1900-е гг. Мрозовская снимала артистов, художников и литераторов. Она оставила огромную портретную галерею, в которой особое место принадлежит фотографиям знаменитой русской актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской. Фотограф отсняла большинство спектаклей (1904 – 1907) великой артистки. Снимала Мариуса Петипа и других звезд русской сцены. Запечатлела она и участников знаменитого костюмированного бала в Зимнем Дворце (1903).
Активно участвовала в выставках. Участница Международной выставки в Стокгольме (1897, бронзовая медаль), 5-ой выставки V отдела ИРТО в Петербурге (1898, малая серебряная медаль Министерства финансов), Всемирной выставки в Париже (1900, серебряная медаль), Международной выставки в Льеже (1905).
Признание, завоеванное ею, может подтвердить и такой факт. В 1899 году великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев решил побывать в своих родных местах. Спустя пятьдесят лет после того, как он покинул Тобольск, учёный отправился с экспедицией на Урал и в Сибирь. Менделеев хотел вплотную познакомиться с промышленным потенциалом этой части России – в эти годы он интересовался экономической проблематикой. Большой любитель и пропагандист фотографии, лично знавший многих заметных петербургских фотографов, Дмитрий Иванович доверил сделать групповой портрет перед экспедицией именно Елене Мрозовской.
«Фото А. Динесс»…
Лет тридцать назад в архиве одного из ленинградских музеев мне удалось наткнуться на объемистую коллекцию стеклянных негативов, автором которых значился А. Динесс. Съемка Дальнего Востока, Сахалин, Хабаровск, Уссурийск, Порт-Артур, Китай, Пекин… Огромное количество снимков! И все это репортажные снимки, люди, события. И подпись на них – «А. Динесс».
Я был уверен, что это – мужчина. Похоже, так полагал не только я. В Интернете можно встретить исторические снимки с подписями «Фото А. Динеса»… Я пытался найти хоть что-то в питерских и дальневосточных архивах. Но всё было тщетно, хотя в свое время я три года проработал на Сахалине, там остались друзья и знакомые. И вот совсем недавно один краевед прислал письмо, где среди прочего рассказал о своем увлечении. Он упомянул имена фотографов, изучением наследия которых он занимался. Среди них было и имя «А. Динесс».
Каково же было мое изумление, когда таинственный А. Динесс оказался… Аглаей Павловной Динесс. Совершенно удивительная фигура! Никакого женского взгляда в ее фотографиях нет. Это серьезная документальная работа. Поражает увлеченность мастера, обширность географии ее поездок, уровень владения ремеслом при невероятной трудоемкости дела, которым занимался этот фотограф.
Дело в том, что все негативы были большого (24х30 см) формата. Это стеклянные пластины, каждая из которых прилично весит – представьте, что вы держите в руках стеклянную форточку или зеркало такого размера. А теперь учтите, что пластина должна находиться в деревянной кассете (как правило, двусторонней), а значит, там два таких стекла. Такая кассета со стеклами весит порядка четырех килограммов. И это только для того, чтобы сделать ДВА (!!!) снимка. Если вы хотите сделать десять снимков – это пять кассет и ДВАДЦАТЬ килограммов веса. Да еще фотоаппарат с объективом – пять-семь килограммов, да столько же весит штатив для него. Как я мог даже предположить, что все это под силу таскать женщине?
И чего стоят только сюжеты ее снимков: каторжная тюрьма на Сахалине, сибирские золотопромышленники промывают золотоносный песок, крейсер «Варяг» на рейде Порт-Артура, быт и виды этого военного форпоста России, сахалинские крестьяне и староста... Одна из моих любимых фотографий – сахалинские жители: русские поселенцы и аборигены–айны, которые давно исчезли с острова. Большинство сюжетов – на стыке этнографии, краеведения и социальной проблематики.
С Дальнего Востока мне недавно прислали фотокопии из альбома с её фотографиями. И там такие же интересные и неизвестные ранее сюжеты…
Доротея Ланг. Социальный уклон в фотографии
В XX веке количество женщин-фотографов быстро увеличивается. И особенно это заметно на примере Америки. США становится державой номер один, в том числе и в фотографическом плане, там появляется целая плеяда талантливых фотографов. Их было очень много, назову лишь нескольких имен легендарных женщин-фотографов.
Доротея Ланг (Dorothea Lange; 1895 – 1965) – фотограф, которая была связана со знаменитой организацией FSA – Farm Security Administration, созданной в период Великой депрессии для фотофиксации положения пострадавших от засухи фермерских хозяйств.
Выходец из семьи немецких эмигрантов, она говорила, что на формировании ее личности сказались два трудных момента, которые ей пришлось пережить в детстве: уход отца из семьи и обострение болезни, приведшее к тому, что она стала хромать на одну ногу. Первый развил в ней острое восприятие несправедливости, второй научил преодолевать трудности.
