Непросто писать "просто"
«Машины и механизмы» – единственный научно-популярный журнал, который издается в Петербурге Фондом научных исследований «XXI век» (кроме «ММ» фонд также выпускает научно-прикладной журнал «Биосфера»). Первый номер «ММ» вышел в сентябре 2005 года, и с тех пор уже 13 лет первого числа каждого месяца выходит новый выпуск журнала, рассказывающего о новейших изобретениях из мира передовых технологий и обо всем, что нас окружает. Изюминкой «ММ» по праву можно считать всестороннее и углубленное исследование каждой темы номера, увлекательную и доступную даже для неподготовленного читателя подачу сложных тем. Главный редактор «ММ» Камилла Андреева рассказала SPbSJ.ru о том, как живет и работает научно-популярный журнал сейчас и каким видится его будущее.
– Расскажите про историю создания «ММ», как возникла такая идея и кто придумал название?
– Идея принадлежит нашему издателю, президенту Фонда научных исследований “XXI век” Александру Новикову. Он как-то поинтересовался у своей дочери, на тот момент подростка, что она читает, на что дочь пожаловалась, что из журналов нечего читать, кроме гламура. Это стало стимулом для того, чтобы сделать издание, которое будет и интересно, и полезно читать. Вначале «ММ» был техническим журналом, в нем было много узкоспециализированных статей, рассчитанных на подготовленного читателя, но потом мы стали больше ориентироваться на молодежь. В связи с этим появилось бесплатное распространение в 26 институтах Петербурга. В редакции мы свой журнал называем «ММ», но очень часто у новых поклонников «ММ» возникает вопрос: «А почему Машины и Механизмы?» Ответ прост: «Потому что машины и механизмы есть везде, в любом явлении, даже человек – биологическая машина, а внутри него механизмы»
Мы стремимся к тому, чтобы подрастающее поколение больше читало и интересовалось окружающим миром, изучало механизмы взаимодействия и существования природы. Можно сказать, что наш журнал – это своего рода начало, мостик, связывающий молодежь со знаниями о мире. Наша задача – зацепить, заинтересовать, и, в случае, если читателю не хватило информации, то он раскроет для себя шире эту тему в Интернете, а после, возможно, перейдет к научным журналам. Мы бы очень хотели, чтобы люди стали больше читать, чтобы их интересовали не только красивая одежда, крутые машины и последние модели смартфонов. Я не утверждаю, что все вышеперечисленное не имеет значения, но кроме этого человек должен развиваться духовно, чтобы было интересно жить.
– Формат журнала изначально был таким нестандартным?
– Сначала был формат А4, далее он неоднократно менялся. Вообще наш издатель – бывший военный и, как следствие, человек аккуратный, человек деталей. Он очень долго сам сидел с линейкой, подгонял формат по принципу золотого сечения, и в итоге получился свой индивидуальный стиль, несмотря на то, что это дороже стандартного решения. Я пришла в журнал в 2010 году, и за это время мы внесли множество изменений. Убрали глянец с обложки – теперь она матовая с элементами лака. Избавились также от глянца страниц, поменяли бумагу.
– «ММ» пишет просто об очень сложных темах, как вам это удается?
– Да, эта задача не из простых. Бывает, что мои редакторы бьются достаточно долго, чтобы добиться такой подачи материала. Это сложная работа, которой нигде не учат – трудно найти журналиста научно-популярного направления, а те, кто занимаются наукой, очень редко умеют излагать свои мысли доступным для большинства читателей языком. К счастью, есть журналисты, которые очень любят научно-популярный жанр, мы этих людей ищем везде, собираем по крупиночкам и бережем.
– Среди авторов журнала больше журналистов или специалистов? И что легче: перекраивать научный текст в публицистический или наоборот?
