«Не теряйте желания заниматься чем-то творческим»
В медийном мире все чаще приходится сталкиваться с понятием "фриланс". Кому-то вынужденно пришлось стать фрилансером, а кто-то, как, скажем, молодые начинающие специалисты, вполне осмысленно выбирают этот путь как более выгодный и свободный. Создатель проекта kadrof.ru Сергей Антропов взял интервью у Ольги Копцевой, сопредседателя Гильдии фрилансеров, созданной и начавшей работу год назад в нашем союзе.
Итак, какие плюсы наш эксперт видит во фрилансе, а какие преимущества в офисной работе? Кого, по мнению Ольги Копцевой, можно назвать хорошим копирайтером? А также она рассказала о том, что полезно знать об этой профессиональной специализации.
Ольга Копцева:
– О плюсах фриланса, не сомневаюсь, уже все и так знают. Поэтому давайте поговорим о минусах. Фриланс совершенно не подходит тем, у кого плохо с самоорганизацией и целеполаганием. Но у нас, творческих людей, у многих хромает дисциплина и отсутствует режим. Но тому, что значит «быть фрилансером», можно и нужно учиться. Благо для этого сейчас много специализированной литературы и всевозможных полезных ресурсов.
Фриланс опасен для тех, кто когда-либо планирует заняться карьерой и вырасти до начальника отдела или руководителя направления. Скорее всего, в офисе вы работать уже не сможете, даже если он будет с видом на море.
Фриланс плохо влияет на семейные отношения, будьте готовы, что ваши родственники, скорее всего, полагают, что вы не работаете или работаете временно. Всю сознательную жизнь я работаю внештатно и небольшой опыт взаимодействия с миром стеклянных перегородок вспоминаю как не самый приятный, но полезный.
Плюсы фриланса очевидные – свободный график, прямая зависимость дохода от работоспособности и умения наладить собственный рабочий процесс. Плюсы офисной работы – наличие коллектива, понимание, как строится работа по ту сторону баррикады.
Стоит рассматривать офисную работу как временную. Это, безусловно, важный этап для понимания общих коммуникационных и бизнес-процессов. Вы будете более крутым фрилансером, если у вас есть опыт работы в команде, в штате. Фриланс подходит далеко не всем. Может показаться, что фриланс граничит с бездельем. И главное, только хорошо организованные люди могут стать успешными фрилансерами.
– А стоит ли молодому копирайтеру или журналисту сразу идти на фриланс или лучше поработать в офисе какое-то время?
О.К.: – Совершенно неважно, где вы будете работать, ключевое слово - «работать». В редакции, офисе или дома главное что-то делать. Молодому копирайтеру, к примеру, я бы рекомендовала выполнять разные задачи для клиентов простых и сложных, требовательных и безразличных, брать проекты из разных сегментов бизнеса. Где взять эти задачи и найти первых клиентов – вопрос отдельной беседы. Копирайтеров, которых берут в штат рекламного агентства, студии дизайна, - треть процента. Цена копирайтера – опыт. Чем больше вы работаете и выполняете многосложные задачи, тем выше ваша стоимость на рынке как специалиста.
Много трудитесь, не бойтесь клиентов, развивайтесь - и будет вам признание, деньги, успех. Если удастся устроиться в офис – честь и хвала. Пробуйте. Учитесь на своих и чужих ошибках. Все это вам зачтется в битве за клиента.
– Как отличить хорошего копирайтера от плохого?
О.К.: – Первый и самый простой способ – попросить кратко рассказать о себе в письме. Кстати, писать о себе очень сложно, поэтому текст из трех-пяти предложений вполне может охарактеризовать автора.
Второй метод – попросите автора написать один и тот же небольшой текст в разных стилях и для разных задач или изданий. Например, пусть автор предложит инфоповод, который нужно подать для «Аргументов и фактов», интернет-газеты «Бумага» или сайта телеканала «Пятница». И хотя вы скажете, что это тест для пиарщика, на мой взгляд, это правильная метрика оценки навыков копирайтера. Хороший автор поймет, как нужно подать контент. Но копирайтеры крайне неохотно выполняют тестовые задания, и их можно понять.
Метод третий – посмотреть реализованные ранее работы, что позволит сделать вывод о способе оформления текста, внимательности автора.
Как правило, у начинающего фрилансера мало опыта, но есть собственное лицо, свой стиль, если хотите, мысли о том, кем хотелось бы быть. Находясь в среде и следуя за тем, чего хочет заказчик, большинство специалистов как бы усредняют свои способности, перестают развиваться, расти над собой. Но успешными становятся те, кто постоянно оттачивает навыки, извлекает уроки из каждого проекта, совершенствует мастерство, работает над качеством услуги, занимается самопиаром – ведет блог, делает рассылку, выступает на отраслевых мероприятиях, поддерживает контакт в профессиональной среде, позиционирует себя как эксперта.
– И все-таки с чего начать свой профессиональный путь новичкам?
О.К.: – Больше работать, не бояться брать сложные проекты. Работать на портфолио, за любую оплату, если это интересный для вас проект. Это самое главное. А еще не терять желания заниматься чем-то творческим. Всем коллегам – больше энергии и новых горизонтов в профессии.