Больше, чем телевизор
Вторая встреча образовательного проекта "Настоящая медиакухня" (НМК) Профи-центра Союза журналистов СПб и ЛО прошла 25 февраля. На ней участники беседовали с Андреем Радиным о феномене Дудя, развитии современного телевещания и многом другом.
Образовательный проект "НМК" включает в себя серию семинаров с участием мастеров петербургской журналистики и PR. Цель проекта – показать начинающим журналистам лучшие образцы журналистской и PR-работы, рассказать о сути работы редакций, пресс-служб, PR-агентств, то есть НАСТОЯЩУЮ медиакухню. На семинарах слушатели и спикеры обсудят острые внутриотраслевые проблемы. Модератор – журналист, член Секретариата и сопредседатель комиссии по образованию и подготовке журналистских кадров Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Марина Шишкина.
– Андрей Радин работает в журналистике с 90-го года. Пятый канал, НТВ, Телеканал 100, Питер ТВ, ЛОТ. Его профессиональный путь – это путь настоящего телевизионщика, – представила гостя модератор встреч проекта "НМК" Марина Шишкина. – И говорить с ним мы будем о судьбе телевидения. Живо ли оно еще?
– Судя по тому, что, когда телевизор включаешь, там что-то есть, оно, конечно, живо, – шутит в ответ Андрей Радин. – Будет ли оно существовать? Конечно, будет. Пока существуют люди, которые его смотрят, а они будут всегда, потому что телевизор для кого-то собеседник, для кого-то член семьи, а для кого-то просто некий фон. Говорить о том, живо телевидение или нет, сейчас не совсем правильно. Надо говорить о том контенте, который создают телеканалы, и том, что существует только для интернета. То, что можно увидеть по телевизору, всегда есть и в интернете, а вот то, что есть в интернете, не всегда можете увидеть в телевизоре.
Андрей Радин: "Телевидение все больше приобретает функцию пропагандиста и агитатора, а не информатора и просветителя".
Во время беседы речь не один раз заходит о достижениях технического прогресса. В аудитории много студентов, представителей того поколения, которое меньше всего смотрит в телеэкран, но это вовсе не означает, что они не потребляют телепродукт.
– По сути дела, многие сейчас не задумываются о том, каким способом контент, созданный на телеканале, приходит к вам в дом, – рассуждает Андрей Радин. – Он может приходить непосредственно через телевизор, а может через телефон или компьютер. Телевизор – это лишь один из способов распространения контента. Он существует по принципу сетки вещания. То, что, возможно, хотелось бы посмотреть, идет не в то время, когда вам это удобно. Но все телеканалы имеют сайты, на них выкладывают фрагменты или целые программы. И, забираясь в интернет, вы смотрите то, что вам интересно, но уже посредством другого технического распространителя. Происходит сращивание телевидения с интернетом. Например, телеканал "Москва 24" – технологии, по которым создается этот телеканал - самые современные. У них на сайте показывают все то же самое, что и в ящике, и через соцсети тоже. Их можно смотреть по телевизору, компьютеру, телефону, как угодно. Можно, например, в метро, смотреть без звука, потому что все с субтитрами. Телевидение не умирает, оно видоизменяется, пытается идти в ногу со временем, работать под запрос аудитории.
– Ты думал когда-нибудь, что доживешь до такого времени, когда в Петербурге-Ленинграде, который был законодателем телевизионной моды, телевидения практически не будет? – спрашивает Марина Шишкина.
– Нет, честно говоря, я себе такого представить не мог, и до сих пор пребываю в таком растерянном, даже шоковом состоянии, – признается Андрей Радин. – Сибирские, уральские города имеют по 6–7 телеканалов, которые конкурируют между собой. А такой город, как Петербург, имеет всего два полноценных городских канала. И это ужасно. Ужасно и для тех, кто работает в этой профессии, – достаточно много профессиональных, думающих, обладающих колоссальным опытом людей остались не у дел и вынуждены либо уезжать в Москву, либо искать себя в других областях. Но в первую очередь это ужасно для зрителей. Ведь именно конкуренция создает движение, динамику. Наша беда, наверное, в том, что мы слишком близки к Москве. Чем дальше от Москвы, тем больше конкуренции и финансирования, свободы выбора и мнений. У нас же тем, кто мог бы быть заинтересован в создании телеканала или другого СМИ, удобнее и выгоднее работать в Москве.
