Фрилансеры делятся опытом
Традиционный второй вторник Гильдии медиафрилансеров Союза журналистов СПб и ЛО в марте прошел под девизом "Выжить на фрилансе. И преуспеть". Своим опытом по этой теме с медиафрилансерами поделились seo-специалист Николай Тихвинский и smm-специалист, event-продюсер Елена Сергеева - основатели проекта #digitaldacha.
Как "выжить на фрилансе" - тема для медиафрилансеров весьма знакомая, но вот "преуспеть" получается не всегда. Но всегда полезно познакомиться с опытом фрилансеров, успешно создавших свое "микро-предприятие". Николай и Елена щедро поделились своим опытом выстраивания рабочих процессов на фрилансе, посоветовали где искать заказчиков и как налаживать бизнес-процессы.
Краткие тезисы выступлений:
- Зайти на рынок не поздно. Хороших специалистов мало. Щедро платящих клиентов хватает всегда, если вы не продаёте услуги на биржах за три копейки. Никогда не ходите на биржи. Там 200 фрилансеров бьются за заказ в 300 рублей. Идите другим путём.
- На старте расскажите бывшим коллегам, друзьям, знакомым о том, что вы теперь фрилансер: "занимаюсь тем-то, стоит столько-то, обращайтесь". Сделайте e-mail рассылку об этом по всем знакомым адресам. Важно найти первые 2-3 заказа, чтобы почувствовать себя увереннее. Эти первые 2-3 заказа окупят стоимость работы в офисе.
- У каждого свой путь во фриланс и свои задачи. Кто-то любит работать из дома, кому-то нужен стол и компьютер в арендованном офисе. Если вы предпочитаете второй вариант, то удобнее объединиться с несколькими фрилансерами и снять офис за 5 тыс. руб. с каждого. В этом случае вы не "живете на работе", что для многих фрилансеров как раз большая проблема (рядом холодильник, диван).
- Выберите свой сегмент, максимально узкую специализацию. Это упрощает процесс поиска клиентов. Например, обслуживаю/продвигаю/пиарю/организую мероприятия для стоматологических клиник/онлайн-школ и т.п. Собирайте клиентов на отраслевых выставках, тематических мероприятиях, собственных мастер-классах для специалистов выбранной отрасли.
- Ищите клиентов в Facebook. Там масса тематических сообществ, где каждый день появляются новые вакансии, вопросы от заказчиков. Комментируйте то, в чем разбираетесь. Даже один комментарий с хорошим экспертным мнением может принести сразу несколько клиентов.
- Всегда думайте как клиент. Говорите об услуге на языке клиента, без пустых слов и терминов. Главная задача донести ценность услуги.
- Выделяйтесь, отстраиваясь от конкурентов. Дайте что-то бесплатно вначале: аудит сайта, маленький текст, анализ существующей рекламной кампании и т.д. Но никогда не работайте без предоплаты. Договаривайтесь обо всех условиях работы "на берегу". Всегда заключайте договор.
- Уже в процессе работы предлагайте клиенту новые услуги. Те, что ему реально нужны и могут улучшить процесс (заказчик сам может просто не знать и не понимать все возможности), - это ценят и с удовольствием оплачивают.
- Если вы перестаете справляться с потоком входящих заявок и заказов, это "звоночек" о том, что пора повышать цены.
- Старайтесь "посадить" клиента на абонентское обслуживание. Это обеспечивает стабильность и бережет нервы.
- Платные курсы и мастер-классы нужны только в двух случаях. Во-первых, когда нужно получить системные знания с нуля. Во-вторых. когда необходимо влиться в тусовку (чтобы вас добавили в закрытый чат специалистов этой отрасли). Во всех остальных случаях, курсы чаще всего - это занятие бесполезное. Лучше учитесь у коллег, смотрите, как делают другие, читайте статьи экспертов рынка, анализируйте опыт других. Это лучшее обучение.
- Подумайте о "подушке безопасности". Когда пошёл поток заказов и появилась ясность, сколько зарабатываете и куда тратите, пора задуматься о том, как делать сбережения на случай "больничного", как обеспечить в будущем себе пенсию. Ищите варианты, позволяющие делать накопления, откладывая каждый месяц по чуть-чуть.
- И самое главное: цените свое время. Время всегда стоит дороже денег, сколько бы вы их не зарабатывали.
Конечно, рассказали выступающие и о своем проекте Digitaldacha, который образовался из простой идеи - отдыхать и работать в компании приятных для себя людей. Как рассказала Елена Сергеева, именно мечты о свободе и путешествиях были для нее стимулом выйти из офиса на фриланс. И, как выяснилось, не только для нее. Участники проекта - фрилансеры - меняют локации без отрыва от производства. Начали с поездок на неделю на базу отдыха с высокоскоростным интернетом в Ленобласти, сейчас есть опыт выездов на месяц и более в страны Европы. Таким образом проект позволяет воплощаться мечты, узнавать друг друга, вместе отдыхать и вместе работать, делясь опытом и знаниями. Планов на будущие выезды у Digitaldacha много, и двери для фрилансеров открыты.
Видеозапись встречи
Гильдия медиафрилансеров Союза журналистов СПб и ЛО выражает благоадрность Николаю Тихвинскому и Елене Сергеевой за полезную встречу.
• Николай Тихвинский, seo-специалист. По образованию филолог. Руководил отделом маркетинга в интернет-агентстве. Устал от офисных ограничений и финансового потолка и 5 лет назад ушел во фриланс. 12 лет занимается продвижением сайтов.
• Елена Сергеева, smm-специалист, event-продюсер, основатель проекта о путешествиях и удаленной работе «Путевое дело». По образованию инженер. Руководила проектами в строительной фирме. 6 лет назад решила покинуть офис, полностью изменив сферу деятельности и образ жизни.