О жизни, ЛОТе и ТВ
Рассказывал на собрании журналистского клуба «Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» 24 апреля один из самых известных тележурналистов города, генеральный директор «Ленинградской областной телекомпании» Андрей Радин
Право на съемку
Андрей Радин на телевидении уже почти тридцать лет, с 1990 года. Как он рассказал участникам клуба, оказался он там случайно, по приглашению друга составить ему компанию на практике. И студентом факультета журналистики он тоже стал не совсем обычным способом.
– С первого захода мне поступить на факультет журналистики не удалось, и я пошел в Институт культуры, откуда меня благополучно забрали в армию. По возвращении из армии я уже не хотел учиться в Институте культуры, а хотел учиться в Университете. Но была уже зима, все сдавали сессию. Ждать до лета, чтобы можно было поступать, я не хотел, и начал втихаря сдавать зачеты и экзамены. Прикидывался дурачком: «Я только что с поезда, демобилизованный, вы у меня примите зачет, а потом я принесу зачетку и студенческий билет». И как-то так, благодаря сердобольным девчонкам с нашего курса, которые позволяли мне списывать, я сдал 13 зачетов. В деканате народ был шокирован. Они получали ведомости, где карандашом был вписан непонятный какой-то Радин. Меня стали отлавливать и отловили в результате.
Видимо, такое рвение впечатлило. Заместитель декана факультета журналистики лично ходила с «непонятным Радиным» по кабинетам большого университета, в результате чего он все же приступил к обучению на первом курсе 1 марта.
– Единственное место, куда меня могли взять – отделение производства и оформления газеты. То есть по образованию я газетчик, и даже не газетчик, а верстальщик, ответственный секретарь, бильд-редактор. После четвертого курса мой приятель, который учился в телевизионной группе, сказал: «Слушай, у меня есть знакомый на Ленинградском телевидении, пойдем со мной». И я вместе с ним пришел на телевидение. Потом он ушел, а я остался. И на пятом курсе, когда учился, приходил туда что-то снять. Тогда это было сложно. Видеотехники не было еще, и все снимали на киноаппарат. И право на съемку надо было заслужить. Во-первых, это серебро в пленке, во-вторых, это водитель, оператор, звукооператор, который с тобой бегал. То есть надо было, чтобы тебе доверили съемку и подбор материала, на который не жалко этого серебра. Я до сих пор помню свой первый сюжет. Сюжет был монументальный и жизнеутверждающий. В Гарболово был бетонный завод. Только в Советском Союзе бетонный завод можно было построить там, где нет воды. Поэтому, когда работал бетонный завод, не было воды в домах. Когда включали воду жителям, не работал бетонный завод. И мне надо было эту проблему каким-то образом осветить.
Частица жизни
10 лет Андрей Радин проработал на НТВ. Начинал как собственный корреспондент. Потом стал ведущим новостей, а затем и главным редактором. Именно как главный редактор регионального бюро и ведущий программы "Сегодня. Петербург" в 2001 году он стал лауреатом «Гран-при» конкурса «Золотое перо», и был назван «Журналистом года». Рассказывая о тех временах, Андрей Радин раскрыл маленький секрет. Его фирменный «щелчок» ручкой, которым он как бы ставил завершающую точку в нужных местах, оказался вовсе не специально придуманных ходом, а вынужденной необходимостью.
– Тогда кнопки отключения звука у нас на столе не было, а его надо же периодически отключать, чтобы ругаться, кашлять, когда тебя не показывают. Надо было какой-то знак подать режиссеру. Я же ему не моргну или не рвану на себе галстук, и не выброшу листочки… И когда я все сказал, и режиссер должен меня из эфира убрать, я щелкал ручкой.
После НТВ в трудовой биографии Андрея Радина - и 100 ТВ, и Питер ТВ, и Телеканал 78, и, конечно, «Ленинградский областной телеканал», которым он руководит с 2015 года. На вопрос арт-директора Дома журналиста Ирины Ивановой, какой телеканал стал в его судьбе самым важным и главным, Андрей Радин задумывается.
