Просто Кирилл Артеменко
Гостем первого в новом сезоне заседания журналистского клуба "Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга" стал недавно сложивший с себя полномочия главного редактора "Бумаги" Кирилл Артеменко. На сайте издания он теперь представлен как генеральный директор, но сам Кирилл не вполне уверен, как должна называться его должность и предпочитает быть просто Кириллом Артеменко.
– Я еще не придумал слова подходящего. Могу называться генеральным директором, могу называться издателем, могу называться СЕО. Но мне все эти слова кажутся нелепыми, и мне неловко их употреблять. В зависимости от ситуации я в той или иной роли нахожусь. Я довольно долго совмещал эти роли, но проверено многими примерами, что роли человека, отвечающего за редакционную политику и за бизнес, должны быть разведены. Поэтому я очень постепенно и плавно отходил от контента. И благодаря прекрасной Тане Ивановой, которая с самого начала была с нами, я смог это сделать.
"Бумага" на сегодняшний день весьма популярное и уважаемое в городе издание. Начиналось же все 8-9 лет назад, когда группа студентов решила сделать студенческую газету.
– Мы сперва хотели делать печатную газету. Но мой лучший друг Вячеслав Шебанов – программист, сейчас весьма уважаемый специалист в своей области, работающий ВКонтакте – довольно разумно сказал, что странно сейчас делать печатное издание. Тогда тема про "смерть бумаги" была весьма популярна. И мы решили сделать сайт. Мы сделали студенческое издание iUni.ru и делали его сами по себе, независимо, без копейки, полтора года. Руководство журфака нас поддержало, выделило помещение, что было очень ценно и важно. Помогали организовывать лекции специалистов, которых мы хотели послушать. Я это помню и очень за это благодарен. Зимой 2012 года стало понятно, что скоро мы закончим университет, и нужно уже всерьез что-то решать. Мы закрыли студенческое издание (впоследствии оно ушло в университет ИТМО, и газета существовала в следующем поколении без нас). И решили делать городское издание. Хотя у нас не было нормального старт-апа, когда люди садятся и четко формулируют, что делать и в каком виде. Мы многое доделывали по ходу дела.
Так появилась интернет-газета "Бумага". Название придумали как шутку. Этакий парадокс – "Бумага" без бумаги. На тот момент большинство изданий, переходя в Интернет, имело бумажную версию. "Бумага" же на бумаге никогда не печаталась и печататься не собирается.
– Обычно первый вопрос, который задают люди, не знакомые с нашим изданием, "есть ли у вас печатная версия?". Отмечу, что название "Интернет-газета" – это уже тоже атавизм. Мы сейчас позиционируем себя как "Интернет-издание", "медиа". Так как "Бумага" сейчас существует и как сайт, и как соцсети, у нас есть имейл-рассылки. Также мы делаем маркетинговые исследования, проводим мероприятия оффлайн, что позволяет нам, в том числе, зарабатывать деньги и существовать независимо.
"Бумагу" сейчас читает порядка 40 тысяч человек в день. Количество уникальных пользователей в месяц приближается к миллиону. В ответ на вопрос, "как достичь таких результатов", Кирилл смеется: "Просто шесть лет работать…"
– На самом деле, есть вещи, связанные с продуктом. Есть то, что мы делаем технически, том числе партнерство с агрегаторами контента, дистрибуция контента в социальных сетях. Тут очень важно, чтобы яйца не лежали в одной корзине. Если вы, например, делаете очень большое, классное издание внутри во ВКонтакте, может случиться, что во ВКонтакте изменится какой-нибудь алгоритм или закроется какой-нибудь раздел, и ваш бизнес закончится. Поэтому, в принципе, все Интернет-издания, которые стремятся к устойчивости, пытаются сделать так, чтобы были различные источники трафика. Хотя мне слово трафик очень не нравится. Трафик – это не читатель, который зашел и получил некоторые впечатления от того, что вы делаете. Не читатель, который хочет журналистику. Это человек, который просто перешел, или и вовсе не человек. Короче говоря, у нас последние полтора года очень сбалансированная структура. Поровну людей, которые заходят напрямую, заходят из разных соцсетей и агрегаторов. Вообще, работа по дистрибуции – это, наверное, самая важная часть работы. В Интернете медиа функционируют не с момента, когда статья или новость опубликована, а с момента, когда она доставлена. И она может быть доставлена очень большим количеством разных способов.
