«И политика есть, и журналисты при ней…»
Агонию политической журналистики предсказал несколько лет назад один из ведущих телевизионных публицистов современности Леонид Парфенов. Владимир Познер, медиа-властитель умов и блестящий полемист, убежден: в России «больше нет журналистики». Так ли это? О проблемах, так или иначе связанных с политической журналистикой, корреспондент SpbSJ.ru решил поговорить с журналистом русской службы радиостанции «Голос Америки» Александром Григорьевым, работавшим в недалеком прошлом в петербургских СМИ.
– В России часто высказывается мнение, что политическая журналистика «умерла». Вы согласитесь с этим?
Александр Григорьев: – Во всем мире политическая журналистика живет и здравствует – за исключением государств типа Северной Кореи и Туркменистана, но там журналистику заменяют слухи. В России по понятным причинам условия непростые, но политическая журналистика сохраняется, частично она перекочевала на другие площадки – например, в блоги и социальные сети. Иногда ею занимаются профессиональные журналисты, иногда любители, иногда страдает качество, но сам жанр сохраняется. Пока будет существовать тема – будет и жанр.
– Сегодня каждый уважающий себя публицист, если и не на ТВ, радио или в печатных СМИ, то в своем блоге, жаждет или же развенчать культ власти, либо же поддержать ее. Способен ли любой справиться с ролью политического журналиста?
– Принято считать, что журналист должен быть на стороне своей аудитории: не «за» и не «против» власти, а за своих читателей, слушателей и зрителей. Все намного сложнее, когда у аудитории «промыты мозги», и она разучилась воспринимать различные точки зрения. Вероятно, в этих условиях журналисту следует преподносить эти самые другие точки зрения. Понятное дело, что любому журналисту, который освещает какую-то тему, необходим определенный набор знаний и умений: если человек без журналистского диплома ими обладает – это прекрасно и можно только приветствовать.
– Что может и должен делать публицист, наблюдающий за политическим процессом, а чего не должен?
– В любом серьезном СМИ есть свой этический кодекс поведения. Там очень детально все прописано – благо накоплен колоссальный коллективный опыт. Независимый журналист должен самостоятельно сформулировать свои принципы поведения и им следовать.
– Тенденцией становится уход политически ориентированных СМИ от печатного к интернет-формату. Насколько этот процесс оправдан? Верно ли, что основными потребителями политически ангажированных новостей являются люди старшего поколения – традиционные читатели печатных изданий?
– Тут три разных процесса. Первый. К сожалению, газеты умирают во всем мире – это объективная реальность. Однако газетный формат не исчезает, он видоизменяется, потому что Интернет позволяет публиковать новости мгновенно. Второй. Для широкой аудитории политические новости всегда менее интересны, чем новости шоу-бизнеса или кулинарные рецепты. Третий. Наши современники меньше интересуются политикой, но начинают ею интересоваться в какие-то моменты: во время выборов, в кризисы, или когда понимают, что политика затрагивает их лично. У политической журналистики всегда и при любых обстоятельствах будет преданная аудитория. Она может увеличиваться или уменьшаться, но она будет всегда.
– Каково, на ваш взгляд, предназначение политически ориентированных СМИ во времена соцсетей, блогов и иных новых медиа?
– СМИ могут выигрывать соревнование с блогами и соцсетями только за счет следования ряду простых принципов. Это профессионализм, качественная подача, эксклюзив, отсутствие ангажированности, честность с аудиторией и ньюсмейкерами.
– Слово «пропаганда» разделило общество на два непримиримых лагеря. Одни утверждают: любая информация, исходящая из центральных СМИ, есть правда и только правда. Другие – что современные СМИ, особенно «центральные» ради красного словца продадут мать и отца. Что есть для вас пропаганда?
– Пропаганда – очень богатое слово. У нее много обличий и далеко не все негативные: например, есть прекрасная и любимая мной пропаганда здорового образа жизни. К сожалению, многие мои коллеги в России идут по другому пути. Они максимально упрощают «нарратив», умалчивают об одних фактах и необоснованно выпячивают значение других, не отделяют факта от комментария – то есть нарушают базовые правила профессии и сознательно обманывают аудиторию во имя каких-то высших целей. В результате эти люди перестают быть добросовестными журналистами, а становятся пропагандистами – в отвратительной, «советской» коннотации этого слова.
– Несколько слов о современной структуре построения политических новостей. Например, в редакции «Голоса Америки» каких правил вы придерживаетесь? Чего стараетесь избегать в своей профессиональной деятельности?
– У нас нет каких-то особых ноу-хау. Но есть один важный аспект – мы государственное СМИ и нас воспринимают как выразителя позиций Соединенных Штатов Америки. Это накладывает некоторые ограничения. Например, мы не занимаемся журналистскими расследованиями. Никогда не выступаем в поддержку каких-либо идей, людей или организаций. Не публикуем информацию, которую не подтвердили два независимых источника. Мы подаем информацию сбалансировано: у нас всегда представлены две стороны медали – для этого есть мнения политических оппонентов, независимых экспертов и другие средства.
– Какие ложные стереотипы мешают журналистам заниматься своей профессией, а читателям воспринимать их труд?
– На мой личный взгляд, главный враг журналиста – представление, что он знает все и является носителем какой-то высшей мудрости.
– Если попытаться сформулировать концепцию идеального политического СМИ, каким оно должно быть?
– Идеал недостижим – как линия горизонта. Лично мне очень нравится, как подает политические новости агентство «Рейтер».
– В этом году в Петербургском Союзе журналистов проходят занятия в Школе политической журналистики (совместный проект СЖ с порталом Закс.ру и депутатом Мариной Шишкиной). Как ни странно, лекции привлекли внимание молодежи. Что посоветуете молодым, желающим профессионально заниматься журналистикой?
– Позвольте мне процитировать мудрого Сергея Довлатова: «Творческих профессий вообще надо избегать. Не можешь избежать, тогда другой вопрос. Тогда просто выхода нет. Значит, не ты ее выбрал, а она тебя».
Александр Григорьев начал работать журналистом в 1984 году. Последнее место работы в России – газета «Деловой Петербург». В США уехал в октябре 2000 года. На радио «Голос Америки» – с сентября 2009-го. Специализируется на освещении вопросов международных отношений, вопросов обороны и безопасности, противодействия терроризму.