Как стать бизнес-журналистом?
В Петербурге в рамках молодежного форума «3D Журналистика» состоялась открытая лекция главного редактора журнала Forbes в России Елизаветы Осетинской. По её признанию, роль лектора для нее непривычна. Но организаторы петербургского форума уже не первый год зазывали её поделиться секретами мастерства с молодежью. Хотя у Елизаветы Осетинской не оказалось возможности приехать в Северную столицу в дни форума, встреча все-таки состоялась – за две недели до открытия «3D Журналистики». Как она призналась, для нее была важна эта встреча.
«Удивлена такому количеству народа. Журналистика находится в трудном положении. Ей никогда не было легко. Но от журналистов многое зависит. Вся эта самоцензура, весь этот флёр… – это всё внутри нас».
Зал едва вместил всех желающих. После лекции на гостью из Москвы обрушился шквал вопросов.
«Стать богатым человеком, будучи журналистом, невозможно»
Многие мечтают о молниеносной карьере в журналистике. Но быстрых результатов не бывает ни в бизнесе, ни в журналистской работе.
– Многие юноши и девушки хотят стать чиновниками, и возможно, преуспеют. Но они пройдут длинный путь прежде, чем окажутся на самом верху. То же самое и в бизнесе. Чтобы попасть в список «Форбс», нужно преодолеть очень многое. Нужно реально много работать.
Если ты качественный журналист, ты получаешь доступ к самым сильным мира сего очень быстро. И это сильно мотивирует. Когда ты, будучи юным, вдруг резко оказываешься в такой среде, то испытываешь невероятный драйв. И кажется, что всё самое главное происходит рядом с тобой и вокруг тебя.
Если вы хотите стать журналистами, то, думаю, понимаете, что в вашей профессии деньги, мягко говоря, побочный продукт. Стать богатым человеком, будучи журналистом, невозможно. Конечно, если ты не медиамагнат Мердок. Общая масса журналистов не богата. Но преимущество от общения с людьми, безусловно, есть.
Журналистика - самая азартная профессия. Ты что-то узнал, узнал первым и всех обогнал... Это такое ощущение, когда ты идешь по следу, что-то вскрыл!.. Работа сама по себе очень интересна.
Как писать о людях в статусе VIP?
Так называлась лекция Елизаветы Осетинской. Этот вопрос нередко возникает у тех, кого привлекает работа в бизнес-изданиях, в деловой журналистике. Ответ на него был краток: «Писать так же, как и о других».
– Люди, которых мы очертили статусом VIP, намного лучше нас разбираются в каких-то вещах. Просто так не становятся успешными людьми. И журналист должен в каком-то смысле соответствовать этому уровню, много чего знать. Большинство из вас никогда не занималось бизнесом, не испытывало ни успеха, ни провала в бизнесе. Но как журналист я должна понимать, как устроена компания, какие проблемы бизнесмена беспокоят. Я говорю об общем уровне экономической культуры, которой должен обладать журналист.
Для начала научитесь пользоваться хотя бы «Яндексом», чтобы уметь собрать о человеке бэкграунд. Неплохо получить хотя бы минимальное представление о том, как работает отчетность, как выглядит компания в цифрах, как она устроена, откуда берутся деньги, по каким правилам работает бизнес... Понимание финансов – базовая вещь особенно для людей, которые идут в бизнес-журналистику.
Недавно я разговаривала с одним бизнесменом, человеком из десятки «Форбс», он управляет активами. Мы с ним обсуждали качество журналистики и он сказал: «Я могу разговаривать с двумя журналистами в стране». Я говорю: «Почему? Объясните». Он мне: «Уровень понимания проблем не соответствует тому, что я ожидаю».
Мы, журналисты, должны быть компетентны. Если мы не компетентны, то с нами и разговаривать нечего.
