Муниципальная пресса скучна?
Насколько может быть востребована читателем муниципальная пресса? В продолжение темы, поднятой ранее SpbSJ.ru, предлагаем заокеанский взгляд на эту проблему. Журналист Марина Соколовская, живущая в США, рассказала, что представляет собой этот сегмент медиарынка за рубежом и испытывает ли он похожие на наши проблемы.
– Что пишут муниципальные СМИ Америки о делах и событиях «рядом с домом»? Насколько это интересно и привлекательно, в частности, там, где вы живете? В каком виде у вас выходит местная муниципальная периодика – в печатном или электронном?
– У нас это все выглядит несколько иначе, чем в России. Точнее, совсем иначе. Начнем с того, что в том же Нью-Йорке очень много газет для разных комьюнити – у китайцев свои, у испанцев – свои, у евреев-сефардов – свои, у хасидов – свои... По количеству изданий русскоязычная пресса впереди даже испанской, несмотря на то что испаноговорящих в Нью-Йорке намного больше, чем русскоговорящих, ‒ в десятки раз! Все эти газеты – частный бизнес, зарабатывают они на рекламе и объявлениях. Однако по своему наполнению это типичная муниципальная пресса, на страницах которой и новости района, и новости города, сообщения мэров (например, у Брайтона есть свой мэр) и местных политиков, информация департамента жилья (например, такой-то дом будет отремонтирован тогда-то – речь, разумеется, о многоэтажных домах, находящихся в ведении города).
Перед нашим разговором я прошлась по сайту муниципальных новостей Spbnarod (проект Союза журналистов СПб и ЛО. – Прим. ред.). Информацию такого толка у нас можно найти в небольших газетах, рассчитанных на тех, для кого английский язык ‒ не родной. Если у газеты маленький тираж, она сама ищет такую информацию. С теми же изданиями, у которых приличный тираж, мэрия сама очень охотно сотрудничает: размещает там объявления, городскую рекламу за деньги, сообщения о городских событиях – фестивалях, праздниках. Обычно делается это на том языке, на котором выходит газета. Кроме того, существуют ежедневные городские бесплатные газеты, например, та же газета Metro.
Информацию можно получить по телефону 311. Это городская служба, диспетчеры которой знают все – начиная с того, где можно бесплатно получить еду и переночевать, и заканчивая правилами парковки на сегодняшний день. В Нью-Йорке достаточно тяжело припарковать машину, у нас действует правило повременной парковки автомобилей: в какие-то дни только на левой стороне, в какие-то – только на правой.
У службы 311 есть сайт, он на разных языках, диспетчеры этой службы также говорят на разных языках, русском в том числе. Плюс у нас есть специальное телевидение, например, телевидение Бруклина (это один из районов Нью-Йорка, всего их пять). Такое телевидение, скажем, очень местечковое, заточено исключительно под новости района.
Фото: freeimages.com
– На кого ориентирована муниципальная пресса Америки? Это домохозяйки или работающие граждане, которые и дома-то бывают изредка, или кто-то еще? Или все сразу?
– Такая пресса в первую очередь ориентирована на тех, кто хочет быть в курсе всего, что происходит в районе и городе. Например, в Нью-Йорке невероятное количество бесплатных развлечений, от тенниса до каякинга, от курсов английского языка до съемок в кино. И студенты, и работающие люди среднего возраста, как правило, не пропускают такую прессу – она очень полезна. Я, например, работаю, далеко не пенсионер, но вырываю страницы из одного ежемесячного журнала – там расписание всех городских событий на следующий месяц, очень удобно.
– Традиционно считается, что муниципальная пресса скучна и заурядна, там только казенные рапорты и отчеты и почти нет привлекательного контента. Насколько соответствуют этому представлению ваши муниципальные издания?
Такая пресса не обязательно должна быть скучной. Приведу в пример всего один сайт – http://www1.nyc.gov/site/media/index.page. Это городской сайт, курирует его мэрия, на ее же деньги он и существует. Но посмотрите, как там весело! С другой стороны, Нью-Йорк все-таки на отдельном счету – у нас, например, предыдущий мэр Блумберг раскрутил такую деятельность в плане развития кинематографа в городе, что среди городских событий теперь всегда есть съемки кино, а разве это может быть скучно? На городском сайте можно заполнить анкету, и, если тебя выберут, стать помощником продюсера и помогать снимать то самое кино – это городская вакансия, там всегда требуются люди.
Или вот еще ссылка – точно такая же городская или муниципальная: http://www.nycgovparks.org/events, тут все бесплатные события по огромному Нью-Йорку! Ни о какой скуке не может быть и речи. Мы с детьми сидим там подолгу, выписываем, что, где, когда произойдет. Наша муниципальная пресса потому и не скучная, что у нас полно веселых событий, сюрпризов. Даже квартиру в сердце Манхэттена тут можно выиграть в лотерею – это тоже городская программа, она освещается прессой.
– Вы профессиональный журналист. Вас саму привлекает идея написать что-то в муниципальное издание?
– Я работала некоторое время в русскоязычной газете Бруклина. На самом деле это очень непростой опыт. Газета – некая смесь, впрочем, как и другие газеты не на английском. Частная газета с муниципальным уклоном, я бы сказала. Львиная доля читателей таких СМИ не говорят по-английски и, как в той шутке, «не ходят в Америку». Им нужно, чтобы информация о событиях подавалась на русском языке, при этом их возмущает обилие рекламы, они не стесняются звонить в редакцию и сообщать об этом. Не понимают, что мэрия фактически не поддерживает издания такого толка – как бы муниципально ни выглядело издание…
Марина Соколовская родилась и до десяти лет жила в Мурманской области, потом в Сибири, десять лет в Москве. Работала в газете, в качестве редактора занималась ток-шоу на ТВ. В 2011 году эмигрировала в США. Сейчас живет в Нью-Йорке, учится на продюсера документального кино, пишет книгу, воспитывает детей, иногда пишет для журнала «Вокруг света» об Америке.