– В каждой компании осталась частица жизни, сердца и души. Я очень благодарен НТВ и вспоминаю его с большим удовольствием. Там удалось создать боеспособный, очень хороший коллектив. Кстати, 80% людей, которые тогда в 1999 году пришли на НТВ, там и работают. С точки зрения приятных, хороших и ярких воспоминаний – это, наверное, 100 ТВ, на который меня пригласил Олег Руднов.
Своих программ как журналист Андрей Радин уже давно не ведет и не делает, честно признаваясь, что это его расстраивает.
– У меня не получается выбивать деньги, отвечать за вещание канала, подписывать какие-то бумажки на бензин, на отпускные-декретные и при этом еще делать какой-то продукт. У меня не хватает не столько сил и времени, сколько состояния души. Хотя и говорят, что телевидение – это технологии. Но все-таки телевидение – это творчество, это состояние души. Чтобы что-то делать и делать хорошо, надо иметь определенный эмоциональный фон. А когда ты выбиваешь деньги, у тебя этого фона нет.
ЛОТ и 47 канал
ЛОТ в свое время родился как часы областного вещания на Пятом канале. Вначале был утренний и вечерний часы. Потом остался только утренний. До сих пор с 7 до 8 утра на Пятом канале в аналоговом вещании жители области могут смотреть привычный и любимый ЛОТ. Но помимо этого часа, ЛОТ сегодня – это круглосуточное телевидение «47 канал», которое выходит в кабельных сетях крупнейших операторов города и области, а также доступно на сайте 47channel.ru. Случилось такое преобразование благодаря тому, что в 2014 году Андрей Радин стал председателем Комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области.
– Когда я пришел в Правительство Ленинградской области, мне, конечно, стало обидно, что такой большой и динамично развивающийся регион не имеет своего телевидения. Только один достаточно куцый элемент вещания… Ну что такое час? И с 7 до 8 утра большое количество телезрителей не получишь. Поэтому мы разработали стратегию телевещания в Ленобласти, запустили его в кабели, заключив договоры с крупнейшими кабельными операторами. Отмечу, что мы не делаем телевидения про губернатора, мы не делаем телевидения для губернатора, мы не делаем телевидения для правительства. Мы субсидируемая компания. И мы получаем субсидию за то, что мы освещаем все стороны жизни, в том числе, работу чиновников. Но мы освещаем только ключевые вещи, например, заседание Правительства. Какие-то вояжи губернатора мы освещаем не через призму «губернатор поехал», а через призму «куда поехал и почему». К тому же, порой это возможность попасть туда, куда тебя просто так не пустят, а с губернатором пустят.
Андрей Радин: "В любой компании, в которой я работал, для нас важен был человек. Его мироощущение, его судьба через призму тех событий, которые происходят вокруг".
Как практически любое СМИ нашего времени, ЛОТ живет небогато. И, в отличие от освещающего жизнь города телеканала «Санкт-Петербург», своей строки в бюджете региона все еще не имеет.
– Нам пока никак не удается поменять систему, чтобы телекомпания была финансируемой, а не субсидируемой. Чтобы в бюджете, как и в бюджете Петербурга, была строка «Выделить на Ленинградское областное телевидение такую-то сумму». Мы не должны ожидать конкурсов после утверждения бюджета, который проводит Комитет по печати, для того чтобы среди всех желающих получить субсидию. Руководитель региона – он как раз очень передовой и здравомыслящий человек. По большому счету, если бы не он, у нас не было бы вообще ничего. Он очень хорошо это понимает, и когда я до него дохожу, все вопросы решаются быстро. Но тут нужен закон, чтобы фиксированная сумма вносилась в бюджет. Для того чтобы планировать свое развитие, мы должны понимать, сколько в бюджете есть денег. Когда ты этого не знаешь, ты не можешь предполагать, на что тебе потратить: купить какое-то оборудование, или купить контент, или сэкономить, чтобы было чем выплатить людям зарплату. 21 кнопку мы получили еще 15 февраля прошлого года, но каких-то перемен с изменением финансирования пока нет. Но мы работаем в этом направлении.
Новости – это мусор
На просьбу сформулировать, что же такое современные новости, Андрей Радин задумывается и выпаливает просто-таки афористичную фразу «новости – это мусор», вызывающую смех и аплодисменты в зале. Когда шум утихает, Радин комментирует высказывание.