Примечательно, что петербургское издание читают отнюдь не только в Петербурге. Метрики показывают, что порядка 40% читателей читают издание из других городов и стран.
– Я до сих пор не особо понимаю, какая мотивация у людей читать нас не из Петербурга, но они читают. У нас есть какие-то истории, которые мы специально делаем для людей повсюду. Сейчас возможность читать любое издание откуда угодно – это глобальный тренд. С другой стороны, мне кажется, что с учетом того давления, которое оказывают на СМИ гиганты – Фейсбук, Яндекс, ВКонтакте и так далее, шанс небольших изданий, а все издания по сравнению с Фейсбуком небольшие, в локальности и нишевости. Нужно найти то, что Фейсбук не сможет дать читателям. Например, Фейсбук не сможет поймать ту петербургскую атмосферу, которая ценна для читателей здесь. Фейсбук не может сам рассказать читателю историю, он только подсовывают ему чужие истории, определяя, какая из них ему интересна. Кстати, все попытки Фейсбука сделать внутри медиа не получились. Буквально недавно вспоминал издание под названием "Paper", которое они в 2014 году анонсировали, но так из него ничего и не вышло.
О чем же пишет "Бумага"? По мнению Кирилла Артеменко, о чем бы ни был материал, в центре внимания всегда должен находиться человек. И тогда этот материал будет интересно читать.
– Мы думаем, что журналистика – она вся про людей, даже если это биржевые сводки. Поэтому в центре нашего внимания находится человек и, в частности, человек в Петербурге, потому что мы издание про Петербург. У нас это вынесено в позиционирование везде: "Все о том, почему Петербург – лучший город на земле". И я в это правда верю. Для меня было большим решением в свое время никуда, в том числе в Москву, не переезжать, хотя звали. Я это решение принимал многократно. И чем дольше я занимаюсь тем, чем занимаюсь, тем больше я понимаю, что это было правильное решение. Потому что Петербург – это очень комфортный, красивый и приятный город для жизни. Это город, где люди действительно очень отличаются от людей в других городах. Это место, у которого есть история и культура. Есть большой городской контекст, с которым человеку, который здесь родился, приятно работать. Для нас это – краеугольный камень в выборе темы. Мы следим за тем, что происходит в городе, что происходит с людьми в городе, мы рассказываем о каких-то вещах, которые делают жизнь здесь комфортней. И создаем контекст вокруг человека, который здесь живет.
То, что Петербург – это лучший город на земле, не означает, что "Бумага" занимается только описанием его красот и достоинств. Весьма часто публикуются и критические материалы, некоторые и вовсе считают "Бумагу" оппозиционным изданием.
– Оппозиционными нас считают, видимо, потому, что мы освещали, например, митинг против пенсионной реформы, организованный сторонниками Алексея Навального. Сейчас освещать такое – это уже, видимо, оппозиционный жест. Для нас же это просто важная новость, когда полгорода перекрыто. Мы никогда не занимались отражением лакированной реальности. Если в нашем мире есть место прекрасному кафе и замечательным городским фестивалям, и при этом есть история, когда людей пытают в отделе полиции, мы должны писать и о том, и о том. Испытывать щенячий восторг из-за всего, что здесь происходит, было бы довольно странно. У нас масса претензий к тому, что происходит в городе. Причем, не только к городским властям. Например, можно сколько угодно ругать городские власти, что они не проложили велодорожки. Но вот на Фонтанке велодорожку проложили. И что мы видим? На ней запаркованы автомобили. Это вопрос про диалог внутри сообщества городского, внутри разных сообществ. Мои же личные претензии относятся, в первую очередь, к зимнему периоду.
