Сергей Михайлов: «Маржу медийного бизнеса сегодня полностью состригают соцсети»
Мы открываем рубрику «Монологи о Медиа» (МОМ) публикацией выступления генерального директора информационного агентства России «ТАСС» Сергея Михайлова в дискуссии «Будущее журналистики в условиях новых вызовов», прошедшей на Петербургском международном экономическом форуме. Сергей Михайлов четко структурировал основные тренды сегодняшнего дня и их влияние на день завтрашний.
Те вызовы, которые вынесены в сегодняшнюю повестку дня нашей панельной дискуссии, можно описать тремя основными трендами:
- развитие и проникновение технологий;
- расширение платформ доставки медиа к потребителю и, как следствие, изменение привычек потребления;
- кризис традиционных бизнес-моделей и поиск новых способов монетизации нашей с вами новостной деятельности.
ТАСС как старейшее информагентство России на протяжении всей своей истории старается сохранять высокие стандарты журналистики: достоверность, объективность и оперативность. Эти ценности в работе ТАСС остаются неизменными и должны оставаться такими всегда. Все остальное, к счастью или к сожалению, будет меняться. С каждым днем мы наблюдаем, как эти изменения происходят все быстрее и быстрее.
Только меняясь каждую минуту, даже каждую секунду в сегодняшних темпах, можно соответствовать этим вызовам.
Развитие и проникновение технологий
Технологический узел. Сегодня уже никого не удивишь современными ньюсрумами, но мы считаем, что эти изменения носят более глубокий характер. И имя этому изменению –автоматизация производства контента. Эти процессы будут идти и проникать в ньюсрумы постепенно.
Не надо думать, что в ньюсрум прикатится человекоподобная машина, которая вытеснит редакторов и корреспондентов. Все будет проще и незаметнее.
На первом этапе происходит алгоритмизация производства типового контента, например, новостей на основе повторяющихся вещей: прогнозы погоды, курсы валют, спортивные матчи, всевозможные статистики. Это еще не искусственный интеллект и не автоматизация. Кроме того, пакетированный контент и рассылка его по заинтересованным клиентам на основе семантических технологий. Все эти процессы так или иначе запущены в ТАСС и уже находятся в той или иной стадии продвинутости. Однако это лишь подножие, один из первых этажей пирамиды, на которую нам всем, на мой взгляд, предстоит забраться в самое ближайшее время.
Второй этап – автоматизация производства более сложного контента. Та самая роботизация, когда машина на основе искусственного интеллекта и обучения сможет производить новый контент. Определять, что более новое, что более важное, с учетом сложности передаваемого контента. Пока ни у одного СМИ в мире не получается автоматизировать производство собственно новостей.
Хорошая новость заключается в том, что пока определение важного остается прерогативой человека. Плохая новость в том, что машины учатся быстрее, чем мы сегодня можем себе представить.
Мы в ТАСС внимательно изучаем эти процессы и готовимся к тому, что именно это станет следующим этапом нашего технологического развития. Как ни удивительно, сейчас технологии искусственного интеллекта в производстве текстов развиты значительно слабее, чем в распознавании визуальных образов. Поэтому автоматизация производства описаний к фотографиям произойдет, на наш взгляд, намного быстрее, чем автоматизация производства текстовых новостей. Машина уже сейчас умеет распознавать, кто изображен на снимке или видео, анализировать дату и место съемки, а значит, типовое описание любой фотографии в информационном агентстве машина очень скоро научится делать.
Это не значит, что исчезнет профессия бильд-редактора. Это значит, что бильд-редактор будет тратить свое время именно на то, на что и должен в первую очередь: вдумчиво выбирать и обрабатывать лучшие снимки, понимать мысли и эмоции. А техническую работу сделает машина.
В целом, вокруг этого сломано много копий, но я думаю, что бояться не стоит. Если в конечном счете машина сможет автоматизировать обработку производств типового контента (из чего на 80% состоят наши СМИ), то у журналистов останется гораздо больше времени на эксклюзив, поиск источников, нестандартных тем и поворотов, и в конечном итоге это приведет к повышению, а не падению качества журналистики. И, конечно же, финальное решение о выпуске или не выпуске той или ной новости, фото, видео останется за человеком. Пока, по крайней мере…
Расширение платформ доставки медиа
В экосистеме медиа во всем мире у информационных агентств была, есть и будет базовая функция – собирать и доставлять информацию подписчикам и клиентам. При этом агентства под влиянием развития новых технологий и изменения экономики медиа стали терять свою монополию на информацию, оказавшись в достаточно жесткой среде новых медиа (как СМИ, так и социальных платформ).
Цифровая среда предъявляет новые требования к скорости доставки продукта. Например, при доставке фото клиентам счет идет на минуты, а иногда на секунды. При этом ведущие информационные гиганты конкурируют с небольшими медиа, в том числе очень маневренными, которые могут существовать только в виде пабликов в соцсетях или эмейл рассылок, но иметь достаточно значимые аудитории, прирастающие ежедневно на тысячи подписчиков. Новые технологии и устройства критически меняют привычки аудитории в потреблении информации. Громоздкие интерфейсы и собственные сервисы доставки больше не работают.
