«Многие люди заинтересованы в нашем существовании – с нами веселее»
Работать на хозяина или быть работодателем самому себе – каждый решает сам, но этими путями не ограничивается выбор для журналиста. Можно стать еще более свободным, занимаясь тем, что тебе интересно, как это делает Олег Мухин, бывший главред ЗАКС.ру, а теперь автор нескольких проектов в области политической журналистики и не только. О том, как это у него получается, он рассказывает нашему изданию.
– Олег, это кризис в СМИ повлиял на ваше решение уйти из ЗАКС.Ру?
– На мне как на журналисте кризис никак не сказался. А ушел потому, что я уже сделал для этого сайта все, что мог. А повторяться мне сильно не хотелось. Я отработал на ЗАКС.Ру ровно пять лет – день в день: полгода был корреспондентом и 4,5 года – главным редактором. За это время мы довольно сильно изменили сайт – и с точки зрения качества материалов, и новых рубрик.
Я пришел на ЗАКС.Ру в преддверии выборов 2011 года. До этого работал в холдинге «Курьер-медиа», который отличался весьма «зашоренной» редакционной политикой. Поэтому писать про выборы для издания с либеральными взглядами, коим является ЗАКС.Ру, мне было особенно интересно.
Предстоящие же выборы будут скучнее тех, что были в 2011 году. Тем более на любых выборах интереснее работать корреспондентом, чем редактором. Редактору приходится править тексты корреспондентов, а они, как правило, не такие интересные, как собственные.
В любом случае для меня эти выборы на ЗАКС.Ру были бы повторением. А уж что делать после них, когда политическая жизнь окончательно затухнет, останься я работать там же, было бы совсем не ясно. Поэтому мы сделали свой проект Бездуховности.сom. Он в чем-то напоминает ЗАКС, но в некотором смысле более творческий.
– Зачем нужно было создавать еще один политический ресурс?
– Мне хотелось оживить политику. На «Бездуховностях» важную роль играют новости, написанные на основе слухов и сплетен. Зачастую информацию какого-то источника сложно проверить. Тут не работает правило «найти подтверждение в трех разных местах и только после этого публиковать». В таком случае о политике можно вообще ничего не писать – слишком она сейчас кулуарна и подковерна. Поэтому если какая-то интересная информация просочилась наружу – в виде слуха, сплетни, – мы стараемся ее использовать. Пишем от редакции о том, насколько эта информация кажется правдоподобной, кому она может быть выгодна, и публикуем.
Читатель «Бездуховностей» – это умный читатель. Аудитория сайта элитарна (как и у ЗАКС.Ру) – его читают депутаты, чиновники, политтехнологи. Они сами разберутся, где правда, а где нет, что вброс, а что утечка реальной информации. Не нужно ограничивать читателя в праве получения информации, не нужно думать, что те, кто пишет, – умные, а те, кто читает, – дураки. Мы с нашей аудиторией вместе делаем общее дело – проводим выборы.
– Вы так и не раскрываете секрета, кто вас поддерживает материально?
– Проект не требует много денег, его целью является извлечение в том числе и репутационной выгоды. Я начал делать «Бездуховности», когда работал на ЗАКС.Ру. Некоторое время проект был анонимен. Ходили слухи, что за ним стоят то ли вице-губернатор Игорь Албин, то ли Алексей Разоренов, то ли они оба.
Я уже говорил, что многие люди, в том числе наши друзья, заинтересованы в существовании «Бездуховностей». По ряду причин – с нами веселее, мы не боимся «мочить» всех, кто дает к этому поводы. Они помогают ресурсу существовать.
Лично у меня есть и другие проекты. Некоторые не хочу называть, потому что я только помогаю их реализовывать. А из известных – это Школа политической журналистики (сегодня это совместный проект с Союзом журналистов СПб и ЛО. – Прим. ред.). Мы в ней уже провели восемь курсов, каждый из которых длится около месяца.
- Школа – тоже не коммерческий проект, как он появился?
– После муниципальных выборов 2014 года политическая жизнь в очередной раз начала затухать. Чтобы совсем не заскучать, нужно было что-то придумать новое. Решили пригласить в редакцию ЗАКС.Ру студентов различных журфаков, которые из-за отсутствия в вузах достаточного объема практики не умеют писать, но хотят этому научиться.
Проект, безусловно, был исключительно педагогический. С точки зрения редакции пользы от этих студентов не было никакой: каждую новость они писали по полтора часа (а новости им приходилось давать простенькие, чтобы они ничего не перепутали), потом еще по полчаса я вместе с ними каждую новость редактировал, объяснял, что, где и почему написано неправильно.
