Основным каналом для поиска работы остаются социальные сети
В Доме журналиста 26 сентября прошла традиционная встреча Гильдии медиафрилансеров Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, на которой обсудили ситуацию на рынке труда. О том, как медиафрилансеры зарабатывают на вольных хлебах, spbsj.ru рассказала сопредседатель Гильдии Ольга Копцева.
Большую часть своей жизни мы проводим с телефоном: листаем новостные ленты и отвечаем на сообщения. За последние 15 лет каналы доставки информации полностью изменили восприятие этой самой информации. Поэтому нам, журналистам, приходится сжимать амбиции до формата одного экрана. Главный принцип сегодняшних медиа – информацию подавать кратко, говорить быстро, доставлять оперативно. Изменился и запрос на журналистские услуги, который скорректировал принципы ценообразования и требования к компетенции авторов контента. И если со штатными коллегами все понятно: они знают, какого числа на карту приходит зарплата, то с фрилансерами из медиасреды все менее прозрачно.
В отличие от штатных журналистов, фрилансер должен продавать свои услуги каждый день. Проще говоря, искать заказчиков. Хорошо, если клиенты обращаются сами и эффективно работает сарафанное радио, но рынок на сегодняшний день настолько перенасыщен, что фрилансеры с 15-летним стажем вынуждены вкладывать средства в раскрутку себя и поиск новых каналов связи с заказчиками. В среднем от 7 до 15 тысяч рублей в месяц. При таких затратах можно успешно искать клиентов на биржах и, при определенной доле везения, окупать их в 7-8 раз. Но основным каналом для поиска клиентов остаются социальные сети: коллеги и друзья, которые рекомендуют фрилансера в качестве исполнителя. На войне все средства хороши: одни мониторят целевые хештеги ВКонтакте, другие ищут заказы через новые знакомства в тематических группах на Фейсбуке, третьи занимаются партизанским маркетингом, и все вместе просматривают предложения компаний и редакций на рекрутинговых сервисах hh.ru, Job.ru и Rabota.ru. Гильдия регулярно анализирует предложения на рынке информационных услуг, и вот какие выводы можно сделать на сегодняшний день.
Хорошая новость: не менее 60% вакансий в СМИ подразумевают возможность удаленной или частично удаленной занятости. Наиболее востребованы фриланс-журналисты в отраслях IT, финансы, туризм, строительство, стабильный спрос на услуги по разработке текстов в производственном секторе и интернет-образовании.
На рынке труда сформировано четкое деление на фрилансеров-самоучек, готовых работать за копейки, и фрилансеров-профессионалов, услуги которых стоят дорого. На порядок выше оценивают свои услуги фрилансеры-блогеры, чем больше подписчиков, тем выше цена за текст, фото, видео. Выросла в цене нативная реклама, это способствовало четкому разделению между рекламным сообщением и информационной заметкой.
Наиболее популярные сегменты, где журналист может найти дополнительный источник дохода с удаленной занятостью:
- Интернет-маркетолог или smm аккаунт-менеджер для работы с социальными сетями. Ведет корпоративные каналы в социальных сетях, паблики или тематические группы. Создает продающие тексты для блога, работает с аудиторией, ищет партнерские программы, размещает рекламу для поиска новых подписчиков.
- Редактор YouTube-канала. Контролирует частоту выходов роликов, участвует в создании видеоконтента, занимается раскруткой канала, работает с аудиторией.
- Редактор в тематических он-лайн изданиях. Создает контент для отраслевых порталов, ищет авторов и спикеров, инициирует инфоповоды для увеличения цитируемости ресурса, как правило, в одном лице совмещает работу корректора, бильдредактора и журналиста.
- Контент-продюсер. Готовит сценарии для онлайн уроков, квестов, телесериалов. Создает инфопродукт и работает над тем, как и кому его продать.
- Помощник пиарщика или «правая рука» руководителя PR-службы. Осуществляет информационную поддержку всех медиаконтактов компании, создает тексты для пресс-релизов, сайта, блога, материалы для коммуникации с клиентами.
- Фиксер. Помогает в сопровождении зарубежных коллег в процессе съемки документальных и художественных фильмов, договаривается с администрацией и местными жителями о месте и времени съемок, собирает информацию.
Встречи Гильдии медиафрилансеров проводятся по последним вторникам месяца в Овальном кабинете Дома журналиста. Подписывайтесь на группы Гильдии в ВКонтакте и Фейсбуке.