Откуда берутся газетные дизайнеры?
На семинаре в Союзе журналистов на тему «Визуальный облик современных печатных СМИ: возможности, новации и проблемы» выступили известные дизайнеры и визуальные журналисты.
Зачастую редакции экономят на дизайнерах и визуальных журналистах. Рассуждая о профессии дизайнера, Владимир Никитин, доцент факультета журналистики СПбГУ, возглавлявший долгое время кафедру производства и оформления газеты (сегодня – кафедра медиадизайна и информационных технологий) отметил: «Роль дизайнера заключается только в том, чтобы сделать чтение желательным и легким. Сегодня у нас нет большой школы газетного дизайна. Конечно, выпускники факультета журналистики понимают задачи газетного дизайна. А выпускники других вузов, где обучают графическому дизайну? Там вас научат, но не дадут возможности понимать сущность газетного дизайна. Сегодня выходит огромное количество изданий, в которых якобы присутствует дизайн, но который не дает возможности читать…»
В Ленинграде была своя оформительская газетная школа. Модератор упомянул имя легендарного заведующего отделом оформления «Ленинградской правды» Юлия Гальперина, рассказав такой случай. Однажды, в далекие семидесятые, проезжая в один из дней по городу, Владимир Никитин заметил, что вместо «Ленправды» на газетных стендах расклеены полосы неизвестной газеты. Это была «Ленправда», но с ней что-то произошло… Всё прояснил звонок в редакцию, где фотографу ответили: «Гальперин в отпуске».
Раньше большинство газетных художников-оформителей выходили из стен Мухинского училища. Например, его окончил Дмитрий Бюргановский, когда-то создавший визуальный облик газет «Смена» и «Час пик».
Главный художник издательства «Лимбус Пресс» Александр Веселов, тоже выпускник «Мухи», оформивший сотни книг и несколько журналов, полагает, что для любого дизайна (промышленного, газетного) важно понимание одних и тех же вещей.
«Как создается любой дизайнерский продукт, неважно – автомобиль, здание или журнал? Всякий честный дизайнер сначала задается вопросом: вещь, которую ты проектируешь, нужна или не нужна? Перед началом чего-то нового важно оторваться от предыдущих своих проектов. Каждый новый проект заставляет думать по-новому. Самое главное – это создание образа и разработка концепции – направления, по которому вы двигаетесь».
Александр Веселов (преподаватель факультета искусств СПбГУ):
«Что такое дизайн? Хорошая музыка – это дизайн. Хорошая архитектура – это дизайн. Я пошел в полиграфию, в типографию Ивана Федорова. Там была такая школа! Такие фантастические мастера! Они делали для высокой печати формы в ужасных условиях. Японцы не могли поверить, что эти формы туда не привозят, думали, что их обманывают. Меня приняли там как своего. Бывает – либо плохой дизайнер, либо его нежелание работать в газете. Проблемы здесь нет. Важно хорошее дизайнерское образование. А где ты будешь работать, зависит от тебя, ты сам решаешь, куда идти. Кроме, пожалуй, архитектуры, где необходимо ощущать себя внутри. А дизайнеры привыкли ощущать себя снаружи вещи».
Как отметил дизайнер, дети одиннадцати лет, посещающие школу печатного дизайна, способны удивить и студентов профильных вузов.
Владимир Никитин (доцент факультета журналистики СПбГУ):
«В других вузах готовят именно дизайнеров. Мы же выпускаем людей, которые могут работать в печатном издании. Большинство из выпускников станут дизайнерами-исполнителями – будут всё понимать и им не надо будет бить по рукам. Далеко не каждому удается создавать новый продукт. Сколько у нас новых журналов? Но сколько выходит! И тут должны работать люди – исполнители. Есть композитор, а есть музыкант. И те и другие нужны».
Участница семинара Ника Куковицкая обратилась к проблеме с нехваткой художников-иллюстраторов. Есть фотографы, карикатуристы, но нет людей, которые рисуют для печатных СМИ. Александр Веселов ответил на вопрос так: «Везде дефицит хороших художников. Их “вывела” наша жизнь. Потому что долгое время им никто не платил. И беда еще в том, что многие студенты уезжают работать за границу. На самом деле хороших рисовальщиков не так уж много. У графических дизайнеров, окончивших специальный курс, есть специализация, и среди них мало тех, кто рисует. Чистых рисовальщиков с курса – два-три человека. Это очень мало, и их с руками отрывают».
Сергей Мешавкин работал в разных районных газетах, но сначала не в Петербурге. В «Мой район» попал после победы на дизайнерском конкурсе, когда в газету набиралась команда дизайнеров. Во многих редакциях нет больших дизайнерских групп из нескольких человек, как в «ДП» и в «МР». Однако эксперт полагает, что и в районных небольших редакциях можно добиться успеха. Например, редакция «Киришского факела» (Ленинградская обл.) поразила своей дизайнерской работой жюри престижного конкурса. Или газета «Крайний Север», где каждый оформительский элемент на газетной полосе не случаен.
Арт-директор «ДП» Иван Анишев по образованию филолог, сначала занимался «текстовой частью» – придумывал заголовки. В итоге стал дизайнером. По его мнению, дизайнер – это и копирайтер, и журналист, поэтому часто использует термин «копидизайн».
Похожее мнение высказал Сергей Мешавкин: «Дизайнер должен быть отчасти журналистом. Кто такой визуальный журналист? Это тот, кто поможет журналистам добиться наибольшей эффективности их текстов».