Лидеры по расширению региональной сети в 2019 году - "Новое радио" и "Русское радио"
Распределение радиочастот, экспансия в регионы сетевых и работа локальных радиостанций, а также их их присутствие в интернете анализируются в первых двух главах отраслевого доклада Роспечати "Радио в России в 2019 году".
Радиочастоты
В 2019 году наблюдалась большая заинтересованность национальных и региональных радиостанций в получении лицензий на право вещания, что проявлялось в их активном участии в конкурсах Федеральной конкурсной комиссии (ФКК) Роскомнадзора на право осуществлять эфирное наземное вещание с использованием радиочастот. Государство, в лице Роскомнадзора, такую возможность предоставляет, объявляя конкурсы на право вещать.
В 2019 году 27 % выставленных на конкурс частот составляли частоты в Приволжском Федеральном округе; 15 % — в Южном; 12 % в Дальневосточном; по 10 % — в Центральном, Уральском и Северо-западном Федеральных округах; по 8 % в Сибирском и Северо-Кавказском ФО.
Всего в 2019 году на конкурс было выставлено 82 частоты. В 70 случаях победитель конкурса был определен. В 12 случаях конкурс был признан несостоявшимся; в 8-ми случаях — в связи с отсутствием заявок, а в 3-х — по причине отказа от участия единственного заявителя, и в 1-ом — в связи с тем, что единственный участник не был признан победителем. Победителями конкурсов в 2019 году было получено право осуществлять вещание в 45 городах Российской Федерации (для сравнения в 2018 году — в 48).
Лидером по числу выигранных на конкурсах частот в 2019 году стала АНО Радиоканал «Вера, надежда, любовь» — 7 частот со «свободной» концепцией вещания. На втором месте по количеству частот стала ООО «Радио-Дача» — 6 частот. Третье место получила ООО "РАДИО СИБИРЬ", выиграв 5 частот в регионах. 4 частоты получила ООО "МКР-Медиа". Право осуществлять наземное эфирное вещание на 3 частотах получили ЗАО "Радиостанция "Евразия-Классика" и ООО "Лав Радио сеть". Остальные 5 соискателей по 2 частоты.
Сетевое радиовещание. Экспансия в регионы.
В 2019 году у 25 из 46 радиостанций увеличилось количество точек вещания на территории России, 8 радиостанций сохранили количество без изменений, а 10 сократили сетевое вещание.
Лидерами по расширению региональной сети в 2019 года стали «Новое радио» (+29) и «Русское радио» (+20).
Топовые позиции по сравнению с 2018 годом по-прежнему занимают 7 радиостанций: «Европа Плюс», «Русское радио», Energy, «Авторадио», «Дорожное радио», «Ретро FM» и «Радио Шансон». Из списка топа прошлого года ушла радиостанция «Радио России», а ее место в категории 50+ заняла «Радио Дача». Также список пополнила радиостанция Love Radio, которая заняла сразу 3-ю позицию в категории 20–29 лет. Отмечаются следующие внутренние перестановки: радиостанция Energy в 2019 году уверенно идет вверх, перемещаясь на 3 место в возрастной категории 12–19 лет, сместив «Авторадио» на 5 строку, на 2 место в возрастной категории 20–29 и 3-е в категории 30– 39 лет. «Русское радио» и вовсе покинуло ряды категории 20–29 лет, уступив свое место новому игроку — радиостанции Love Radio. В категории 40–49 «Дорожное радио» снова поменялось местами с «Русским радио», на этот раз уступив ему 4 место.
Локальные радиостанции
В 2019 году собственный программный продукт производили в том или ином объеме 732 радиостанций (+13 по сравнению с 2018 годом). Число радиостанций с собственным программированием за минувший год в стране составлял 444 (+11), включая Москву и Санкт-Петербург.
