У Дома журналиста особая аура
В Доме журналиста 16 августа состоится летний концерт, на котором впервые после длительного перерыва зрители смогут услышать, как звучит недавно отметивший столетие рояль Stеinway. Играть на нем будет юная пианистка, дипломант и обладательница специальной премии недавнего Международного конкурса им. Рахманинова Римма Качалова, одна из участниц программы «Молодые исполнители России» Санкт-Петербургского Дома музыки. О грядущем концерте и сотрудничестве с Домом журналиста мы попросили рассказать заместителя генерального директора Дома музыки Марию Ханько.
Камерный зал
Цикл концертов «Молодые исполнители России» мы проводим в рамках проекта «Высшие исполнительские курсы». Программы концертов и солисты определяются в результате очень серьезного всероссийского отбора, который осуществляет лично Сергей Павлович Ролдугин – наш художественный руководитель. Выступления молодых музыкантов с симфоническим оркестром традиционно проходят в зале Дворца Белосельских-Белозерских. Но у ребят много сольных камерных программ. Ведь мы готовим их к конкурсам, а на любом конкурсе всегда требуется и сольная программа. Получается, что огромное количество подготовленных программ негде представить слушателю. Камерная музыка требует соответствующей атмосферы. В большом зале проводить такие концерты не всегда удобно и уютно. Нужна особая площадка, своя аура, свое место. И эта наша потребность радостно встретилась с фактом завершения ремонта Дома журналиста.
Концертный зал Домжура многие музыканты знают и помнят. Выступать здесь – это важно и престижно.
Место – Невский проспект – очень удобно для зрителей. Все это складывается в такую замечательную ауру площадки, что, думаю, многие концертные организации стали внимательно смотреть в ее сторону. Мы первый концерт в Домжуре делали уже весной, и все остались очень довольны. Настоящий камерный салонный зал, с хорошей акустикой, по последнему слову техники оборудованной сценой. Прекрасно, что у Домжура есть такие возможности.
У нас в Доме музыки тоже есть камерный зал. Но сложилась традиция, что в Английском зале Дома музыки выступают заслуженные мастера, известные солисты. При этом, молодые и совсем еще не известные ребята также хорошо играют. Особенность этих концертов как раз в том, что исполнители прошли серьезный отбор, они готовятся к конкурсам и на концертах выкладываются по полной. Еще одна «изюминка» этих концертов в том, что ребята полностью готовят программы сами, мы не вмешиваемся, это – совершенно авторский продукт. И для зрителя уникальная возможность увидеть исполнителей, у которых есть очень-очень большие шансы в ближайшее время стать настоящими звездами.
Солнечный концерт
В Доме журналиста мы уже провели три концерта. Аудитории, конечно, надо привыкнуть к новой площадке, узнать о ней. Но все, кто сюда приходили, остались очень довольны. Наша публика достаточно консервативна, ей важно и расположение зала, и его комфортабельность. Зрители оценили, что и приезжать удобно, и кресла очень комфортные, и зал уютный. И сам Дом журналиста очень красивый, это отмечают все гости.
16 августа мы проводим четвертый концерт. И мы решили сделать летний, солнечный концерт, с которого зритель выйдет с очень хорошим настроением. Гостей ждет европейская классика для флейты и фортепиано.
Выступят победительница Международного конкурса «VIVA MUSIC» (Казань, 2013) Аделина Тазиева (флейта), а также дипломант и обладательница специальной премии Международного конкурса им. Рахманинова (В. Новгород, 2016) Римма Качалова (фортепиано).
Для них как полноценных артистов это будет одно из первых представлений, один из первых шагов во взрослую жизнь. При этом обе исполнительницы уже очень ярко о себе заявили.
Аделина Тазиева – сестра также участвовавшей в нашей программе «Молодые исполнители» Диляры Тазиевой. Это редчайший случай. У нас все солисты проходят индивидуальный отбор, по принципу «сестра-брат», «муж-жена» никто не проходит. Но Аделина и Диляра – это тот случай, когда звезды сошлись, и обе сестры оказались очень талантливы. Аделина – яркая самобытная флейтистка, которую, я уверена, публика оценит и полюбит не меньше, чем ее старшую сестру.
Вторая исполнительница – Римма Качалова – ученица известнейшей пианистки и педагога Зоры Цукер. Зора Менделеевна каждый раз поставляет нам новых звезд, например, она взрастила такую петербургскую звезду, как Мирослав Култышев. Мы надеемся, что и Римму ждет большое будущее.
На концерте 16 августа Римма будет играть на рояле Дома журналиста. Это старинный инструмент, что, кстати, обычно не плюс. Все современные рояли, если их активно используют, можно списывать буквально через 5 лет. Рояль – это не скрипка, с возрастом лучше не становится, за крайне редким исключением. И рояль Домжура как раз такое исключение. Это поразительно хорошо сохранившийся Steinway.
Насколько я знаю, в городе нет другого действующего рояля такого солидного возраста. Совершенно уникально, что рояль так хорошо сохранился и его можно использовать.
После длительного молчания 16 августа рояль вновь зазвучит в стенах Дома журналиста. Все ждут этого с нетерпением. То, что такой старинный инструмент, начинает новую жизнь – это удивительно.
Рояль
Компания Steinway & Sons была основана в 1853 году в Нью-Йорке. Ее основатель, Генри Стенвей, изготовил свой первый рояль в 1836 году, на кухне своего дома. Уже в этом инструменте, который позже окрестили «кухонным роялем», были успешно реализованы многие ключевые разработки для фортепиано. Компания Steinway & Sons зарегистрировала более 128 патентов и стала основателем современных концепций фортепианостроения.
Каждый рояль Steinway представляет собой уникальный экземпляр ручной сборки. И каждый рояль имеет свой уникальный номер, который позволяет узнать дату его создания. По нашему запросу компания сообщила, что рояль Дома журналиста представляет собой черный полированный инструмент модели О-180 1910 года выпуска. Надо отметить, что рояли модели О-180 компания выпускает до сих пор. Эти инструменты предназначены для профессиональных пианистов и опытных музыкантов и отличаются точностью и невероятной глубиной звучания.
По данным компании, рояль Дома журналиста был изготовлен на заводе в Гамбурге и 13 октября 1910 года отправлен в Кишинев. К сожалению, дальнейшая судьба инструмента производителю неизвестна.
И остается только гадать, каким образом рояль перебрался из Кишинева в Санкт-Петербург. Но, насколько нам известно, в 1972 году, когда Особняк Сухозанета был передан Правлению Ленинградской организации Союза журналистов СССР для организации в нем Дома журналиста, рояль Steinway занял свое почетное место на Невском, 70.