Как-то прошлой зимой, придя на работу в "совершенном бешенстве", Кирилл, будучи еще главным редактором, дал задание своим журналистам выяснить, по какой причине город вновь посыпан солью.
– Я не понимаю, почему после прорывной зимы 2016 года, когда, кажется, первый раз Петербург стал похож на Хельсинки, с ровным снегом и гранитной крошечкой, в 2017 году вновь вернулись к традиционной "соли". Когда реагенты разъедают все до кости на вашей ноге, штаны усыпаны солевыми разводами, и как только температура поднимается до +5, а потом падает до –5, что у нас всегда предсказуемо происходит, город становится похож на каток. И я сказал: "Ребята, давайте мы напишем сейчас материал о том, почему у нас снова вот такое". Что надо делать в первую очередь? Конечно, звонить в Комитет по благоустройству. Звоним, говорим: "Уважаемые коллеги, почему у нас снова соль на улицах?" Они говорят: "Нет соли". Мы говорим: "Есть соль!" Они говорят: "Нет соли! Никаких реагентов нет, 100%". Мы говорим: "Хорошо, так и запишем. У нас там ботинки все в белом, но, наверное, это не соль, наверное, это сахар". И что ты с этим будешь делать?
Ведущая встречи, арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова вспомнила поговорку "бумага все стерпит" и поинтересовалась, что же не стерпит "Бумага"?
– Что мы не пишем принципиально? Мы не пишем о бытовом криминале. Еще у нас есть строгое принятое внутри правило: в случае катастроф, терактов, ЧП мы не лезем в соцсети погибших. Мы понимаем, что это нормально для федерального или глобального издания. Но мы работаем с городским сообществом. Когда взорвали самолет над Синаем, у меня в этом самолете была знакомая и еще несколько знакомых моих знакомых. Когда в метро взорвали поезд, в нем ехал мой хороший приятель и наш внештатный фотограф. Петербург – это большой город, но в то же время очень маленький. И мы к этим темам относимся очень бережно.
Завершая беседу, Ирина Иванова сообщила, что следующая встреча журналистского клуба состоится 18 октября, и ее горем будет главный редактор журнала "Русский меценат" Аркадий Соснов.
Кирилл Артеменко: Мне кажется, журналистика, если она нормальная, – это всегда социально-ответственный бизнес. Да и бизнесом ее сложно назвать, если по-честному. Это скорее life style – способ жизни. Работать только за деньги в журналистике невозможно и явно незачем. Потому что есть масса других гораздо более комфортных профессий, в которых можно заработать более приличные деньги, чем в журналистике. И это не только в России, а где угодно в мире.
Партнер проекта – интернет-канал Piter.tv.
Запись прямой трансляции встречи: https://piter.tv/conference/886/
Видеоролики с эпизодами встречи размещаются на нашем Youtube-канале SPBSJRU
Ссылки на материалы о всех прошедших встречах в рубрике "Проекты Дома журналиста"
О следующем мероприятии проекта «Место встречи – Невский, 70» мы сообщим на нашем сайте, в группах ВКонтакте и Фейсбуке, и Телеграм-канале. Следите за нашими анонсами.
«Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» – это цикл вечеров в Домжуре, посвященный ведущим СМИ города. Информационное поле Санкт-Петербурга постоянно меняется, на нем возникают и вырастают новые СМИ, традиционные печатные издания переходят в электронный формат, появляются новые ТВ и радио программы, уходят в небытие отжившие свой век передачи. Не только потребитель информации, но, порой, и профессиональный журналист не в силах отследить все эти перемены. Проект «Место встречи – Невский, 70» позволит составить своего рода каталог городских изданий, причем не только для профессионального журналистского сообщества, но и для широкого круга потребителей медиаконтента. Ведущая встреч - арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова. Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга. Посмотреть все публикации о мероприятиях проекта.