Печать по требованию
Анализ состояния и перспектив развития прессы невозможен без прояснения ситуации на рынке полиграфических услуг и бумаги. Эти два рынка тесно взаимосвязаны, и так или иначе влияют друг на друга. По мнению экспертов, удорожание производства печатной продукции будет продолжаться и далее. И, как одно из следствий этого процесса, возникнет система "печати по требованию" для тех, кто желает читать газеты и журналы на бумаге, а не на экране компьютеров или смартфонов.
Основным трендом развития рынка издательской полиграфии является снижение спроса на печать книжной и газетно-журнальной продукции, себестоимость производства которой за несколько последних лет существенно выросла, тогда как платёжеспособность издателей в силу сокращения продаж тиражей и рекламы, наоборот, снизилась. Таким образом, возник замкнутый круг: снижение платежеспособного спроса вынуждает типографии компенсировать убытки повышением цен, но это приводит к дальнейшему падению спроса. В такой ситуации часть игроков рынка полиграфических услуг вынуждена реорганизовывать бизнес, снижать издержки или вовсе уходить с рынка.
С IV квартала 2014 года состояние российской полиграфии определяют два основных фактора:
- нестабильность внешней среды (внешнеполитические факторы), ослабление курса национальной валюты, снижение платежеспособного спроса, усиление конкуренции; - новые технологические тренды
– активное освоение интернета, рост стоимости производства и распространения печатной продукции, законодательные ограничения в области рекламы, снижение доли иностранного капитала в рекламе.
При всех негативных влияниях на рынок полиграфических услуг, массового выхода игроков с него не наблюдается, а снижение издержек преимущественно сводится к приостановке реализации запланированных 112 ранее проектов, в том числе, по модернизации производств. При этом важной тенденцией стало сокращение количества государственных типографий и резкое увеличение доли малых цифровых полиграфических производств. Немало предприятий балансирует на грани окупаемости, их рентабельность находится на нижнем допустимом пороге, а Росстат фиксирует постоянное снижение выпуска издательской печатной продукции, как в натуральных, так и в денежных показателях.
Полиграфический бизнес традиционно является одной из наиболее социально-значимых отраслей экономики, главное предназначение которой – удовлетворять спрос населения на печатную продукцию.
Иными словами – снабжать людей новостями, учебными пособиями, литературой и так далее. Однако рыночная экономика вносит в процесс развития отрасли свои коррективы. Социальная значимость отрасли снижается на фоне потребности бизнеса в повышении рентабельности и получении максимальной прибыли. Следствием этого стало не только предоставление типографиями услуг, но и организация выпуска собственной продукции – обоев, бумажных и пленочных покрытий для мебельных производств, упаковочных материалов, рекламных товаров (упаковочная бумага, пакеты и т.д.), печати пластиковых карт и персонализированной печатной продукции (direct-mail).
Полиграфическая индустрия не входит в число драйверов развития экономики России, но её значимость в общем экономическом пространстве велика. Строго говоря, полиграфическая составляющая сегодня присутствует практически в каждом потребительском товаре (инструкции, этикетки, реклама). Полиграфическая индустрия в целом самодостаточна, хотя и получает определённую поддержку со стороны государства, в основном опосредованно – за счет государственных мер поддержки печатных СМИ, книгоиздания и ряда обрабатывающих отраслей. При этом приоритетное развитие информационных и цифровых технологий является определяющим фактором дальнейшего развития и совершенствования полиграфического производства.
Характеризуя нынешнюю «среду обитания» полиграфического производства, нельзя не учитывать, что интернет, социальные сети, мессенджеры, блоги и новые технологии значительно изменили медийный ландшафт. Все эти новшества оказывают прямое влияние на редакционную политику и ведение издательского бизнеса. А развитие процессов замещения печатных изданий средствами электронной коммуникации в медийном потреблении предопределяет следующую стадию системного кризиса в полиграфии. Полиграфическое производство в медийном пространстве сегодня многими уже не воспринимается как субъект и участник создания печатногоинформационного продукта, доминирует понятие «контент», а виды его носителя оцениваются как вторичные.