– Дело в том, что те традиционные СМИ, в которых мы работаем, потеряли свою актуальность с точки зрения скорости передачи информации. Мы все окружены информацией, мы ей напичканы, мы ей перекормлены, мы завалены ею сверху. Как было ранее? Мы раньше, чем «Вести», «Вести» раньше, чем «НТВ», «НТВ» раньше, чем «Первый». Все соревновались, кто быстрее. Сейчас это даже не агентства, даже не «Интерфакс» или «Газета.ру». Это мессенджеры. И скорость распространения информации зависит от того, кто быстрее сбросил в мессенджеры.
Сам Радин телевизор смотрит редко, предпочитая спортивные каналы или передачи о природе. Откровенно признаваясь, что на телевизор нет ни времени, ни особого желания.
– Нужные новости получаю из интернета, что сделали мои коллеги по той или иной теме, тоже смотрю в интернете. Если я включаю телевизор, это либо спортивный канал, либо что-то для души, например, «Ребятам о зверятах» или что-то связанное с природой. То есть, для того, чтобы отдыхала голова. Просто вот поменять картинку. В принципе, я настолько перегружен информацией, что мне вообще не хочется ни смотреть, ни лезть куда-то в поисках чего-то, ни щелкать каналами.
Андрей Радин: "Мне кажется, что на телевидении сейчас не хватает умных людей. Не в качестве исполнителей, а в качестве говорящих голов. Хочется получать серьезное компетентное мнение умного человека, которому ты доверяешь".
Месяц назад Андрей Радин стал заведующим кафедры телевидения в Институте кино и телевидения. Потому что уверен, что действующие журналисты должны передавать свой опыт следующим поколениям.
– Действующие журналисты должны преподавать обязательно. Вернее, преподавать – это такое громкое слово. Они должны рассказывать о том, что сегодня происходит. Потому что завтра их рассказ уже будет никому не нужен. Развитие техники и средств распространения информации настолько видоизменяют журналистику, что это будет уже другая реальность.
Андрей Радин: "Хорошо, когда ты делаешь любимое дело, и тебе разрешают его делать, и платят за это деньги – это счастье. И если при этом ты еще не поступаешься принципами. Это вообще изумительно".
Сергей Почин (компания "Телеинвест"): "Сейчас у ЛОТа программа передач одна из наиболее интересных. Понятно, что Андрею при том бюджете, которым он располагает, это крайне тяжело. Мое пожелание, чтобы строчка в бюджете Ленинградской области у него появилась".
Ирина Иванова (арт-директор Дома журналиста): "Я буду очень рада, если наш эфир будет способствовать появлению в бюджете Ленинградской области строки «Финансирование Ленинградской областной телекомпании». Потому что все говорит о том, что компания как раз созрела и достойна, и есть руководитель, который способен правильно этим распорядиться".
Партнер проекта – интернет-канал Piter.tv.
Запись прямой трансляции встречи: https://piter.tv/conference/869/
Видеоролики с эпизодами встречи размещаются на нашем Youtube-канале SPBSJRU
Ссылки на материалы о всех прошедших встречах в рубрике "Проекты Дома журналиста"
О следующем мероприятии проекта «Место встречи – Невский, 70» мы сообщим на нашем сайте, в группах ВКонтакте и Фейсбуке, и Телеграм-канале. Следите за нашими анонсами.
«Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» – это цикл вечеров в Домжуре, посвященный ведущим СМИ города. Информационное поле Санкт-Петербурга постоянно меняется, на нем возникают и вырастают новые СМИ, традиционные печатные издания переходят в электронный формат, появляются новые ТВ и радио программы, уходят в небытие отжившие свой век передачи. Не только потребитель информации, но, порой, и профессиональный журналист не в силах отследить все эти перемены. Проект «Место встречи – Невский, 70» позволит составить своего рода каталог городских изданий, причем не только для профессионального журналистского сообщества, но и для широкого круга потребителей медиаконтента. Ведущая встреч - арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова. Проект реализуется при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Администрации Санкт-Петербурга.