Интернет-сайты региональных радиостанций
На фоне всеобщего 20 % роста потребления контента в Рунете динамика посещаемости ресурсов радиостанций показала практически нулевое значение, сайты радиостанций не являются основным источником информации о жизни радио для потребителей. Информацию о своих программах, ведущих и конкурсов радиостанции предпочитают доносить через альтернативные каналы: социальные сети, контентные платформы и мессенджеры. Для региональных радиостанция, являющихся частью федеральных холдингов вопрос поддержки сайтов дает возможность коммуницировать с аудиторией, получая преимущества и ограничения унифицированной сетевой онлайн-площадки.
Наличие собственного сайта для радиостанций окончательно перестало быть необходимостью, в большинстве случаев порталы используются как место хранения программ и сетки вещания. Промо-активности каждая вторая радиостанция предпочитает проводить в группах социальных сетей. 62 Для большинства страниц региональных радиостанций характерны прямые заходы, зачастую пользователи получают информацию о наличии сайта из эфира самой радиостанции, которые привлекают пользователей на свои порталы и страницы социальных сетей. Многие розыгрыши и конкурсы в эфире проводятся с использованием порталов (сайтов) и социальных сетей.
Радиостанции и социальные медиа
Политика большинства социальных сетей в последние несколько лет зачастую направлена на понижение в алгоритме показа пользователям контента СМИ, в том числе от этого теряет и развлекательный контент. Сложности с продвижением контента сказываются в первую очередь на привлечение новых подписчиков в группы социальных сетей, вынуждая радиостанции искать новые форматы и платформы. Несмотря на все сложности, радиостанции продолжают вкладывать время и силы в развитие своих групп и страниц, используя их как альтернативу сайтам, которые становятся всё менее интересны пользователям. Особенности мобильного потребления вынуждают радиостанции искать свою аудиторию в социальных сетях и мессенджерах.
Топ-8 радиостанций по индексу цитируемости Медиалогии
В рейтинге радиостанций не первый год лидирует радиостанция «Говорит Москва» со значительным отрывом, ИЦ которого опереживает ближайшего конкурента в 1,5 раза. В 2019 из рейтинга выпала радиостанция Коммерсантъ FM, которая за последние полгода не попадала в топ-8. Радио Свобода уступила место в тройке лидеров радио Sputnik, активно развивающий региональную сеть и охвативший не только территорию России.
Подкасты
51 % потребителей аудиоконтента в России слушают подкасты (IAB Rus и Медиаскоп). В отличие от англоязычного рынка подкастов в России создание внеэфирного аудиоконтента не является настолько масштабным, но в 2019 году уже укрепилось в сознании потребителей и постепенно завоевывает свои позиции на российском медиарынке. Для радиостанций подкасты в основном являются «второй жизнью» их традиционного эфирного продукта. В 2019 году отмечен значительный рост независимого производства аудиоконтента в формате подкастов.
Крупными производителями подкастов являются разговорные федеральные радиостанции («Эхо Москвы», Радио Комсомольская Правда, Говорит Москва и др.), так как они в ежедневном режиме производят свой уникальный аудиоконтент.
Основная аудитория слушает подкасты на Android. Связано это с тем, около 70 % подкастов прослушиваются с помощью мобильных телефонов. В настоящее время на рынке представлено большое число подкастинговых платформагрегаторов контента. По-прежнему, лидирующие позиции по прослушиванию подкастов занимают Youtube, Soundcloud, Apple Podcasts, VkPodcasts, Mixсloud и Yandex. Музыка.
Исследователи отмечают рост интереса рекламодателей к новому формату аудиоконтента. Наряду с краудфандингом, в подкастах стали появляться спонсорство, нативная реклама и прямые рекламные ролики.
Производители аудиоподкастов по-прежнему делятся на 4 основные категории. Создатели интернет-проектов составляют около 34 %; 28 % – у радиостанций; 22 % – персональные проекты ведущих, 16 % – печатные СМИ.
Сокращенная версия первых двух глав отраслевого доклада Роспечати "Радио в России в 2019 году. Состояние, тенденции и перспективы развития". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.