Мы должны входить в ту среду, где пользователю удобно получать наш продукт. Если клиенту завтра будет удобно получать фотографии или информацию через чат-боты или мессенджеры, мы должны научиться предоставлять такой сервис. И научиться этому быстро.
Доступность любого контента на любых платформах стала базовым принципом современной среды.
Продукт, который не может быть использован на мобильном устройстве, больше не конкурентоспособен. Причем это произошло на наших глазах буквально за последние 3-4 года. У пользователя должен быть выбор: чат-бот, рассылка, push-уведомление… Завтра появятся какие-то новые способы, которые пока еще невозможно описать, но они точно появятся и, я думаю, займут главную строчку.
Мы стараемся присутствовать везде, где присутствует наш подписчик и клиент. B2С среда в интернете наиболее агрессивна у информационных агентств, потому что исторически не является их бизнесом и компетенцией. Здесь мы соревнуемся с медиа, которые изначально работали в цифровой среде, которые там родились.
Как и у всех медиа, у информационных агентств неоднозначные отношения с соцсетями и сервисами, как площадками дистрибуции. Мы много дискутируем об этом между собой. Соцсети имеют неопровержимый аргумент – цифры, количество аудитории. И поэтому они диктуют свои правила, позволяющие максимально монетизировать аудиторию.
Медиа несут значительные затраты на производство контента, но все меньше могут монетизировать аудиторию традиционными способами на своих сайтах. По сути, маржу медийного бизнеса сегодня полностью состригают соцсети.
Мир знает несколько громких историй противостояния крупнейших медиа («The New York Times», «The Guardian») с Facebook, которые получили большую известность и продолжаются до сих пор. Суть противостояния: показывать ли контент внутри социальной сети без перехода на сайт. Ответа в этом споре еще нет, но совершенно очевидно, что СМИ, которые хотят зарабатывать, находятся в зависимом положении и ищут решение этих вопросов.
Медиаэксперты во всем мире не один год спорят об отношениях СМИ и аудитории. Кто они: конкуренты или союзники? Не секрет, что СМИ давно используют сообщения пользователей в соцсетях как источники информации, не новость, что пользователи узнают о многих происшествиях быстрее СМИ. Игнорировать это невозможно и неправильно. Задача медиа – максимально использовать это. Разработать и внедрить технологии отслеживания и быстрой верификации. Это ключевое слово в сегодняшней медиасреде – верификация. Сегодняшние технологии позволяют сделать видео и фото настолько близкими к правде, что отличить очень тяжело. Верификация становится главной, особенно в работе новостных агентств.
Важно выстроить механизмы коммуникации с пользователями, чтобы использовать их как сеть гражданских журналистов в любой точке мира, при этом решив вопрос верификации и фейковых новостей.
Кризис традиционных бизнес-моделей
Медиа – очень капиталоемкий бизнес, требующий значительных инвестиций, в первую очередь, в обучение, технологии, железо (которому свойственно очень быстро устаревать). При этом традиционные бизнес модели, основанные на рекламе, работают все хуже. Цена контакта с аудиторией, которая находится традиционно на высоком уровне у телевидения, последовательно дешевеет при переходе контента в интернет, еще больше дешевеет при переходе на мобильные платформы и соцсети. При этом контакт с потребителей в цифровой среде более качественный, его легко анализировать, он позволяет концентрироваться на нужной аудитории, что повышает ценность контакта для рекламодателя.
Многие СМИ экспериментируют с разными платными сервисами, однако за информацию платит ничтожно малое количество пользователей. Все большее распространение получают различные спонсорские дотационные модели функционирования. В России эта практика распространена давно, при этом крупнейшим донором СМИ выступает государство на всех уровнях.
На мой взгляд, бояться государства не надо. Для государства поддержка СМИ – это, прежде всего, инфраструктурная задача.
Если хотите, наличие инфраструктуры быстрого и качественного распространения новостей – это такая же задача, как строительство качественных дорог. Без дорог люди не смогут передвигаться, без СМИ избиратели не будут получать информацию о выборных компаниях, потребители социальных услуг – данные об изменениях законодательства или появлении мест оказания этих услуг. В значительной степени именно СМИ делают общество обществом, и государство в данном случае выполняет функцию справедливого распределителя благ среди максимального количества своих членов. Поэтому в обозримом будущем роль государства в СМИ будет как минимум не уменьшаться.
Это не означает, что на рынке нет места частным СМИ. Мы всегда радуемся за тех своих коллег, которым удается построить и создать с нуля. Мы это видим, и примеры этому есть, и это очень хорошие окупаемые СМИ. Однако количество медиа, которые закрываются, говорит о том, что удается это немногим, только самым талантливым, самым продвинутым из нас. Тем более ценен их опыт.
Посмотреть все материалы рубрики "Монологи о медиа" (МоМ)