Реализованные случайности
Встречи проекта «Культурная столица» в уютном зале Дома журналиста – это всегда интересно, познавательно, любопытно, впечатляюще… Но 5 марта было особенно ярко, весело и тепло. Теле- и радиоведущая, композитор и художественный руководитель музыкального театра детей "Радуга" Марина Ланда порадовала зрителей и историями, и песнями, и видеосюжетами.
Радио
Марина Ланда: «Говорят, «реализованные возможности», а вся моя жизнь – реализованные случайности».
Марина Ланда попала на радио случайно и вскоре стала автором и ведущей (вместе с Михаилом Черняком) программы «Отдушина», имевшей невероятную популярность в сложные 90-е годы. По воскресеньям в 11.30 из радиоприемника раздавалось: «Отдушина, отдушина, для всех друзей отдушина»… И многим эта передача на самом деле помогала найти точку опоры, пережить трудные времена, становилась настоящей отдушиной.
– Это было время, когда на радио писали письма. И я помню прекрасное ощущение первых писем, которые пришли на программу «Отдушина». Первые письма мы с Мишей Черняком буквально учили наизусть, а потом их были мешки. Я знаю, что это такое, когда говорят «мешки писем». Это не преувеличение, не фигура речи. Это действительно мешки писем. Иногда на конверте было просто написано: «Петербург. Радио. Отдушина. Маше». Все. И они доходили…
Передача Радио России шла на всю страну. В мешках были письма из самых разных уголков России. В них были и благодарности, и просьбы о помощи, и признания в том, что передача спасла от мыслей об уходе из жизни, и даже истории о том, что люди нашли друг друга, слушая эту передачу.
– Помню одно письмо от врача, который был дежурным в воскресенье утром. Он шел к пациентке и переживал, что пропустит «Отдушину». А когда он к ней пришел, она сказала: «Извините, пожалуйста, можно я Вас чуть-чуть задержу? Идет моя любимая передача. Давайте я вам чаю налью». И они послушали отдушину… Они поженились потом. Это удивительно, но это так.
«Отдушина» теперь – архив Радио России, но программу помнят до сих пор. И в этом году "Радио России" начала ретроспективу программы "Отдушина". Марина же ведет теперь по субботам в 18.00 программу «Музыкальные истории», в которой герои рассказывают свою жизнь через музыку.
– «Музыкальные истории»… Эта передача мне сейчас не менее дорога, чем «Отдушина». Это как бы саундтрек к жизни каждого. Мы, когда записываем передачу, сидим вдвоем. Никто и ничто нам не мешает. И я вижу, как на моих глазах человек с себя скидывает годы, снимает защитный панцирь, который на каждом из нас нарастает за жизнь. Человек вспоминает детство, своих близких и преображается. Есть всего несколько минут, когда он становится самим собой. Таким, каким он был в детстве, и ради этих минут стоило все это затевать. Потому что вдруг ты видишь перед собой абсолютного ребенка, который говорит о маме, о бабушке, поет песни расстраивается и радуется. Были случаи, когда во время записи передачи человек вспоминал то, что он не вспоминал много-много лет.
Марина Ланда садится к роялю, и под ее руками 100-летний Steinway Дома журналиста оживает. Зал с удовольствием подпевает знакомым мелодиям: «Темная ночь...», «Как много девушек хороших...»
Телевидение
"Роман с телевидением" у Марины Ланда начался также случайно… И, можно сказать, не с первой попытки. Впервые на голубом экране она оказалась еще в детстве, лет в семь.
– К нам в школу пришел известный тогда режиссер телевидения и театра и выбрал меня для передачи «Изучайте иностранные языки». Я по пластинкам родительским знала невероятное количество песен на иностранных языках и помню их до сих пор. Спустя много лет был юбилей этой программы, и меня пригласили прийти и спеть что-то из того репертуара.
Эта вторая встреча с телевидением чуть не сделала из Марины диктора. В день, когда она пришла «спеть» в телецентр, как раз шел набор желающих на дикторские курсы. Претендентов было очень много, 30-40 человек на место.
– Женщина, которая меня пригласила спеть для юбилея программы, спросила: «Хочешь без очереди? Я могу тебе это устроить». Я туда пошла, села, прочитала стихотворение «Мороз и солнце, день чудесный». Меня спросили: «Вы поете?» Я спела: «Отвори потихоньку калитку». И ушла домой. Через какое-то время раздался звонок: «Почему не интересуетесь своей судьбой? Вы прошли на дикторские курсы в составе группы в 10 человек».