Она училась в Колумбийском университете, после окончания которого стала работать ассистентом в портретных фотостудиях. В 1918 году перебралась на запад, открыла свою фотостудию в Беркли, где пройдет вся ее жизнь. Ателье было весьма успешным заведением и быстро обросло солидной и постоянной клиентурой. Однако к началу Депрессии дела пошли хуже, Доротея стала работать фотографом в государственной структуре, занимающейся делами переселенцев (Resettlement Administration). В 1935 году она вышла замуж за профессора экономики, который очень интересовался социальными проблемами – так она оказалась в команде FSA. Именно там она сделала огромную коллекцию фотографий, на которых запечатлена жизнь фермеров, пострадавших от засухи и пыльных бурь в Калифорнии. Снимки Ланг наряду с фотографиями ее коллег по FSA сделали свое благородное дело – именно они заставили правительство США обратить внимание на положение владельцев сельских хозяйств.
Именно тогда она сделала свой самый знаменитый снимок: портрет женщины-эмигрантки по имени Флоренс Оуэнс Томпсон (Florence Owens Thompson). Эта работа сделала имя героини известным всей Америке, а имя фотографа популярным во всем мире. У фотографии – потрясающая история. Уже после смерти фотографа героиня снимка, о которой помнили современники, тяжело заболела. Для помощи ей был создан фонд, который быстро собрал средства, необходимые для спасения больной. Все это удалось благодаря всеобщей известности фотопортрета.
В 1945 году, пожалуй, самый знаменитый пейзажист Америки Ансел Адамс пригласил Доротею Ланг преподавать на фотоотделение Калифорнийской школы изящных искусств. Здесь она работала вместе с такими мастерами светописи, как Имоджен Каннингхам (Imogen Cunningham) и Минор Вайт (Minor White). В 1952 году она становится соучредителем журнала Aperture, который со временем стал, пожалуй, самым популярным и авторитетным фотожурналом в США.
Имя Доротеи Ланг и сегодня почитают американцы. В 2008 году губернатор Калифорнии Арнольд Шварцнегер объявил об увековечении ее имени в Зале славы знаменитых калифорнийцев (он находится в местном Музее истории).
Маргарет Бурк-Уайт о войне и мире
Маргарет Бурк-Уайт (Margaret Bourke-White; 1904 – 1971) – уникальная женщина и замечательный фотограф, чьи работы входят во все книги по истории фотожурналистики. О ее жизни был снят даже художественный фильм. Про нее пишут, что она была первой женщиной-военным журналистом и первой женщиной, снимавшим на фронте, кроме того, она была первым фотографом, побывавшем в СССР еще в тридцатые годы. Многое из этого – выдумки журналистов. Были и до нее женщины-военные фотографы (например, Герта Таро, погибшая в Испании в 1937 году) и одновременно с ней работавшие во время Великой Отечественной войны советские фотографы (Галина Санько, Ольга Игнатович, Елена Эварт и др.). В СССР приезжали и до нее зарубежные фотографы, и улыбающегося Сталина они снимали задолго до нее (например, Джеймс Аббе/James Abbe снимал в Советской России неоднократно, начиная с 1928 года, а в 1932 году сделал ряд замечательных портретов Сталина, еще не пролившего реки крови).
Но и без всех этих преувеличений имя Маргарет Бурк-Уайт достойно занять самое почетное место в списке знаменитых фотографов ХХ столетия. Где только ей не удалось побывать! И сколько замечательных людей ей удалось запечатлеть!
Она, например, сделала удивительную фотографию (1937), ставшую своеобразным визуальным образом Америки периода Великой депрессии – очередь чернокожих за бесплатной едой на фоне огромного плаката, утверждающего особенно высокий уровень жизни в СЩА. На нем изображена благополучная семья, мчащаяся в автомобиле. Слоган на плакате гласит: «Нет пути, равного Американскому!». Другая фотография украшает обложку первого номера журнала «Лайф», в котором опубликовано ее большое фотоэссе о строительстве электростанции и людях, работающих там.
В 1941 году она оказалась в Москве, которая еще не успела узнать ужаса бомбежек и затемнений. Именно тогда ей удалось сфотографировать Сталина. История такова: Гарри Гопкинс (Нarry Hopkins), доверенное лицо и личный представитель президента Рузвельта, отправился на очередную аудиенцию к советскому лидеру, чтобы прояснить реальное положение дел с экономикой в СССР и уточнить, какую именно помощь США могут оказать в борьбе с гитлеровской Германией. Идя на эту встречу, он взял с собой фотографа, с которой они были хорошо знакомы.
Сохранились воспоминания Бурк-Уайт об этой встрече. Она пишет: «Внезапно я вместе с мистером Гопкинсом оказалась в длинной, практически пустой комнате, в которой посередине огромного ковра стоял подобно монументу неподвижный Сталин. Чтобы подчеркнуть эту монументальность, я решила запечатлеть его с нижней точки и опустилась на колени. При этом по неосторожности выронила из кофра пакет с колбами для вспышек, которые рассыпались по всему полу.