– Как-то 50 на 50 получается. Сейчас мы переходим на более живые материалы, репортажи, и журналистов я больше стараюсь отправлять на выезды освещать мероприятия, брать интервью. Когда мы определяем тему номера, начинаем разбирать и рассматривать ее со всех сторон. Для этого у нас есть специалисты по химии, физике, медицине и так далее. Если тема совсем редкая, то, бывает, ищем публикации в сети и таким образом находим авторов.
Не во всяком научном тексте есть то, что интересно широкой публике. Например, есть разнообразные научные работы, где занимаются опытами, доказывают некие гипотезы. Автор начинает, к примеру, так: «Мы взяли столько-то крыс», и так далее… Подобное не очень интересно читать людям несведущим в данной области. Поэтому мы стремимся выбирать темы, которые затрагивают наших читателей, и уже их адаптировать. Это очень сложно сделать. Для того чтобы перекроить научный текст под научно-популярный, недостаточно поверхностного знания темы, необходимо вникать в эти работы. К тому же, некоторые авторы очень капризные, обидчивые, они не признают научно-популярный стиль и не желают, чтобы их работы адаптировали под формат журнала. К счастью, у нас есть потрясающий литературный редактор Юлия Мешавкина, которая умеет находить общий язык и справляется с этими задачами.
– Штат «ММ» уже сформирован или вы открыты для новых талантов? Возможно ли прохождение стажировки для студентов?
– Мы открыты для всех. Авторы постоянно пишут мне в Фейсбуке и в других соцсетях. Все это достаточно просто, надо просто прислать работу. Часто находятся люди, как правило, это не журналисты, которые превосходно владеют темой, но не знают, как интересно ее преподнести. В таких случаях мы подсказываем и даже учим как нужно писать и на что обратить внимание. Стажировок у нас много, мы тесно сотрудничаем с СПбГУ, сейчас у нас студентки факультета журналистики проходят практику. Кстати, сейчас мы начинаем усиленно заниматься пиаром и находимся в поиске специалиста, который будет нас продвигать.
– В «ММ» можно найти самые разнообразные материалы, начиная от спор и грибов и заканчивая субмаринами и космосом. Есть ли постоянные рубрики, на которых базируется журнал?
– Рубрик у нас много, и почти все они плавающие, так как все зависит от темы номера. Есть статьи для подготовленного читателя, есть попроще. Мы выбираем тему номера, и далее идет работа по ее детальному разбору со всех сторон. Для этого у нас есть ряд узких специалистов, профессионалов в своих областях, с которыми мы сотрудничаем. Если тема номера грибы, то нужно добавить «технического», как мы говорим, соответственно, тут может появиться, например, материал о военной технике. Неизменным остается баланс между «техническими» и «лирическими» текстами, который мы стараемся соблюдать, и «механизм фантастики» – фантастический рассказ в конце каждого журнала. В эту рубрику мы стараемся привлекать молодых авторов.
– Ваше первое образование физико-математическое. Наверное, это здорово помогает в работе?
– Не могу не согласиться. Этот журнал мне близок, соответствует моему складу ума. Физика, математика для меня всегда были легкими науками, а в журналистику я пошла, просто чтобы специфику узнать, это уже второе мое образование. И в «ММ» я пришла уже с приличным опытом. Моим первым проектом был журнал для подростков «Твой», я была там заместителем главного редактора, потом глянцевый журнал «Петербургский стиль», далее перешла в рекламный журнал, посвященный металлообработке, в качестве главного редактора. Была редактором реалити-шоу «Любовь слепа», но телевидение для меня – слишком агрессивная среда. Печатные СМИ мне все же ближе, и я стала искать работу именно там. И оказалась в «ММ».
– С какими сложностями Вы столкнулись в начале работы в журнале? Что Вас, как главного редактора, беспокоит больше всего сегодня?