Диктором Марине стать все же не довелось. Курсы, на которые набрали группу, закрылись, так и не начав обучение. И третий «заход» на телевидение Марина Ланда сделала уже как руководитель музыкального театра детей «Радуга». Ей предложили вести вместе с театром еженедельную программу. Увы, программу тоже закрыли. Детское вещание, нельзя давать рекламу, дело неприбыльное.
И все же, роман с телевидением получил свой хэппи-энд. Будучи уже композитором мультсериала «Смешарики», Марина приехала в Москву отбирать детей для телевизионной программы «Смешные праздники».
– И вот тогда совершенно случайно мне предложили: «Может быть, Вы попробуете ее и вести?» Я сказала: «Почему нет». Мне пригнали много детей, и нужно было сделать так, чтобы эти дети запели. Я была поставлена в экстремальную ситуацию. Детей вижу в первый раз, несколько минут в жизни, их нужно расшевелить, и все снимается на пленку. А им жарко или холодно, они сидят по два часа – ждут, мамы их тютюшкают и дергают. И я подумала, что есть вещь, которую каждый человек, есть у него слух или нет, может спеть. Это имя свое… Я села к роялю и спела: «Меня зовут Марина Анатольевна, а как скажите вас зовут?» Это стало таким паролем.
Друзья-музыканты говорили Марине: «Ты камикадзе, это невозможно». А она смогла. В день снималось по четыре передачи. 100 человек входят – 100 человек выходят. И каждый раз не знаешь, как ответят на музыкальный вопрос дети. Уже прошло много лет, но до сих пор Марина Ланда иногда слышит от незнакомых людей: «Ой, вы же Марина Анатольевна!»
Театр
Еще будучи студенткой дирижерско-хорового отделения, Марина Ланда сначала в качестве концертмейстера, затем — руководителя вокальной группы включилась в работу эстрадного ансамбля «Радуга», основанного в конце 70-х годов. Ансамбль успешно выступал в Ленинграде, гастролировал по стране и за рубежом, снимался на телевидении. Но в 1992 году ансамбль распался…. Этот год стал для Марины Ланда особенным: именно в этот год она пришла на радио и в этот же год встретила Сергея Васильева, вместе с которым сейчас возглавляет театр «Радуга» и работает со «Смешариками».
– Пропал комсомол, закрылся «Дом молодежи», бывший местом обитания ансамбля, огромный коллектив в 70 человек некуда было девать. Мне удалось спасти маленькую вокальную группу. И именно на ее базе родился новый организм – музыкальный театр детей «Радуга».
Но вначале на основе вокальной группы Марина Ланда создала радиотеатр, который базировался на Радио России на Итальянской улице. Название осталось прежнее — «Радуга». Ребята принимали участие в подготовке и проведении передач и радиоспектаклей. В том же году актер, режиссер, народный артист РСФСР Зиновий Корогодский пригласил Марину стать музыкальным руководителем в только что созданном центре «Семья».
– Там был прекрасный курс, мы с ними очень дружили и дружим до сих пор. Одним из студентов был Сергей Васильев. И в 1998 году мы встретились снова. Это был день, когда ко мне подошли – я уже не помню, кто был тогда новым директором на нашем радио – и сказали: «Ваша передача «Отдушина» в это воскресенье идет в последний раз. И у вас там какие-то дети еще занимаются? Так вот, не надо…». И я поняла, что рушится огромная составляющая моей жизни. И перечеркнута она в одно мгновение. Я вообще-то не плакса, но тогда вышла на угол Итальянской и Садовой – горько-горько заплакала. Мимо проходил Сережа с мамой. Они меня зареванную даже не узнали, но Сергей спросил: «Может, я могу чем-то помочь?». Чем тут поможешь? Но я знала, что он ушел из театра и сказала: «Может, ему я могу чем-то помочь?» Хотя чем? Передачу закрыли, детей надо разгонять. Но я давно хотела поставить спектакль по Окуджаве. И предложила Сергею: «Только денег нет, и театр бесплатный». Он сказал: «Давай попробуем».
Этот спектакль «Старая квартира» сыграл в судьбе обоих важную роль. Однажды после спектакля к ним подошел кинорежиссер и предложил: «У меня малобюджетный фильм, напишите к нему музыку». Это был фильм, а точнее сериал, снятый по мотивам произведений Андрея Константинова, «Агентство «Золотая пуля»». А вскоре их пригласили написать музыку к мультику «Смешарики».
