Операция «Айсштосс» («Ледяной удар»)
В эти же дни, когда умирали дети семьи Гавриловых, командование вермахта готовило операцию «Айсштосс» («Ледяной удар»).
Вы, господин Польман, об операции «Айсштосс» ничего не пишете в своей книге, отделываясь, как всегда, краткими сообщениями о передвижении войск и сетованиями на неудачи, на несбывшиеся возможности в дни штурма Ленинграда в первой половине сентября 1941 года, когда генерал Рейнгард видел золотые купола. Даже сравниваете неудачу вермахта под Ленинградом, с неудачами немецких войск на Варне.
И еще хочу заметить, господин полковник, что жестокость вермахта по отношению к блокадному Ленинграду не только не могла сломить горожан, но, наоборот, укрепляла дух сопротивления. Вы это не могли не понимать, когда писали свою книгу. Почему же промолчали? Не сказали правды? Могу лишь предположить: в 1945 году советские войска не до конца выбили из головы у некоторых немцев дух милитаризма и стремления к легким победам, к которым они привыкли в Европе до встречи с русскими. Возможно, я ошибаюсь. Мне бы хотелось этого: лучше иметь много друзей, чем врагов.
Однако, как из песни не выкинешь слова, так нельзя выбросить из жизни того, что было на самом деле. Операция «Айсшлосс» осуществлялась немецким командованием в начале 1942 года, чтобы уничтожить корабли эскадры Балтийского флота, защищавшие Ленинград, и сорвать навигацию через Ладогу. Корабли мешали немецким войскам дальностью и точностью стрельбы, что позволяло войскам и горожанам эффективно бороться с действиями врага и противостоять разрушению города.
Главный удар должен был нанести 1-й немецкий авиакорпус. Враг серьезно готовился. На льду озера соорудили макеты советских кораблей в натуральную величину и проводилили тренировочные бомбометания. Однако не все шло так гладко, как планировали.
Так, немецкие тренировки в день объявления приказа по 1 авиакорпусу сорвала группа наших авиаторов, ведомая капитаном Петром Покрышевым. Они решительно атаковали немецкие самолеты и два из них сбили.
Успешно действовало и звено старшего лейтенанта Петра Лихолетова. Оно также смело атаковало группу из 12 самолетов противника и два из них сбили.
4 апреля 1942 года у ленинградцев было хорошее настроение: встретили продовольственный обоз, который через фронт доставили партизаны. Важное событие произошло у моряков КБФ. По радио сообщили, что экипажи двух кораблей Краснознаменного Балтийского Флота – минного заградителя «Марти» и эсминца «Стойкий» – удостоены Гвардейского звания.
318 тысяч ленинградцев в этот весенний день трудились на уборке улиц, площадей, набережных и дворов.
И вдруг с Волкова кладбища, где находились станции радиоуловителей самолетов, поступил доклад:
- Обнаружена над Мшинским болотом большая группа вражеских самолетов, держащих курс на Ленинград...
Через две минуты доложили о второй, а еще через две о третей группе.
Своевременное оповещение сорвало внезапный воздушный налет противника. Враг потерял 18 самолетов от заградительного огня ПВО и зенитной артиллерии кораблей КБФ, так и не сумев решить задачи по осуществлению операции «Айсштосс».
Однако враг не смирился с неудачей. Провал 4 апреля планировали компенсировать грандиозной воздушной и артиллерийской атакой 24 апреля, когда начался весенний ледоход на Неве, и маневры кораблей были затруднены. На это и рассчитывал противник. Рано утром 72 немецких бомбардировщика поднялись в небо. Их сопровождали 20 истребителей.
Вот как действовали экипажи кораблей эскадры КБФ, отражая налет авиации врага.
4 апреля 1942 года по линкору «Октябрьская революция» наносили бомбовые удары 33 самолета врага. Попаданий не было: зенитчики корабля помешали прицельному бомбометанию. Противник потерял два самолета.
Ночью самолеты повторили налет, но опять безуспешно.
24 апреля противник продолжил операцию «Айсштосс». Линкор атаковали 16 «юнкерсов». Скоротечный бой длился шестнадцать минута. Попаданий не было, хотя вокруг корабля все было вспахано взрывами. Лед и земля зияли темными пятнами. Все гудело.
27 апреля враг сделал еще одну попытку уничтожить корабли КБФ. Над городом и Невой снова были в воздухе немецкие бомбардировщики. Через заградительный огонь ПВО к линкору прорвались 13 самолетов. За считанные минуты боя корабельные зенитчики подожгли и сбили два из них. Атака была отбита.