Тонкий вопрос доверия
– Базовые знания можно приобрести. А выстраивание доверия между людьми, особенно с теми, кто никому не доверяет – вещь тонкая. Только с помощью доверия можно добиться успеха, добиться, чтобы человек продолжал с вами разговаривать. Когда человек на утро или через несколько часов получает результат разговора с ним в онлайне, в газете или журнале, его, прежде всего, что волнует? Чтобы его слова были переданы так, как он сказал. И вторая вещь – если ситуация конфликтная (а журналисты, как правило, затрагивают конфликтные ситуации), должно быть понятно, что он находится в равных условиях с остальными участниками конфликта. Равенство – залог построения этого доверия. Во всяком случае, в моей практике это работало именно так.
Есть такая чувствительная тема для России, как коррупция. Она чувствительная и в журналистике. То, что российские медиа коррумпированы, – ни для кого не секрет. Лекарством от этой коррупции является доверие. У каждого из вас есть выбор. Добиться быстрых результатов и быстрых денег, но ненадолго. Но в этом случае не будет уважения и доверия. Ты переходишь из статуса собеседника в статус обслуживающего персонала...
О журналистике мнений
– Увы, мнений компетентных мало. Мнений, действительно основанных на знаниях, а не на эмоциях. Мне не хватает качественного контента несмотря на то, что журналистика мнений захлестнула медиарынок. Большая их часть может быть хлесткой, но это не то, что заставляет вас думать. Нередко возникает подмена журналистики факта журналистикой мнений. Мне хотелось бы прочитать компетентную заметку о том, что же на самом деле произошло… а вместо этого напишут мнение. Если кишка тонка что-то узнать, тогда это заменяется мнением. Это легче и трафика больше. Вот в чем проблема российской журналистики.
История компании или человеческие истории?
– Мне интереснее драматическая судьба человека, а не история компании. Например, история основателя компании «Глория Джинс». Человек такое в жизни прошел! Отсидел в тюрьме, чуть не умер, потерял жену, сын заболел раком... Но его компания стала расти. Это и человек-драма, и человек-успех! Интереснее людей, с которыми мы случайно можем пересечься, в широком смысле ничего нет на земле. Это самое ценное.
Сторонитесь пресс-секретарей
– Если вы хотите общаться с интересными людьми, то получайте к ним доступ непосредственно, напрямую. Старайтесь в этом общении сами завоевать доверие, а не построить доверие через кого-то. Это ключевая вещь для вашего личного успеха.
В Петербурге, например, проходит Петербургский экономический форум. Это очень ценное мероприятие с точки зрения журналистов. Там в открытом доступе есть практически все. Главное, с каким вопросом и какой идеей вы придете. Журналистов там тысяча, и все будут одолевать… Самое ужасное, когда тебе задают вопрос: «Что ты думаешь?». Мне часто звонят и спрашивают: «А как вы это прокомментируете?» Боже мой, что можно ответить на это!
Нужно ли поступать на журфак?
– Я никогда не училась даже на курсах при журфаке. У меня экономическое образование. В деловую журналистику идут лингвисты, математики… кого только нет. Конечно, есть примеры людей, которые с журналистским образованием достаточно разобрались в экономике. Люди и с гуманитарным бэкграундом колонки про экономику пишут, бюджет государственный разбирают...
У меня нет никакого предубеждения против какого-то конкретно образования. Но я слышала, что на журфаке нет курса «финансы» для финансовых журналистов. И это, конечно, плохо.
В Нью-Йорке, например, в Columbia University есть программа для журналистов, которая фактически дает возможность получить МВА. Вы учитесь бизнесу, но этот бизнес для журналистов. У нас, к сожалению, это пока не развито. Выбрав бизнес-журналистику, я бы скорее пошла на какую-то на экономическую специальность.
Помимо прочего важен ваш специфический опыт. Многое от этого зависит.
Куда идти молодым?
– Новостная журналистика, информационные агентства, онлайн-порталы – конечно, это работа для молодых. Для вас все двери открыты. Идите в РБК, в «Ленту», Рейтер…