Студенты поинтересовались у Андрея Радина тем, как же набираться опыта будущим телевизионным кадрам, если в вузе учат технологиям, которые уже вышли из обихода, на практику особо идти некуда, и с практикантами никто возиться не хочет.
– Очень хороший вопрос, но, отвечая на него, я вам не добавлю оптимизма, – вздыхает Андрей Радин. – Когда мы работали в БМГ, мы занимались с практикантами. Нам хотелось, чтобы пришли люди, у которых горят глаза, которые захотят потом остаться. Руководство было заинтересовано в том, чтобы не покупать, а выращивать своих – выпестованных, пропитанных духом БМГ – сотрудников. Поэтому мы давали возможности практикантам. Сейчас такого нет.
Конечно, в беседе о современном телевидении не обошлось без упоминания Дудя и его ютуб-канала. Почему молодежь, которая, вроде как, имеет клиповое мышление и ничего кроме 2–3-минутных роликов не употребляет, вдруг начала смотреть длинные интервью и фильмы Дудя?
– Если говорить о молодежи, то проблема, мне кажется, не в клиповом мышлении. Они употребляют телепродукт в интернете, находясь один на один с гаджетом, а не так, как раньше – в эфире, в семейном кругу. А все телевизионщики такие манерные, грамотные, так надувают щеки… И тут они видят человека, который ненамного старше их, который естественен, который не боится выглядеть смешным и признаваться в том, что он чего-то не знает или не понимает. И мало кто из них знает, что Юрий Дудь был спортивным журналистом, работал, например, на телеканале "Матч". На мой взгляд, Ю-туб – это огород для непрофессионалов. Я имею в виду тех, кто не учился на журфаках, не осваивал профессию. Каждый может создать любой контент, разместить в ютубе и вдруг получить просмотры в десятки, тысячи раз больше, чем любая телепрограмма. Но Дудь идет другим путем. Сейчас волна интервью – его пробный шар – закончилась. Он перешел к более серьезным проектам – начал с фильма "Колыма", перешел к "Беслану", создал колоссальный по значимости фильм про ВИЧ …Он делает высококачественный профессиональный контент, который создан не по законам интернета. С хорошим монтажем, светом, проработкой, героями. Очень серьезная кропотливая профессиональная работа.
Андрей Радин: "Думаю, Юрий Дудь – просто один из первооткрывателей. Он не побоялся попробовать, и у него получилось, именно потому, что он был самим собой".
Почему же в Петербурге нет своего "Дудя"? Нет ярких стартапов, достигших хотя бы половины его известности и продержавшихся хотя бы один сезон? По мнению Андрея Радина, причины тут в одновременном отсутствии и зрительского запроса, и журналистского желания.
– Сейчас на питерском новостном поле делать такие каналы особо некому. Представители талантливой молодежи или уезжают в Москву, или работают здесь, но на Москву, или вовсе уехали на Бали или Гоа и оттуда работают на кого-то. Почему в конце 80-х - начале 90-х наше убогое нищее ленинградское телевидение блистало на всю страну? Не было же ничего. Совершенно разваливающаяся техника. Помню первую видеокамеру, на которую мы снимали, – половина собрана в Новгородской области, а магнитофон – японский. Этот симбиоз имел совершенно непотребное качество, изначально сыпался. Но на ленинградском телевидении был креатив, во всех редакциях были люди, которые умели придумывать. Тогда было, по сути, два канала – центральное телевидение и Ленинградское. Когда центральное стало Первым каналом, оно благополучно стащило все проекты, включая их названия. Ведь даже "Взгляд" впервые появился на Ленинградском телевидении. И сейчас, с учетом того, что вся концентрация власти и финансов в столице, любой, имеющий возможность создать что-то стоящее, предлагает себя на столичный рынок. Здесь нет людей, которые были бы заинтересованы финансировать, да и запроса со стороны пользователей нет.
В завершение семинара участников пригласили на следующее мероприятие проекта "НМК", которое состоится ровно через неделю, во вторник, 3 марта. В этот раз отвечать на вопросы и делиться опытом с участниками будет представитель департамента общественных связей ПАО "Аэрофлот", а в прошлом петербургский журналист Никита Федоров. Регистрация уже открыта .