Наиболее суровые испытания выпали на долю крейсера «Киров», флагманского корабля эскадры КБФ. Корабль тогда стоял на правом берегу Невы у 19-й линии Васильевского острова.
4 апреля в день массированного налета авиации по плану операции «Айсштосс» на крейсер было сброшено 10 авиабомб, одна из которых нанесла серьёзные повреждения. Она пробила две палубы и борт. 24 апреля фашистские самолеты опять совершили массированный налет на крейсер. На этот раз повреждения оказались еще более значительными. В корабль попали 3 авиабомбы и один снаряд, которые вызвали пожар в отделении вспомогательных котлов и смежных помещениях. Загорелся зенитный боезапас, который пришлось выбрасывать за борт. Снаряды рвались в руках матросов, но все мужественно выполнили команду.
Все 100-мм орудия с прислугой и два 37-мм автомата были выведены из строя. Разрушены запасной командный пункт, кормовая ходовая рубка, ходовой и сигнальный мостик, многие технические средства и приборы управления стрельбой. Внушительными были потери экипажа – 78 убитыми и 46 раненными.
Опасаясь очередного налета, командование эскадры приняло решение сменить «Кирову» место стоянки. В ночь с 24 на 25 апреля «Киров» был перемещен к набережной Красного флота, чуть выше моста Лейтенанта Шмидта, а на его место привели старое учебное судно «Свирь».
Командующий эскадрой вице-адмирал Ралль не ошибся в своем решении. Ранним утром юнкерсы вернулись и успешно, как считали они, атаковали «недобитого флагмана» эскадры КБФ.
В жизни так бывает: оказывается, в старый учебный корабль, жертвуя собой, может спасти флагманский корабль эскадры и со славой остаться в истории Военно-Морского флота.
Тяжелый бой вел крейсер «Максим Горький», атакованный подразделениями 1-го воздушного флота Германии, начавшего операцию «Айсштосс». В первый налет на крейсер было сброшено более 70 бомб. 24 апреля «Максим Горький» атаковали 22 самолета противника. Около бортов рвались немецкие бомбы и снаряды. Но корабль благодаря плотному заградительному огню корабельных зенитчиков серьезных повреждений не получил.
27 апреля атаки на «Максим Горький» повторилисьодновременно самолетами и артиллерией. Вечером этого же дня корабль сменил огневую позицию и стал у причала завода «Судомех», где простоял до мая 1944 года.
Доклады со станции оповещения, находящейся на Волковском кладбище, о налете вражеской авиации поступали регулярно. Предупреждения об опасности атак противника знали все корабли эскадры КБФ. Действовали, сообразуясь с обстановкой. Особенно обращали внимание на маскировку. И это приносило ощутимые результаты, хотя не всегда удавалось избежать атак самолетов врага.
Эсминец «Грозящий» получил повреждения и его поставили в док Канонерского завода.
4 апреля 1942 года по корме эсминца «Свирепый» и недалеко от борта упали 3 авиабомбы, причинившие повреждения, которые были устранены личным составом. Корабль продолжал огонь.
24 апреля 1942 года эсминец «Сильный» огнем 37-мм зенитного автомата сбил немецкий самолет-разведчик. Вражеский самолет упал на территорию Адмиралтейского завода. Корабль повреждений не имел.
Эсминец «Славный» часто менял стоянки на Неве. Это затрудняло противнику задачу засечь его основную боевую позицию, откуда «Славный» обстреливал врага.
Артиллеристы главного калибра «Славного» уничтожили крупнокалиберную батарею противника, обстреливавшую Финляндский вокзал.
3 апреля 1942 года нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов подписал приказ о присвоении гвардейского звания эсминцу «Стойкий» эскадры КБФ. В этот день зенитчики «Стойкого» сбили немецкий бомбардировщик.
Эсминцы «Строгий» и «Стройный» регулярно проводили по заявкам сухопутных частей контрбатарейные и стрельбы. Повреждений в период операции не получили.
Всего за апрель 1942 года 1-й воздушный корпус противника произвел 6 массированных налетов на корабли эскадры КБФ. И каждый из них сопровождался обстрелом.
Знакомство с журналами боевых действий кораблей свидетельствует о главном: врагу не удалось ни уничтожить корабли эскадры в период ледовой обстановки на Неве, ни сорвать подготовку флота к летней компании на Дороге Жизни – Ладоге.