В СМИ будут востребованы популяризаторы науки
Главный редактор газеты «Петербургский дневник» Кирилл Смирнов сообщил о планах издания развивать направление «pop science». И, как следствие, о необходимости искать профессионалов, умеющих доступно и интересно рассказывать о самых сложных научных темах.
«Для нас очень важно сделать все возможное, чтобы любой читатель газеты, любой человек, который открыл наш интернет-ресурс, мог понять, что сегодня наука дает ему с точки зрения практического применения», - отметил Кирилл Смирнов на пресс-конференции, посвященной фестивалю-конкурсу «Наука – всем!».
На вопрос spbsj.ru о том, заинтересована ли аудитория в подобном контенте, главный редактор газеты выразил уверенность, что это перспективное направление: «Я больше чем уверен, что будут читать. Мне кажется, сейчас интерес к науке просыпается. Вспомним советское время, когда огромное количество людей выписывало журнал «Наука и жизнь». Его читали всей семьей, ждали следующего месяца, когда журнал придет. В сущности, сейчас с помощью новых технологий, интернета эта история возрождается. Наша идея сделать так, чтобы человек, прочитав газету по пути, пришел на работу и сказал: «Так вот что такое, оказывается, этот адронный коллайдер!» Люди же часто не понимают, потому что сложно, потому что не хотят углубляться. Наша задача сделать это понятным. Буквально уместить в одну колонку на 2,5 тысячи знаков основную идею, написанную общепонятным языком без большого количества углубленных терминов. И это будет востребовано».
Где же взять специалистов, способных изложить сложную научную идею интересно, понятно и кратко? Кирилл Смирнов возлагает надежды, в том числе, на магистрантов и выпускников программы «Научная коммуникация», которая действует в НУИ ИТМО.
«Наш университет стал зачинателем магистерской программы со всем необходимым лицензированием и аккредитацией, которая называется «Научная коммуникация», - рассказал декан Естественнонаучного факультета НИУ ИТМО Сергей Стафеев. – Уже прошло два приема. На первом и втором курсе сейчас порядка 50 человек. Они учатся переводить с «птичьего» научного языка на общедоступный понятный язык. Не только чтобы расширить кругозор и осведомленность общества, но и чтобы общество понимало, что деньги, которые тратятся на науку (хоть они и недостаточны), - это не просто удовлетворение собственного любопытства. Это очень важная вещь. Задача не столько объяснить суть явления, сколько показать возможности приложения этих изобретений, улучшающих повседневную жизнь».
Создатели первой в России магистерской программы по научной коммуникации считают, что она создана для тех, кто хочет "шагнуть за рамки повседневной жизни ученого". Основная цель магистратуры - подготовка специалистов широкого профиля, обладающих целым набором компетенций на стыке науки и коммуникации и способных освоить различные виды профессиональной деятельности. В «Профессиональный модуль» магистерской программы входит, в том числе, и дисциплина «Научная журналистика». Сергей Стафеев пригласил «все журналистские круги» к сотрудничеству. И «Петербургский дневник» уже выразил заинтересованность.
«В ИТМО 2 курса будущих дипломированных специалистов по научной коммуникации. Их набирают и учат, как сделать научный язык доступным. Писать доступные тексты – это один из их KPI. Они по учебному плану должны печататься, публиковать свои экспертные точки зрения. Это совершенно новое направление. И думаю, у нас все получится».