«Смешарики»
С чего начался путь композитора Марины Ланда? Как она шутит, «с лени».
– В детстве мне было очень лень заучивать произведения, которые я играла, и я все время придумывала финалы. Мне преподавательница сказала: «Надоела ты уже со своими финалами, сочиняй уже сама». И я стала пробовать. Первое произведение написала в 5 классе.
Первая песня родилась случайно. Сидя в одной компании с Сергеем Рогожиным, Марина сказала: «Сережа, как ты похож на цыгана». «Да не цыган я», – ответил певец. И через 10 минут родилась песня «Не цыган», которую Сергей Рогожин поет до сих пор. После были песни для театра, музыка для спектаклей и фильмов, но все же самые всенародно известные и любимые – это песни «Смешариков».
В этом году «Смешарикам» 15 лет. Они уже стали гигантской индустрией: игрушки, конфеты и так далее. Но по-прежнему всю музыку к мультсериалу, все чудесные мелодии и песни пишут Марина Ланда и Сергей Васильев. И 15 лет назад они представить себе не могли, что их песни к мультику будут исполнять симфонические оркестры, а сам мультсериал получит Государственную премию.
– Мы были на вручении премии в Кремле. Вручали продюсеру, а мы сидели в четвертом ряду в Георгиевском зале, не веря самим себе. Приехали туда утром, а вечером уже вернулись домой. И казалось, что это все было во сне.
Марина и Сергей исполнили несколько песен из мультсериала, которые также можно будет услышать 27 марта в Театре Эстрады имени Аркадия Райкина на концерте: «Каникулы со Смешариками». Там же прозвучат и песни из благотворительного мультсериала «Летающие звери». Сергей Васильев пояснил, что проект «Летающие звери» благотворительный, и все средства идут в помощь онкологически больным детям. К сожалению, сейчас этот проект переживает не лучшие времена и очень нуждается в поддержке.
Выступили на сцене и ребята из «Радуги», блестяще исполнив знаменитые «Капли датского короля» Окуджавы и «Круглую песню» из «Смешариков». Надо отметить, что в зале было много «радужан» разных возрастов, в том числе и тех, кто занимался у Марины, еще когда она была студенткой. Кстати, в составе нынешнего театра есть уже дочки и сыновья бывших «радужан».
Напоследок Марина повеселила зрителей еще одной чудесной историей.
– Мой дедушка был железнодорожником. Он рассказал мне одну историю, как его друг впервые попал на ТВ и обалдел от того, что его снимают. И он рассказывал, рассказывал про железную дорогу, а тогда был прямой эфир. И уже и оператор, и режиссер ему показывают: «Ну закругляйся, закругляйся…» Он так смотрел, смотрел на эти жесты и сказал: «Хорошо, а теперь я вам расскажу о кольцевой железной дороге». Я не хочу быть, как этот железнодорожник, и буду закругляться.
Впрочем, быстро «закруглиться» Марине не дали. Традиционно зрители захотели пообщаться с гостем, узнать, и кто пишет чудесные слова к песням (Сергей Васильев), и что рождается первым – стихи или музыка, и многое другое. И после от души буквально завалили Марину цветами…
Марина Ланда: «Дом журналиста – это отдельная особая радостная страница. Вот именно на этой сцене мы вместе с Сергеем Лосевым провели 7 так называемых «ночников». Журналистские капустники на старый новый год. Это было очень классно».
ПЕРЕЙТИ К ФОТОАЛЬБОМУ
О следующей встрече проекта «Культурная столица» мы сообщим на нашем сайте и в группах ВКонтакте и Фейсбуке. Следите за нашими анонсами.
Материалы о предыдущих встречах проекта «Культурная столица»
«Культурная столица» – это цикл вечеров в Доме журналиста на Невском, 70, объединяющий общим названием встречи с наиболее яркими, известными, творческими, по-настоящему интересными людьми Санкт-Петербурга и России. В афише цикла – имена ученых, актеров, педагогов, режиссеров, общественных деятелей… Проект «Культурная столица» представит зрителям современную интеллектуальную элиту, даст возможность задать вопросы лидерам мнений, задуматься об актуальном и важном, наполнить жизнь историческими, культурными и социальными смыслами. Проект реализуется при поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России.