Наибольший рост доли аудитории в 2019 году зафиксирован у радио "Эхо Москвы"
Общероссийские и петербургские показатели радиослушания имеют как общие черты, так и существенные отличия. Например, в тройке лидеров по доле аудитории в 2019 году в обоих случаях находятся "Европа Плюс" и "Дорожное радио", но в Петербурге на втором месте - "Радио России", которое в общероссийском рейтинге расположено на седьмом месте. Доля же "Эха Москвы" выросла и в целом по России, и в Санкт-Петербурге, причем в последнем, несколько больше. Помимо показателей радиослушания в четвертой главе отраслевого доклада Роспечати "Радио в России в 2019 году" отмечены самые значимые проблемы, касающиеся радиоаудитории.
В 2019 году компания "Медиаскоп", на чьи данные ориентируется радиовещательная отрасль Российской Федерации, проводила основные измерения среди населения российских городов численностью от 100 тыс. чел. и более в возрасте от 12 лет и старше методом телефонного интервью CATI 53 в технологии DAR 54 в сочетании с методом онлайн-анкетирования. Размер генеральной совокупности составил 63 млн 931 тыс. человек. Годовой размер выборки был равен 167 тысяч 144 человека. Это рекордное значение данного показателя за всю историю измерений аудитории радио в России (см. рис.53). В Москве величина выборки равнялась 60 тысяч 274 человека, в Санкт-Петербурге — 30 тысяч 964 человека.
В 2019 году в среднем в четвертьчасовом интервале в Москве слушали радио 11,3 %, в Санкт-Петербурге — 11,8 %, в городах зоны измерения — 11,3 %. Хотя бы раз в сутки в Москве радио слушали 61,3 %, в Санкт-Петербурге — 64,2 %, в городах 100k+ — 62,0 %. При этом, в среднем за сутки те, кто обращался к радио, слушали его в Москве 266 минут, в Санкт-Петербурге — 265 минут, в городах зоны измерения — 262 минуты.
Показатели радиослушания ведущих радиостанций в России в 2019 году
* Сводная таблица подготовлена spbjs.ru, полные рейтинги по всем трем показателям можно посмотреть в оригинале отчеты.
Наибольший рост доли аудитории (+0,6 %) зафиксирован у "Радио Рекорд" — с 2,1 % в 2018 г. до 2,7 % в 2019 г. На 0,5 % увеличилась средняя доля аудитории радиостанции "Эхо Москвы" — с 2,9 % до 3,4 %. Третий результат у "Серебряного дождя", средняя доля аудитории которого выросла на 0,4 % — с 0,6 % до 1,0 %. Наибольшие потери доли аудитории наблюдаются у "Радио России" — на 0,7 % (с 5,8 % до 5,1 %), у "Европы плюс" — на 0,6 % (с 9,0 % до 8,4 %), а также у радиостанции "Вести FM" — на 0,4 % (с 4,2 % до 3,8 %).
Показатели радиослушания ведущих радиостанций в Санкт-Петербурге в 2019 году
В Санкт-Петербурге, по данным "Медиаскоп" на апрель 2020 года вещает 44 радиостанции. В полном объеме измерялись данные по 31 радиостанциям. У двух радиостанций - "Популярная классика" и "Страна FM" - измерялось только среднесуточный охват в интервале 6:00–0:00. Вне измерений остались радиостацнии "Известия", "Комсомольская правда", "Орфей", "Православное Радио", "Радио 98,6", "Радио Град Петров", "Радио Мария", "Радонеж", "Радиогазета Слово".
* Сводная таблица подготовлена spbjs.ru, полные рейтинги по всем трем показателям можно посмотреть в оригинале отчеты.
Наибольший рост средней доли аудитории зафиксирован у радиостанции "Эхо Москвы/Эхо Петербурга" (+0,9 %) — с 5,3 % в 2018 году до 6,2 % в 2019 году. За ним следуют сразу три станции, годовой рост средней доли аудитории которых составил +0,4 %. Это "Ретро FM" (с 5,0 % до 5,4 %), "Радио Петербург" (с 2,7 % до 3,1 %) и "Радио Рекорд" (с 3,7 % до 4,1 %).
Наибольшие потери средней доли аудитории в Санкт-Петербурге в 2019 году по сравнению с 2018 годом наблюдаются у "Нашего Радио" (–1,0 %) — с 4,8 % до 3,8 %. Далее следует "Европа плюс" (–0,7 %) — с 7,1 % до 6,4 %, а за ней DFM (–0,4 %) — с 1,6 % до 1,2 %.
Государственное радиовещание
В 2019 году государственное радиовещание общероссийского масштаба представлено пятью станциями. Это: "Вести FM", "Маяк", "Радио Звезда", "Радио Мир" и "Радио России".
