Приобщить к спасительному источнику
Какое место должно занимать освещение культурных событий в эфире городского универсального канала? И что лучше выбрать: глубоко интеллектуальный разговор об искусстве, понятный лишь небольшой прослойке ценителей и знатоков, или попытку достучаться до обычного зрителя, сопряженную с неизбежным упрощением многих моментов? Позицию канала «Санкт-Петербург» по этому вопросу озвучила заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов Ольга Разина в ходе встречи клуба «Старые и новые СМИ Петербурга» на Невском, 70.
Иванова: Хватает ли вам в эфире культуры? Хочется ее больше или меньше? С вашей точки зрения, телеканал «Санкт-Петербург» решает задачу показать наш город как культурную столицу – или все-таки, когда мы хотим культуры, мы идем на канал «Культура»? В зале может кто-нибудь ответить на этот вопрос? И все задумались, никто не готов… Вот, передайте микрофон, Света, будьте добры.
Из зала: Простите, это была просто реплика. Нет, мы не идем на канал «Культура». Я просто высказался, да.
Разина: Давайте я поддержу Андрея. Мне кажется, тут не совсем корректное сравнение может быть. Потому что канал «Культура»… он либо для тех, кто сам прочно связан с культурой, либо погружен в нее как-то глубоко, с детства, корнями. Это все-таки какая-то элитарная часть. Наша задача – говорить о культуре, безусловно, но так, чтобы это было понятно всем. Вот, в принципе. Потому что на канале «Культура»… ну, все мы любим канал «Культура», у меня там есть свои фавориты и так далее. Но я, например, все тоже не могу смотреть, потому что я, во-первых, таким количеством времени не располагаю, во-вторых, где-то для меня слишком медленно, где-то как-то… Этот канал – для определенного сообщества, которое, безусловно, тоже нужно поддерживать, это миссия, это не нужно сбрасывать со счетов, что вот огромная часть аудитории любых программ на тему культуры – это люди, которые с этим связаны какими-то жизненными обстоятельствами. Но мы как универсальный канал… Я так для себя понимаю нашу задачу: приобщить вот к этому спасительному источнику как можно больше людей, которые, может, ничего и не знали, которым, может, для начала нужно сказать, как в фильме «Афера Томаса Крауна»: «Дети, эта картина стоит 10 млн долларов» – и после этого они должны узнать, кто такой Моне…
Иванова: Да, поддерживаю. Если это у вас миссия, то это замечательно. Вот это как раз сказать тем, кто, может, ничего и не знал. Я в основном с молодыми журналистами, бывает, общаюсь или со студентами. К сожалению, меня часто бэкграунд этого поколения не устраивает. Они действительно очень много чего не знают. Может ли телевидение решить эту задачу? Они ваши зрители или нет? А как сделать так, чтобы были ваши?
Разина: Да… Ну, я бы вот не взялась сказать, что телевидение может. Но телевидение должно стараться. Телевидение должно, это его ответственность…
Иванова: Оля, вы отличницей в школе были?
Разина: Нет, кстати…
Иванова: Странно (смеется).
Разина: Ну, я могла бы быть, но у меня много было других интересов, видимо (смеется).
Иванова: Так, телевидение должно стараться…
Разина: Да. Я тоже вот общаюсь с молодыми людьми, так сказать, которые профессионально стремятся стать кем-то в медиа-сообществе. Я веду курс в Институте кино и телевидения, у меня там замечательные барышни, мне кажется, у которых хороший бэкграунд, у которых тема культуры популярна. И тут что важно? Что как бы каждый человек, занимается он культурой, не занимается, который что-то создает в медиа-пространстве, он это создает для души и выкладывает. Мы как журналисты или как люди, работающие на телевидении (может, это завтра будет называться вообще как-то иначе), мы все-таки решаем определенную задачу. И мы ответственны. И за людей, которые в кадре, и, не знаю, за их моральное состояние после нашего интервью, и за то, как поймет это зритель. И за то, как он это услышит, трансформирует нашу идею, и что он дальше после этого будет делать. Поэтому, конечно, наша задача, чего бы мы ни делали: зовем ли мы гостя в эфир, или мы снимаем сюжет и так далее... Наша задача – сделать так, чтобы это явление, этот человек, который нам уже кажется важным, значительным, существенным, стал близок, понятен вот этим людям.