В медиасообществе теперь сложилось достаточно устойчивое представление о типографском процессе как о «принтере» по аналогии с копировально-множительным аппаратом, установленным в каждом офисе. Так, известный медиаэксперт, журналист и издатель И. Засурский считает, что «в ХХI веке возить материю с места на место – безумие… Прессу можно просто печатать на почте». Соглашаясь, однако, что «люди платят за бумагу не потому, что они не могут получать доступ к информации, а потому что с бумаги им приятно читать. Она не так сильно портит зрение, а распечатка, сделанная централизованно, гораздо дешевле, чем печати на принтере».
Вот вам и ответ на вопрос. Не случайно ведь даже в такой технологической стране, как Япония более 51% населения ежедневно читает газеты, а умеренно-консервативная «Иомиури» имеет ежедневный тираж утренних и вечерних выпусков более 10 млн экз. И эта газета в Японии не одна. Японские газеты непрерывно обновляются и допечатываются в течение дня, причем по несколько тиражей. Они часто работают быстрее информационных агентств, поэтому пользуются популярностью среди населения. К этому надо добавить, что японские газеты экономически независимы, являются мощными частными корпорациями, образуют могучие конгломераты с телекомпаниями.
Популярнее интернета пресса и в Финляндии, информирует газета «Комсомольская правда-Северная Европа». По данным финского Национального медиа-исследования, примерно 77% жителей Финляндии читают печатные версии периодических изданий, а около 64% ещё и сетевые. В общей сложности газеты и журналы каждую неделю читает почти 92% финнов. При этом у 66% из них оформлена оплаченная подписка на бумажную версию какой-либо газеты, её цифровую версию или их комбинацию. В случае с журналами этот показатель составляет 62%. Только молодые люди в возрасте до 20 лет является большими почитателями онлайн изданий.
Ситуация с чтением печатной прессы в России не столь радужная, но и не безнадёжная, как свидетельствуют приведённые данные ВЦИОМ, ФОМ и других исследователей. И она, несомненно, улучшится, если российские издатели печатной периодики будут лучше использовать «финско-японский» опыт и практики. Вместе с тем нельзя не учитывать, что электронные коммуникационные технологии будут и впредь оказывать повышенное воздействие на рынок печатной продукции, последовательно вытесняя или замещая отдельные виды печатных изданий.
При этом на отдельно взятом рынке бумаги ситуация для издателей продолжает ухудшаться, так как за рубежом (в Европе, Канаде и США) число бумажных производств сокращается, предложение бумаги и картона на мировом рынке уменьшается, а цены растут.
Но даже по высокой цене купить бумагу в России становится всё труднее, поскольку она скупается зарубежными потребителями прямо на комбинатах, что называется на корню.
Тем самым российские ЦБК получили дополнительные аргументы, чтобы диктовать свои условия российским потребителям на внутреннем рынке. Так, цена бумаги, производимой АО «Монди Сыктывкарский ЛПК», выросла больше, чем у кого либо, но на внутреннем рынке её купить практически невозможно. Акционерные общества «Кондопога» и АО «Волга» тоже 120 сильно ограничили поставки бумаги российским потребителям. Ситуацию пока спасает АО «Соликамскбумпром» – практически единственный крупный российский производитель бумаги неподконтрольный транснациональному капиталу.
Производство бумаги и бумажных изделий в 2017 году увеличилось в России по сравнению с уровнем предыдущего года на 4,7%. В том числе, увеличились объемам производства древесной целлюлозы до 8587 тыс. тонн (+1,3%) и офсетной бумаги для печати до 442 тыс. тонн (+3,7%). Но газетной бумаги было произведено 1438 тыс. тонн, что на 2,1% меньше, чем в 2016 году. При этом выпуск бумаги и картона всех видов за прошлый год увеличился на 1,2%, до 8569 тыс. тонн. Производство бумаги выросло в основном за счёт выпуска большего объёма офсетной бумаги для печати, сократив до минимума необходимость её импорта.
Таким образом, основные тенденции развития рынка полиграфических работ (услуг) в России сегодня сводятся к следующему:
1. Процесс слияний и поглощений приводит к созданию крупных полиграфических комплексов.
2. Информационные технологии как средство децентрализованного выполнения полиграфических работ на базе единых принципов допечатной подготовки контента, позволяют начать переход к бизнес-модели «печать по требованию».
3. Продолжается удорожание производства периодической печатной и книжной продукции, сокращение её предложения на рынке.
Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Опубликованы выдержки из седьмой главы. Полностью с отчетом можно ознакомиться на сайте Роспечати.