Джоди Бибер: как одна фотография может изменить жизнь
Агентство РИА Новости в дни международного саммита пригласило в северную столицу ведущих мировых фотографов – участников творческой фотоэкспедиции по России. В эти дни на выставке «Русское настоящее» в Мраморном дворце можно познакомиться с их взглядом на Россию и посетить их лекции в Главном Штабе Эрмитажа. С открытой лекцией выступила известный южноафриканский фотограф Джоди Бибер (Jodi Bieber). Среди лекторов-фотографов только она - единственная женщина, ей и было дано право выступить первой.
Оказавшись перед петербургской публикой, Джоди Бибер поприветствовала всех по-русски: «Привет!», и начала свой рассказ. Фотографией Бибер увлеклась еще в детстве. Родители подарили девочке фотоаппарат, и вместо записей в дневнике она с удовольствием делала фотоснимки. Родители прочили ей карьеру адвоката, но она сосредоточилась на маркетинге и работе в рекламном агентстве. Стать профессиональным фотографом помог случай – на глаза попала реклама фотокурсов. В 1993 она попала на стажировку в газету Star в Йоханнесбурге. Первые демократические выборы в стране (1996) стали поворотным пунктом в её судьбе.
Гостья из ЮАР рассказала о нескольких своих фотопроектах и показала наиболее дорогие для нее работы. «Я живу двумя жизнями – занимаюсь собственными проектами и сотрудничаю со средствами массовой информации».
– Как вы представляете ЮАР? Про неблагополучные районы слышали? – поинтересовалась у слушателей лектор. – Я страстно люблю свою страну – ЮАР. Когда была молода, к нам приезжали фотографы из Германии и Франции. Все снимали только в черно-белых цветах. Либо всё хорошо, либо всё плохо. Я же хотела сделать другой проект. Я против «черно-белого» подхода. Хотела показать красоту.
Посвященная ЮАР книга «Меж собаками и волками» (Between Dogs and Wolves, 2006) была издана в пяти странах.
– В фокусе того, что я фотографировала, не мои личные переживания, а страна. Проектом «Меж собаками и волками» я занималась десять лет. Он хорошо описывает ситуацию в ЮАР в то время. Десять лет я фотографировала молодых людей, живущих на обочине общества.
Однажды в Лондоне Бибер увидела рекламную кампанию косметической линии, в которой были использованы фотографии не моделей, а обычных женщин. Джоди создала фотосерию, идущую вразрез с общепринятыми стандартами красоты, показала женщин такими, как есть – в нижнем белье и без ретуши.
– Многие африканки стали следить за собой и поклоняться западным идеалам красоты. Я подумала, вот бы собрать африканских женщин и показать их естественную красоту. Развесила объявления в разных местах, стала получать звонки. Перед печатью они видели фотографии, одобрили их. Многие мои героини пришли на открытие выставки. В следующем году выйдет книга “Настоящая красота”.
Первая персональная выставка Джоди Бибер состоялась в Перпиньяне в 2002 году, с тех пор её работы увидел весь мир. Она получила огромное количество профессиональных наград, включая самую главную – World Press Photo за портрет 18-летней Биби Айши, в 2010-м. Афганская девушка была изуродована в наказание за побег из дома. Портрет был опубликован на обложке американского журнала Time. Эта фотография размещена и на главной странице персонального сайта фотомастера jodibieber.com
Джоди Бибер рассказала о предыстории создания этой фотоработы:
– В 2010 году, оказавшись в Нью-Йорке, не хотела идти работать в «Тайм». Думала, не подхожу, но мой агент сказал: «иди». Показала проект «Настоящая Красота», и ничего не ждала. Принесла фоторедактору и сказала, что могу куда-то поехать. В итоге мне предложили съездить в Афганистан и сделать портреты афганских женщин – кинодокументалистов, ведущих телешоу, спортивных комментаторов… и одной девушки Айши.
Эта фотография сильно изменила жизнь Айши и здорово помогла мне. Теперь я могу путешествовать по всему миру и показывать другие свои работы. Сейчас Айша живет в Америке и проходит ряд сложных восстановительных операций. Мы дважды встречались в Нью-Йорке.
Журнал «Тайм» вышел с этой фотографией на обложке и заголовком «Что случится, если мы уйдем из Афганистана». Это стали обсуждать везде. На телешоу и блогах. Как фотографы, вы знаете, что когда выставляете на общественный суд свою фотографию, то не можете влиять на то, как люди ее интерпретируют.
Завершила свою лекцию Джоди Бибер рассказом о своей новой фотосерии, снятой в Иваново для проекта «Русское настоящее».
– В 2010-м я приехала с фотографией Айши на выставку WPP в Москву, и поразилась тому, сколько здесь женщин в миниюбках. Когда мне предложили сделать проект в России, то решила задаться вопросом: «Почему столько женщин носят миниюбки?». Это связано с модой или дело в чем-то более серьезном?
В заключении лектор пригласила всех на выставку, открывшуюся в Мраморном дворце, где можно не только увидеть фотоработы, но и прослушать аудиоряд – то, что говорят герои её фотографий.
Фото Анны Чижик