Творите мифы о себе
На мартовской встрече Гильдии медиафрилансеров Союза журналистов СПб и ЛО секретами самопрезентации в социальных сетях и, в целом, построения личного бренда с участниками поделилась руководитель маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонская.
Личный бренд
В начале встречи Теххи рассказала немного о себе, и оказалось, что свой путь в сфере коммуникаций она начинала именно как журналист.
– Я из детской журналистики, мой путь, примерно 20 лет назад, начался в газете «5 углов». И так зародилась моя дружба с текстом, с коммуникациями. История с журналистикой переросла в мечту работать в пиаре, когда я заканчивала школу, эта профессия только появлялась в России. Потом она переродилась в любовь к маркетингу, и я открыла свое агентство.
Рассказ про построение личного бренда Теххи начала с небольшой психологической вводной, так как зачастую первым камнем преткновения становится именно страх рассказать о себе. Как-то нескромно же, это же хвастовство. Журналисты с легкостью классно расскажут о ком-то другом, но не о себе. И начинать выстраивать личный бренд надо именно с того, чтобы разрешить себе говорить о себе.
– Личный бренд – это не только история про лайфхаки и технологии, в какой социальной сети зарегистрироваться и какой пост написать. Это в первую очередь история про то, чтобы разрешить себе заявить о себе, как о Личности и оценить ресурсы. И тогда все остальные инструменты становятся достаточно понятны.
5P и УТП
Начинать выстраивать свой образ надо все же с оффлайна, а не с онлайна. И тут пригодятся классические 5P, которые маркетологи используют для построения бренда.
Product. «Пропишите профессиональные роли и другие сильные и важные роли, которые позволят сформировать о вас определенное мнение. Не один из тысячи других журналистов, а конкретный человек, который обладает определенными социальными ролями. Вы должны их четко понимать и транслировать в сети».
Price. «Цена и ценность. Важно понять стоимость вашего часа. Когда мы видим человека, который не может назвать адекватную цену, мы не уверены в его профессионализме, каким бы он ни был на самом деле опытным. Ценность – это то, в каких проектах мы принимаем участие и насколько мы умеем это транслировать нашему социальному окружению в тех же социальных сетях. Аналогично и про внешний вид, и про уход за собой, создание нужных ассоциативных цепочек».
Place. Это про то, как выглядит офис, или, если его нет, выбрать места для встреч с клиентами. «Здесь я рекомендую единственное правило: скажите НЕТ сетевым кафе. Ищите оригинальные места, соответствующие вашим вкусам. Сетевые заведения дают ощущение, что вы стандартный человек. Ищите интересные местечки, которые интерьером отражают то, что вы хотите сказать своей личностью».
Promotion. Чтобы продвигать себя и свои услуги, нужно понять свою целевую аудиторию. Точнее аудитории, так как чаще всего аудитория неоднородна. «Личный бренд – это тоже бренд. И ему нужно позиционирование, чтобы люди понимали, что вы транслируете. Я называю это интеллектуальным послевкусием».
People. «Близкое окружение должно быть поддержкой личного бренда. Психологически эта тема сложная. У меня многие клиенты сталкиваются с тем, что как только они начинают что-то писать, обязательно приходит «кто-то умный» и говорит: «А что это ты пишешь такое?» Нужно постепенно приучать людей к тому, чем вы занимаетесь».
Теххи Полонская: «Личный бренд, к сожалению, или, к счастью, это увлекательный квест под названием: «Как мне всегда становиться лучшей версией себя»».
В дополнение к вышеперечисленному, нужно понять и сформулировать свое УТП, то бишь «уникальное торговое предложение».
- Когда мы говорим о коммерческом брендинге – УТП снится всем пиарщикам и маркетологам в кошмарах. В обычной нише для обычного человека трудно УТП изобрести. Но в плане личного бренда – удобно. Ваше УТП – это то, что вы делаете лучше, чем 70% людей на земном шаре. И скорее всего, ваша профессия – это ровно то, что вы делаете лучше 70% людей. Если вы пишете классные тексты, да еще и без ошибок, это уже УТП.
Сети, мифы и харизма
Разговор про сети начался с того, без чего в сетях просто делать нечего, а именно с фотографий. Хороших качественных фотографий. И одной из важных ваших иллюстраций в сетях является ваша аватарка.