– В начале работы основная проблема была в том, что я не знала сотрудников, не знала, как они пишут и чего от них можно ожидать. Я была новым человеком, ответственным за все. Первые два года у меня прошли в жутком напряжении, мне приходилось сверять каждый сданный мне материал с первоисточниками, на это уходило очень много времени и сил. Сейчас у меня есть команда, которой я могу доверять, которая все сделает в срок и качественно. Но людей мало, и это сейчас меня беспокоит. Сотрудники очень загружены, а набрать больше людей мы не можем, так как на это нет бюджета. Сейчас мы больше работаем с информацией, которую получаем в сети. Хотелось бы иметь возможность расшириться, собирать информацию с мест событий, делать живые репортажи. Ведь очень много всего интересного происходит и в других городах. Мы, например, хотели сделать материал про то, как создаются парашюты на фабрике в Иваново. Надеюсь, придем к этому в будущем.
– Сейчас финансовая ситуация такова, что многие печатные издания вынуждены переходить в Интернет. Какой у вас тираж и как налажено распространение? Нет ли планов тоже уйти от бумаги в интернет?
– Изначально тираж «ММ» был 30 тысяч экземпляров, не в курсе, как долго продержался, меня еще не было в то время. Тогда очень плохо была налажена система распространения, но с этим практически ничего не поделать малобюджетному изданию. В нашей стране она драконовская - нужно платить огромные деньги, чтобы попасть в сети распространения, при этом необходимо давать рекламу, а это тоже расходы. Получается, что журнал, продаваясь, не окупается, то есть затрат при продаже больше, чем при бесплатном распространении. Столкнувшись со всеми этими сложностями, наш издатель решил, что журнал будет распространяться бесплатно в вузах, пусть студенты станут умнее. Сейчас тираж 20 тыс., выходит около 300 экземпляров на каждый из 26 вузов в Петербурге (в некоторых вузах несколько точек распространения), в Москву мы пока отправляем только в МГТУ им. Н. Э. Баумана. Есть подписка редакционная (можно оформить на нашем сайте), стоимость 1500 руб. в год, туда включены 12 номеров и доставка во все уголки России. Также наш журнал продается в таких гипермаркетах, как «Лента», «Окей». Продажи небольшие, основной тираж у нас идет на студентов.
Тема ухода в Интернет нас тоже волнует. И, скорее всего, в будущем мы откажемся от печатного варианта. Точнее, будем делать печатный вариант только под заказ. Но если переходить в Интернет, то нужно все же выходить на самоокупаемость. В этих целях мы сейчас работаем над развитием электронной подписки.
– Как я понимаю, сейчас большая часть журнала распространяется бесплатно. А за счет чего существует журнал? Реклама, гранты, может, спонсоры?
– Сейчас мы выиграли грант на 500 тыс. руб., этой суммы нам не хватает даже на один тираж, так что можно это считать приятным бонусом, не более. Наш издатель очень избирателен в выборе рекламы в журнал. Она должна быть строго по теме и, главное, правдивой. Как вы понимаете, этим критериям соответствовать достаточно сложно в наше время, поэтому финансовой поддержки от рекламы у нас как таковой нет. Сам проект принадлежит нашему издателю Александру Новикову, и, собственно, благодаря его поддержке он и живет.
– В этом году в «ММ» появилась добрая традиция организовывать дружеские посиделки журналистов. Как вы пришли к созданию «Антикафе»? У вас уже состоялись две встречи коллег по цеху, оправдались ли ожидания, планируете ли в будущем проводить их регулярно?
– Журналисты – люди очень занятые, как правило, времени на общение друг с другом у нас катастрофически не хватает. Создание «Антикафе» – это попытка поддержать и объединить журналистов, которые работают в печатных и электронных СМИ Петербурга. Мне хотелось сделать некое пространство для профессионального общения, где мы можем делиться опытом, обсуждать актуальные вопросы профессии и поддерживать друг друга. По прошедшим встречам я понимаю, что эта тема актуальна, и есть смысл проводить их регулярно. В дальнейшем также планируем расширить этот проект. Организовать, к примеру, выезд на природу и какие-то другие глобальные вещи, это было бы достаточно интересно. Главное, чтобы на это хватило времени.