Я сознавала, что Сталин никогда не видел американку, ползающую перед ним на коленях. Видимо, это показалось ему забавным, и он улыбнулся. Изменение, которое произошло с его лицом, было удивительным! Он шагнул вперед и через мгновение стоял передо мной добродушный и почти что веселый. Эта выражение было недолгим, но достаточным для того, чтобы я успела сделать пару снимков».
«Конечно, мне хотелось бы, чтобы он сел или заговорил, – писала она в своих воспоминаниях, – но я не знала, как попросить диктатора, который по-прежнему предпочитал стоять посредине ковра».
Во время войны она продолжала работать для журнала Life, для которого сделала огромное количество портретов женщин-тружениц, занявших места мужчин, ушедших на фронт – сталеваров, механиков, строителей, пилотов... После войны запечатлела освобождение Германии, узников концентрационных лагерей, а потом, уже в мирное время, фотографировала мирные сюжеты, запечатлела многих выдающихся людей, ставших символами эпохи.
Странные люди в объективе Дианы Арбус
В послевоенное время появляется большое количество женщин-фотографов, обративших на себя внимание. Но, пожалуй, самым знаменитым фотографом, работавшим в шестидесятые, оказалась Диана Арбус (Diane Arbus; 1923 – 1971).
Отец Дианы – известный продавец меховых изделий, у которого был роскошный магазин на 5-й авеню в Нью-Йорке. Кстати, ужасный фильм, снятый сравнительно недавно про судьбу фотографа, назывался «Мех». Неудивительно, что Арбус начала свою карьеру, снимая для женских журналов. Она стала заметным фотографом в мире моды. Но быстро отказалась от этого, пресытившись благополучной обстановкой, в которой находилась с самого рождения.
Она обращает внимание на людей, чья жизнь течет по-другому. Снимает людей, выпадающих за рамки обычной жизни, так называемых «фриков». Всяческая человеческая аномалия становится ей интересна. Объект ее съемок – мир, на который большинство «нормальных» людей не обращает внимания. Диана Арбус постепенно становится знаменитой, как фотограф, открывшей тему некоего аномального мира: фриков, трансексуалов, лилипутов, уродов. Она много снимает близнецов, в которых также старается подчеркнуть черты необычности. Но этого ей оказывается мало.
Потребность в фотофиксации странностей и аномальностей приводит ее к необходимости все глубже погружаться в мир нарушенной человеческой психики. Так она начинает снимать по-настоящему ментально больных людей. Людей, которых надо изолировать от обычных людей. Сумасшедший дом становится постоянным местом ее фотосессий. И тут уже не выдерживает психика самого фотографа – Диана кончает с собой. Что, как ни странно, еще больше добавляет ей популярности.
Диана Арбус оказала огромное влияние на целую плеяду фотографов. Издан ряд монографий о ее творчестве, по миру прошло несколько выставок ее работ. Снят упоминавшийся выше художественный фильм.
Прошло более сорока лет после ее ухода, но нет-нет, да и натыкаешься на «цитирование» фототворчества Арбус в работах молодых и не очень фотографов. Ее фотографии продолжают волновать зрителя, а значит, становятся классикой.
А что сегодня?
У фотографии всегда существовало два основных посыла – эстетический и коммуникативный. Интернет и цифровая фотография принципиально изменили коммуникативные процессы в мире. Они упростили общение между людьми, а уход в прошлое сложного фотографического процесса сделал фотографирование доступным для миллионов новых адептов фотофиксации. Соединение телефона и фотокамеры еще более облегчило возможность получения фотоизображения, что привлекло в фотографию огромное количество женщин. Разговорчивость и повышенная коммуникативность представительниц прекрасного пола, получивших в руки универсальный инструмент, совершили революцию. Посмотрите на социальные сети и статистику: семьдесят процентов тех, кто выставляет фотографии в сети – женщины.
Включение такого количества женщин в систему мирового коммуникативного процесса не могло не сказаться и на его социализации. Большинство женщин-фотографов ориентировано на фотофиксацию именно окружающего мира, социальной сферы.
В 2013 году я работал в жюри фотофестиваля «Молодые фотографы России». По условиям конкурса впервые все должны были представить фотосерии. На суд жюри было предложено 422 многокадровых темы. Эти серии были присланы из более чем из пятидесяти регионов страны – практически со всех концов России. Жюри отобрало 117. Как вы думаете, сколько из них было сделано женщинами? Семьдесят восемь. И что было на снимках? Фактически здесь был представлен цельный портрет реальной России. Причем если фотографы из Москвы и Петербурга – а их было немного – тяготеют к арт-фото, то представители остальной территории страны представили, как правило, документальные фотографии социальной направленности, на которых запечатлена реальная жизнь реальных людей. И самое интересное, что эту реальную жизнь показывают женщины. Потому что они ближе к этому миру.
Такое количество женщин – фотографов! Но женщина не будет понапрасну тратить усилия. И это дает основание надеяться, что настоящая социальная документальная фотография не вымрет в наших условиях, несмотря на то, что она пока что недостаточно востребована, а возможности ее недооценены.