Проблема была в том, что у этой истории не было какого-то логического завершения. Брать этих студентов на работу и платить им деньги мы не могли – они все равно писали слишком плохо, да и вакансий у нас тогда не было. Приходили они пару раз в неделю: придут, часа два-три попишут новости, мы вместе отредактируем их, они уходят. И им, и нам это постепенно надоело. Поэтому когда наступил новый год и мы проводили ревизию всех наших текущих проектов, я решил сходить к Марине Анатольевне Шишкиной и посоветоваться с ней, как эту историю развить. Она-то и посоветовала сделать Школу и любезно согласилась помогать ее организовывать и проводить. Нам также помогает Союз журналистов, который тоже является соорганизатором Школы.
– Вы знали Марину Шишкину по факультету журналистики СПбГУ?
– Нет, я учился в педагогическом университете имени Герцена, а с Мариной Шишкиной познакомился в ходе своей журналисткой работы. Еще до Школы я решил попреподавать журналистику в каком-нибудь вузе. Вот тогда и обратился к Марине Анатольевне за советом. Она порекомендовала меня в несколько вузов, но отношения в итоге сложились только с Балтийской академией туризма и предпринимательства.
Около года я читал детишкам лекции собственного сочинения о журналистике. Но студенты там весьма своеобразные. На вопрос «зачем пошли туда учиться?» они отвечали, что больше было некуда. Соответственно, на пары они ходят довольно редко. Если и приходят, лекции не слушают. Я, конечно, придумывал им разные игровые задания, это привлекало их внимание. Но большого смысла в преподавании, когда в аудитории сидит от одного до пяти человек, не было.
А в Школу политической журналистики приходят заинтересованные люди. Зачастую их оказывается так много, что мы вынуждены некоторых отсеивать. В последний раз конкурс был полтора человека на место.
– За три недели, что длится учеба на курсе, удается научить слушателей писать?
– Мы редко проводим курсы, полностью посвященные тому, как писать, например, новости или аналитические статьи. Хотя такие были вначале. Сейчас же наши курсы представляют собой некий набор лекций и мастер-классов, которые в основном делают не академические преподаватели, а практикующие журналисты и политики. Они рассказывают о собственном опыте, рассматривают заданную им тему со своей точки зрения. Каждый лектор делает по одному выступлению. Каждый раз мы придумываем новую тему курса. В рамках одного курса проходит где-то шесть-семь таких теоретических занятий и одно практическое в виде деловой игры.
Заканчивается курс выпускным вечером: все пьют шампанское, получают сертификаты об окончании обучения, делятся впечатлениями. Думаю, для большинства это интересный опыт.
– Студенты каких вузов приходят в Школу, не только с факультетов журналистики?
– Из разных институтов. В основном те, кто собирается работать в общественно-политической сфере.
– У вас все крутится вокруг политической журналистики…
– Мне интересна исключительно эта сфера.
– Почему не делаете этот проект коммерческим?
– Для этого стоило бы тратить на проект несколько больше времени. Как это было в самом начале работы Школы. Это сейчас у нас темы курсов творческие – «Охота на эксклюзивы», «Как оживить выборы», а начинали мы с прикладных вещей. Первый курс был посвящен основам написания политических новостей, второй – особенностям написания интервью, третий – особенностям написания репортажа. Тогда мы не только читали лекции, но и проводили много практических занятий. Например, на самом первом курсе мы проводили тренировочную пресс-конференцию (фактически она получилась настоящей – на нее согласились прийти депутат Максим Резник, сопредседатель «ПарНаСа» Андрей Пивоваров, руководитель «Красивого Петербурга» Красимир Врански и другие политики). С этой пресс-конференции каждый курсант писал по три новости. Плюс было еще две «волны» (я имею ввиду практические задания), в рамках которых каждый написал еще по шесть новостей. В общей сложности получилось около 270 новостей. Каждую из них я отредактировал и отрецензировал, объяснил ошибки, написал, как было правильно. На это ушло очень много времени.
Вот за те курсы можно было брать деньги. После них студенты в целом научились писать новости. А сейчас мой вклад в Школу в смысле потраченного времени не очень большой – придумать тему, собрать вместе с Мариной Шишкиной спикеров, самому выступить, провести одну деловую игру и один выпускной. Когда мне нужно будет, я плотнее займусь Школой и сделаю ее коммерческой. А пока я вот пытаюсь организовывать концерты (смеется).