На рисунке видны две тенденции, неприятные для государственного радиовещания. Первая состоит в том, что на протяжении всего десятилетия государственные радиостанции значительно уступали коммерческим по величине аудитории. Вторая тенденция заключается в том, что разрыв в доле аудитории продолжает увеличиваться. Если совокупно негосударственные станции захватывают все большую часть аудитории, то государственные станции продолжают сдавать свои позиции.
Причина потери аудитории кроется в том, что государственное радиовещание все эти годы плохо осваивало вещание в FM-диапазоне, делая ставку на другие диапазоны вещания и трансляции с помощью проводного радио, к которому обращается все меньшее число радиослушателей.
Некоторое время назад бытовало мнение, что привлечение аудитории на государственные станции удобно вести с помощью интернета. Оно не оправдалось. Интернет не стал основным каналом прослушивания радио. В 2019 году по данным "Медиаскопа", исключительно через интернет радио слушали лишь 2,8 % опрошенных в рамках проекта "Radio Index Russia 100k+" (возраст 12+).
Проблемы
1. Представленные данные о состоянии системы измерения аудитории радио и, собственно, об аудитории радиостанций в Российской Федерации приводят к мысли о том, что радиовещательная отрасль остается на периферии государственной политики в сфере СМИ. В самом деле, в отрасли абсолютно доминируют коммерческие интересы, что проявляется, в частности, в избыточно большом количестве развлекательных радиостанций, преимущественно музыкально-развлекательной направленности. Среди 30 радиостанций, измеряемых компанией "Медиаскоп" на общероссийском уровне, лишь 10 имеют не развлекательную или частично развлекательную направленность. Перечислим их: "Детское Радио", "Комсомольская правда", "Маяк", "Радио Звезда", "Радио Мир", "Радио России", "Серебряный Дождь", "Эхо Москвы", "Business FM". Эти станции в совокупности по стране собирали в 2019 году 20,8 % доли аудитории (AQH Share). И часто не потому, что не востребованы, а потому, что не имеют достаточных ресурсов для обеспечения технического распространения в FM-диапазоне — это основной диапазон радиослушания в стране сегодня. Самый яркий тому пример —отсутствие у "Радио России", по сути, головной радиостанции страны, FM-частоты в Москве, что резко снижает возможности ее приема. Уход аудитории из диапазонов СВ- и УКВ-вещания, продолжающееся разрушение трансляционной сети (проводного радио) гарантирует дальнейшее уменьшение величины аудитории "Радио России", что никак не связано с контентом станции. До тех пор, пока "Радио России" не получит FM-частоту в Москве, говорить о возможности расширения, а точнее, о возможности восстановления ее влияния на население не приходится.
2. Россия не имеет возможности приема на всей своей территории таких важных радиостанций, как "Радио Культура" (вещает только в Москве), радио классической музыки "Орфей" (вещает в небольшом числе регионов, преимущественно в УКВдиапазоне), "Радио Книга" (чтение литературных произведений. Данный факт следует трактовать как недостаточное обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на доступ к культурным ценностям. По данным эксперимента "Медиаскопа" по измерению аудитории радио на всей территории страны, одним из неожиданных результатов стал факт довольно активного прослушивания радио через телевизионный приемник. В самом деле, в первом мультиплексе цифрового телевидения есть возможность прослушивать три государственные станции — "Радио России", "Маяк" и "Вести FM". Почему бы не сделать аналогичный шаг, используя второй мультиплекс, и добавить туда три другие государственные станции — "Радио Культура", "Орфей" и "Радио Звезда"?
3. Сопоставление количества радиостанций, вещающих в крупнейших городах России и измеряемых компанией "Медиаскоп", высветило явную недостаточность данных об аудитории радиостанций локального характера. В среднем, примерно половина станций не измеряется, поскольку сама система измерения аудитории радио функционирует на коммерческой основе. Станции, не имеющие достаточных средств для покупки аудиторных данных, попросту исключаются из системы измерения. Среди игнорируемых станций находим почти все государственные (за исключением "Радио Мир"). За этим фактом снова видится слабое присутствие государственной политики в данной сфере. Информация об аудитории радиостанций — важнейший ресурс для принятия управленческих решений, для определения эффективности поддержки социально значимых проектов в виде субсидий на конкурсной основе. Но государство пустило измерения аудитории радио в свободное рыночное плавание, не обеспечив никакой правовой основы для этого процесса, что выглядит не вполне логично, поскольку в смежной отрасли — сфере измерения телевизионной аудитории — были приняты важные законодательные акты, которые позволили выстроить хорошо сбалансированную систему с механизмами контроля за качеством измерения и полнотой предоставляемых данных. Хотелось бы надеяться, что отмеченные моменты буду приняты во внимание и учтены в обозримом будущем.
Сокращенная версия первых двух глав отраслевого доклада Роспечати "Радио в России в 2019 году. Состояние, тенденции и перспективы развития". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.