Медиаюристы и эксперты дали серию мастер-классов и лекций
Двухдневный семинар «Современные правовые и этические аспекты журналистики», организованный в Профи-центре СЖ при поддержке Национальной Медиа Группы, собрал большое количество участников – редакторов, репортеров и фотографов.
Как заметил один из лекторов Николай Колодиев, знания в области права нужно постоянно совершенствовать: «Даже вчерашние выпускники должны понимать: все, что они изучали, сегодня может быть не актуальным». «Для этого и нужен Союз журналистов, и нужны такие семинары, чтобы вместе набираться опыта», – подчеркнул главред «Фонтанки» Александр Горшков – модератор одного из круглых столов.
В течение двух дней профессионалы массмедиа и медиаюристы обсуждали с участниками семинара широкий круг вопросов по нескольким направлениям: правовые основы журналистики; законодательство в области СМИ; взаимодействие журналистов с пресс-службами, авторское и гражданское право и т. д. Ну а что касается этических вопросов, то, как отметила председатель Союза журналистов Людмила Фомичева, их в действительности немало, поэтому этой теме стоит посвятить отдельный семинар.
Разумеется, не каждая редакция способна позволить себе штатного медиаюриста. Николай Колодиев, преподаватель факультета журналистики СПбГУ, посоветовал: «Необходимо обращаться к специализированным нормативным базам или использовать сайты органов государственной власти».
Переменам в законодательной сфере, сравнимым с настоящей революцией, был посвящен круглый стол. Модератор дискуссии главный редактор «Фонтанки» Александр Горшков заметил: «Я не сомневаюсь, что нынче Дума способна принять любой закон» и отметил, что блогерский закон касается и журналистов, а также читателей, поскольку «медийная поляна сужается прямо на глазах». Во время дискуссии отмечалось, что журналистское сообщество сегодня как никогда заинтересовано в формировании профильного сообщества юристов.
Большой интерес у слушателей вызвала лекция признанного эксперта в области авторского права Вадима Ускова. Хоть авторское право и возникло очень давно, у многих появляются трудности с пониманием того, что такое охраняемое произведение. Нередко объекты авторского права подменяют объектами других прав, не различают авторское право и смежные права.
Как заметил Вадим Усков, «несмотря на кажущуюся сложность, все достаточно просто», и привел массу разнообразных и поучительных примеров из своей практики.
Произнесенная публично речь не является объектом авторского права, но до той поры, пока не будет оформлена, например, в виде стенограммы. То есть практически любой текст будет объектом авторского права, за исключением коротких сообщений информационного характера. Но добавив свои персональные комментарии, мы получим авторские заметки. В абсолютном большинстве фотографии также являются объектом авторского права, но если это оригинальные и неповторимые в своем роде произведения.
Судя по вопросам участников семинара и ответам лектора, как работодатели, так и авторы не всегда безупречны, и причин для споров может быть немало. Например, редакция может ошибочно думать, что вправе публиковать весь архив своего автора.
Главный редактор журнала «Эксперт – Северо-Запад» Роман Романюк отметил, что современное общество подошло к иному восприятию экономической информации, поскольку все больше людей не мыслят себя вне экономики. С одной стороны, молодежь хорошо ориентируется и понимает взаимосвязь экономических процессов, но в то же время часто приходится иметь дело с невысокой компетентностью молодых журналистов, освещающих экономические вопросы. Как отметил эксперт, они охотно верят тому, что написано в пресс-релизах, и не удосуживаются перепроверить информацию. «С сожалением вынужден констатировать, что молодым журналистам не составляет труда пнуть какого-то бизнесмена и заявить, что он жулик. Если я чего не накопаю – значит, я плохой журналист. Журналиста не волнует, что он ничего не понимает в бизнесе». Тогда как работа с коммерческой информацией требует от авторов знания этических тонкостей. Надо учитывать, какой груз ответственности лежит на руководителе предприятия. По мнению Романа Романюка, задача прессы – изменить существующее отношение к предпринимателям, осознав, что предпринимательство – это очень важный род деятельности.
Возможен ли эффективный диалог с органами власти и руководством компаний благодаря их пресс-службам? Справедливо ли сравнение пресс-секретарей с неприступными церберами? Вопросам взаимодействия СМИ и пресс-служб был посвящен круглый стол с участием руководителей департаментов по связям с общественностью – Наталии Шелудько (пресс-служба правительства Ленобласти), Жанны Дембо (ФК «Зенит») и Наталии Ипатовой («Водоканал»). Модератором круглого стола выступила шеф-редактор петербургского бюро «Ведомостей» Анна Щербакова.
Сейчас даже у сапожной мастерской есть пресс-служба, иронически заметил один из участников встречи. Казалось бы, зачем нужны пресс-службы, если у хорошего журналиста всегда найдутся прямые контакты с ньюсмейкерами? Но в ряде случаев не специалисту без пресс-службы трудно разобраться, кому адресовать свой вопрос.
По общему мнению участников круглого стола, процесс взаимодействия журналистов и пресс-служб налаживается. Если у руля пресс-службы профессионал, то журналисту становится проще работать. Тем более если пресс-службу возглавляет в прошлом журналист, понимающий особенности журналистской работы.
«У представителей пресс-службы и у журналистов разные задачи, – сказала Жанна Дембо. – Конечно, не вся информация общедоступна, есть бизнес-интересы, рынок и частная жизнь игроков».
Как считает Наталия Шелудько, ситуацию в пресс-центре правительства Ленобласти удалось изменить к лучшему благодаря определенной логистике. Например, реакция на журналистские запросы стала быстрее благодаря появлению аналитического подразделения, которое помимо всевозможных справок и сводок занимается предупреждением конфликтных ситуаций.
Одной из серьезных проблем Наталия Ипатова считает непрофессионализм отдельных журналистов, которые публикуют ложные комментарии и неточные цитаты со ссылкой на компанию. Но уточнить информацию после ее распространения в Интернете бывает невозможно. «Если в одном источнике ошибка, то ее благополучно тиражируют другие СМИ», – сказала Наталия Ипатова.
Журналисты порой не экономят ни собственное, ни чужое время. Если информация представлена на официальном сайте компании, зачем отвлекать сотрудников пресс-службы по пустякам. Так и хочется сказать: «Google вам в помощь!»
За два дня участники семинара получили массу ценных советов от практиков. Консультацию по гражданскому законодательству провела Ирина Иванова – представитель юридического партнера Союза журналистов «Дювернуа Лигал». В режиме «вопрос – ответ» прошла встреча с генеральным директором газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Борисом Грумбковым и заместителем главного редактора ИА «Интерфакс – Северо-Запад» Игорем Селезневым, рассмотревшими типичные проблемы в правовом поле, которые возникают у журналистов в повседневной работе.