– Музыкальные фестивали – совсем иная сфера. Как в ней получается искать единомышленников?
– В прошлом году я предложил Олегу Смакотину, главе муниципального образования "Екатерингофский", в границах которого находится парк "Екатерингофский", провести там музыкально-литературный фестиваль «Настасья Филипповна party». Концепция была в том, чтобы сделать парк центром притяжения креативной молодежи, чтобы там проходили разные культурные мероприятия, концерты, выставки и т. д. В качестве основных я предложил два праздника – летний и зимний. В XVIII и XIX веках парк был очень популярным и престижным местом для отдыха. Там постоянно проходили различные гулянья и прочие массовые мероприятия. Именно туда после сцены со сжиганием в камине 100 тысяч рублей праздновать свой последний, 25-й день рождения отправилась героиня романа «Идиот» Настасья Филипповна. Достоевский писал, что праздник закончился оргией, но важно не это. Дело было в декабре. Точная дата в книге не указана. Поэтому в качестве зимнего праздника я предложил сделать рождественский литературно-музыкальный фестиваль «Настасья Филипповна party».
Смакотин идею поддержал и взял на себя переговоры с администрацией парка и согласованием мероприятия. Мы пригласили музыкантов, поэтов, привели в порядок тамошнюю старую сцену. Другие люди должны были организовать ярмарку – привезти палатки с торговлей, новогодней мишурой, ресторан.
В итоге мероприятие мы провели. Это было 27 декабря. Правда, все прошло не совсем гладко – из-за какого-то недопонимания между организаторами и директором парка ярмарка почти сорвалась – приехало мало палаток. К тому же в этот день после затяжного тепла ударили морозы, и некоторые музыканты не приехали из-за холода. Да и людей пришло значительно меньше, чем хотелось. Но в целом все прошло хорошо. Нас спасли поэты и музыкальные группы, которые не испугались, что могут замерзнуть.
– Вечеринка тоже не преследовала коммерческих целей? Может, поэтому она отчасти провалилась?
– Да, это тоже был некоммерческий проект, фестиваль я делал ради интереса. Нам просто не хватило времени на его рекламу. Ведь мы придумали эту идею в середине ноября, и на подготовку праздника у нас был всего один месяц. За это время было сложно привести людей в парк, в который до этого никто не ходил. Но на целый год откладывать праздник мы не захотели и свою часть выполнили достойно. В СМИ ее освещали, фоторепортажи получились очень эффектные – красивая сцена с музыкантами. Правда, площадь перед ними была пуста, но этого же никто не снимал (смеется).
– Продолжение темы оказалось более результативным?
– Мы решили развивать бренд «Настасья Филипповна party» в другом месте и формате. В мае провели концерт в клубе Fish fabrique nouvelle. Мероприятие сделали в стиле стимпанк. Стимпанк – это альтернативная реальность, участниками которой являются паровые машины. Такая реальность существует в исторических границах – с 60-х годов XIX века до первой четверти XX века. Мы провели концерт и презентацию литературного рассказа одного из наших писателей, работающих в стиле стимпанк. То есть «Настасья Филипповна» как была литературно-музыкальным фестивалем, так и остается.
Если первый концерт был просто убыточным, тут мы уже продавали билеты, хотя и по символической цене. Но они позволили покрыть затраты.
– Не имея таких друзей, стали бы вкладывать средства в собственные проекты?
– Лично я стерегусь участвовать в бизнесе, который требует большого начального капитала. Надо либо вкладывать чужие деньги, либо заниматься такими проектами, которые не требуют вложений вообще или требуют минимальных.
Если мы говорим о журналистике, эти проекты вообще ничего не стоят – делаешь сайт, начинаешь писать и все. Да и фестиваль в парке почти не потребовал денег. В основном были затрачены только наши силы. Мы всех привлекаем выступать бесплатно и сами не преследуем коммерческой цели, то есть не получаем прибыли. Люди у нас довольно отзывчивые и готовы выступать на концертах и читать лекции ради собственного интереса. Мы однажды пробовали платить нашим спикерам в Школе, но для них это оказалось непринципиально, им интересно было делиться своим опытом.
– Надо уметь находить таких людей?
– Не только находить, но и заинтересовывать. Все проекты берутся не из воздуха, а создаются вместе с людьми. Одной коммуникабельности тут мало. Если ты занимаешься ерундой, то с тобой никто не будет работать. Нужно самому иметь творческий интерес к тому, что ты делаешь, найти людей, которых эта идея увлечет, и вместе с ними придумывать новые проекты – это не сложно.
Беседовала Нина Башкирова