В 2019 году рекламные доходы радиостанций сократились на 5 %
Рекламные доходы у радио падают из года в год. В целом по России в 2019 году (по сравнению с предыдущим годом) они уменьшились на 5%. Объем петербургского рынка радиорекламы сократился на 1,3 %. Но растет вклад Digital Audio в общий бюджет доходов от аудиорекламы. Об этом, а также тарифной политике и изменениях в рейтинге рекламодателей говорится в третьей главе отраслевого доклада Роспечати "Радио в России в 2019 году".
Рекламные доходы радиостанций сократились на 5 % по сравнению с данными за 2018 г. и составили 16,0 млрд. руб.
По итогам 2019 года оценка рынка рекламы в России АКАР была сделана двумя способами. Кроме традиционного подхода к делению рекламных бюджетов по типам медиа, был применен альтернативный подход – по способам доставки контента.
Хотя такой подход выглядит перспективным, его результаты небесспорны. Самый главный вопрос – это точность оценок объемов и динамики к прошлому году рекламных бюджетов в Digital Audio. На текущий момент никакой объективной фиксации рекламы (аналога мониторинга выходов рекламы на радио) для Digital Audio не существует, поэтому при оценках этого сегмента рекламных доходов приходится опираться исключительно на информацию, предоставленную участниками экспертной группы, в которую вошли не все крупные игроки рынка аудиорекламы. Оценки же доходов эфирных радиостанций базируются на данных мониторингов радиорекламы, т. е. на объективной информации, полученной из независимых источников. Тем не менее, Digital Audio – это весьма перспективный сегмент, и есть надежда, что по мере увеличения его вклада в общий бюджет доходов от аудиорекламы, его оценка станет более объективной и независимой.
Значимые события 2019 года
"Национальная медиа группа" выставила на продажу радио бизнес.
"Национальная медиа группа" (НМГ) не планирует развивать свои FM-частоты как самостоятельный радиосегмент.
Совладелец "Русского радио" перестал быть акционером "Русской медиагруппы".
Совладелец и основатель "Русской медиагруппы" Сергей Кожевников вышел из капитала холдинга, обменяв принадлежавшие ему 22 % в холдинге на 78 % компании, которая владеет зданием, где располагаются радиостанции и телеканалы "Русской медиагруппы".
В умных колонках с "Алисой" появилось радио.
Умная колонка будет автоматически настраиваться на нужную волну по голосовому запросу.
Радио ULTRA запускает музыкального голосового ассистента.
Музыкальный голосовой ассистент робот "Ультра" станет "хозяином" эфира радиостанции ULTRA, которая назначила собственный перезапуск на 1 апреля. Персонаж станет проводником в мир альтернативной и прогрессивной молодежной музыки.
В России появится единый онлайн-плеер для прослушивания радио в FMдиапазоне.
Российские радиохолдинги разрабатывают единый онлайн-плеер для прослушивания радио в FM-диапазоне.
В Санкт-Петербурге тестируют новую технологию для радиостанций.
"Газпром-медиа" и ЕМГ запустили свои радиостанции одновременно в двух форматах: аналоговом FM и цифровом DRM.
Альянс НСК и "Газпром-медиа Радио" распался спустя год.
Созданный НСК и "Газпром-медиа Радио" в конце 2018 года объединенный продавец рекламы "Дом радиорекламы" прекратил работу, сообщает РБК со ссылкой на три источника на рынке и топ-менеджера "Газпром-медиа".
Радио Monte Carlo вышло за пределы Москвы.
Входящее в "Русскую медиагруппу" (РМГ; "Русское радио", DFM, Ru.TV и др.) Владимира Киселева радио Monte Carlo начало продажи рекламы по региональной сети, которую планирует увеличить до 30 городов.
Тарифная политика
По итогам 2019 года медиаинфляция составила в среднем по Москве +2.6 %, по сети +3 % (прайсы радиостанций на период январь – декабрь 2019/январь – декабрь 2018, будни с 07:00 до 22:00).
По данным Mediascope Россия, средняя стоимость 30 секундного ролика в будни, с 06:00 до 00:00, по России составила 163 328 руб. и 83 150 руб. по Москве (на основе прайс-листов ТОР-10 московских и федеральных радиостанций, отранжированных по недельному охвату, без учета скидок/надбавок и НДС).
Что касается стоимости достижения 1000 человек (в средний 15 мин. интервал), то в Москве, в среднем, она составила 1 388 руб., а для федеральных кампаний — 328 руб. (по данным Mediascope Россия. Radio Index-Москва. Январь – Декабрь 2019, Radio
Рекламодатели
В 2019 году доля десяти крупнейших рекламных категорий Радио выросла на 1 % по сравнению с 2018 годом и составила 92 % от всех размещений. Структура бюджетообразующих категорий немного изменилась. ТОР-8 категорий сохранились — изменились только ранги. Но появились две новые категории, входящие в топ-10. На смену категориям "Бытовая, компьютерная и оргтехника" и "Продукты" пришли категории "Социальная и политическая реклама" и "Косметика, парфюмерия".
Региональный рынок радиорекламы
В 2019 году на TOP-5 городов пришлось больше половины брутто-бюджетов. Во главе списка неизменно располагается Санкт-Петербург, объем рынка которого сократился на 1,3 %, по отношению к прошлому году. Нижний Новгород снова занял вторую позицию, опередив Новосибирск. На 4-м месте по-прежнему Ростов-на-Дону.
Среди ТОР-20 рекламодателей в 2019 году, 36 % бюджетов пришлось на компании строительного сектора. Лидер категории по рекламным бюджетам в 2019 году — ПЕТРОСТРОЙ (СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ), также в первую двадцатку вошли рекламодатели: ГРУППА ЛСР, SETL GROUP, ПЕТРОВИЧ (СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ ДОМ), ЛИДЕР ГРУПП, КОРПОРАЦИЯ КОШЕЛЕВ, АРБАН, RBI.
Почти треть бюджетов, среди ТОП-20 рекламодателей, приходится на категорию "Ритейл", в которую попали пять клиентов — METRO GROUP, О'КЕЙ, X5 RETAIL GROUP, CASTORAMA и лидер всего списка по-прежнему — ЛЕНТА.
Третье место у категории "Телекоммуникации, связь", в которую вошли TELE2 и ЭР-ТЕЛЕКОМ. На 4-й позиции рейтинга расположился единственный представитель банковского сектора — ЛОКО-БАНК. В категорию "Автомобили, мотоциклы" попали всего два клиента из ТОР-20 в 2019 году — это ТРАНСТЕХСЕРВИС (АВТО) и VOLVO CARS.
Закрывают список две новых категории "Туризм" с рекламодателем ANEX TOUR и "Интернет" с клиентом MAIL.RU GROUP.
Сокращенная версия третьей главы отраслевого доклада Роспечати "Радио в России в 2019 году. Состояние, тенденции и перспективы развития". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.