- Когда у человека на аватарке селфи или бытовые фото, то он транслирует, что серьёзная фотосессия ему или ни к чему или не по карману. Явно не про востребованного специалиста история. Аватар «я и мои дети», а тем более только дети — проблема слияния. Пойди разгляди за родительской ролью профессионала. Тут даже приоритеты другие. Цветочки, пингвинчики и прочие кошечки вместо ваших фото демонстрируют проблемы с идентификацией. Детское фото (и в принципе, фото, которому больше 7-10 лет) – инфантилизм и не принятие себя нынешнего. Люди, которые занимаются коммуникациями, считывают это осознанно. Те, кто не занимается, тоже вряд ли выберут специалиста, который представляет себя в виде кошечки или цветочка.
Безусловно, не помешает в деле построения личного бренда и харизма. По мнению Теххи, харизма – это не то, с чем либо рождаешься, либо нет. Это то, с чем можно работать. По сути, харизма – это уверенность в себе, понимание, чего ты хочешь и чего ты стоишь.
– Во многом это история про психологию. Когда мы четко понимаем, кто мы, чего хотим, на какие условия мы согласны, а на какие нет. Когда мы уверены в себе, не ждем, что мир нам что-то должен, а люди нас должны беречь, потому что мы же такие «травматики». Когда мы выросли и понимаем, на что мы можем влиять, а на что нет, не пытаемся менять других людей, не берем на себя ответственность за все, включая голод в Африке, четко соблюдаем свои границы и не лезем в чужие, и при этом идем вперед, сохраняя любопытство и искренность, мы становимся харизматичны.
«Творите мифы о себе» – призвала собравшихся Теххи. «Что, врать?» – тут же промелькнуло, наверняка, в головах у многих собравшихся. Но речь вовсе не о сочинении завиральных историй, а о грамотной подаче своей собственной. Ведь всегда можно интересно рассказать о том, кем вы стали и как.
– Есть две классические вариации. Первая: «Я был несчастен, все было плохо, потом я стал работать надо собой, много работал не покладая рук, добился и теперь вам это несу». В такую историю верят. Вторая история – человек-звезда. «Я родился с золотой ложкой в зубах, всегда был талантлив, в три года писал стихи, в пять выиграл конкурс и т.п.» В жизни каждого человека чаще всего присутствует и то, и другое. Подумайте, что вам ближе, история неудачника или звезды, и попробуйте упаковать историю своего профессионального становления в одну из этих вариаций.
План
После того как вы разобрались с самим собой, разрешили себе рассказывать о себе, сформулировали свои 5P, осознали свое УТП, сформулировали интересную историю профессионального становления, запаслись хорошими фотографиями, пришла пора составлять план для социальных сетей. И первый вопрос: а в каких сетях себя представлять?
– Правило выбора площадки простое. Если вам очень некомфортно на этой площадке – не работайте на ней. Не понимаете вы Инстаграм, мутит вас от необходимости делать эти фотографии – вы можете без него обойтись. Не обязательно быть везде. Лучше пусть будет одна соцсеть, но сделанная качественно.
Если у вас уже созданы страницы в социальных сетях, которые вы планируете развивать с точки зрения личного бренда, первым делом надо проверить, нет ли там лишней информации. Фотографии былых подвигов во время совместных с друзьями распитий ящичка пива, 15 альбомов с детишками, сидящими на горшке, ссылок на страницы и блоги, которые совсем не нужно показывать с точки зрения выбранного образа.
Теххи Полонская: "Если мы делаем личный бренд, мы прощаемся с личной жизнью".
– Сомнительные увлечения у всех бывают. Но проверьте, чтобы регистрация, например, на БДСМ форуме не совпадала ником с вашим url в ВКонтакте. Если кто-то грешил красивыми обнаженными фотосессиями, постарайтесь сделать так, чтобы они хотя бы по вашему имени-фамилии не нагугливались.
В деле ведения сетей много интересных и полезных мелочей, которыми Теххи щедро делилась с аудиторией. Например, не забывать упоминать других людей в своих постах, когда есть такая возможность. И не просто упоминать, а делать их имена «кликабельными». Почаще лайкать и писать комментарии тем людям, в которых вы особо заинтересованы. Создавать больше собственного интересного контента. И фильтровать, фильтровать, фильтровать…
- Рецепты огурцов и фотки с дачи – все подряд не выложишь. Надо фильтровать. Стимулировать больше реальных инфоповодов, которые имеют отношение к тем ценностям, которые в вас есть и которые вы хотите показать. И скрывать инфоповоды, которые формируют не тот имидж, что вам хотелось.
Рекомендуем прочитать интервью Теххи Полонской о том, как построить личный бренд не ломая, а развивая свое Я: "Серая мышь на чужих «лабутенах»"