Охват радиоаудитории снижается
В среднем трое россиян из пяти раз в сутки слушают радио. Тем не менее, как показывает анализ ситуации, проведенный Роспечатью, снижение общего охвата радиоаудитории продолжается. По итогам 2017 года, в Санкт-Петербурге наибольшую долю аудитории имели «Дорожное Радио» (7,9%), «Радио России» (7,5%) и «Европа плюс» (6,9%).
Общие показатели радиослушания
В 2017 году в полном объеме в течение всего года компания «Mediascope» измеряла аудиторию 29 радиостанций в масштабе страны, 44 радиостанции в Москве и 28 радиостанций в Санкт-Петербурге. В то же время для некоторых радиостанций в 2017 году компания «Mediascope» ограничилась измерениями лишь среднесуточного охвата аудитории (Daily Reach) в интервале времени с 6:00 до полуночи. В Москве таких радиостанций насчитывалось 9 («Capital FM», «Мегаполис FM», «Милицейская волна», «Орфей», «Радио Вера», «Радио Карнавал», «Радио Книга», «Радио Москвы» и «Страна FM»), в Санкт-Петербурге – 3 («Популярная Классика», «Радио Эрмитаж» и «Страна FM»).
В 2017 году в среднем в четвертьчасовом интервале в Москве слушали радио 11,4%, в Санкт-Петербурге - 12,1%, в городах зоны измерения - 11,4%. Хотя бы раз в сутки в Москве радио слушали 61,8%, в Санкт-Петербурге - 65,6%, в городах зоны измерения - 61,8%. При этом, в среднем за сутки те, кто обращался к радио, слушали его в Москве 266 минут, в Санкт-Петербурге - 265 минут, в городах зоны измерения - 266 минут.
Среднесуточное время радиослушания среди всего опрашиваемого населения составило в 2017 году 165 минут (2 часа 45 мин.), а среди тех, кто слушал радио, - 266 минут (4 часа 26 минут).
Если сравнить показатели общей аудитории радио за период с 2010 по 2017 гг., то наблюдается следующее. Во всех рассматриваемых географических зонах зафиксировано снижение общего охвата радиоаудитории. Так, среднесуточный охват аудитории радио в Москве снизился за указанный период с 69,6% до 61,8%, в Санкт-Петербурге - с 71,5% до 65,6%, а в российских городах численностью населения от 100 тыс. чел. и более - с 64,4% до 61,8%.
Распределение общей аудитории радио
В 2017 году средняя четвертьчасовая аудитория (AQH%) домашнего радиослушания оставалась выше соответствующих показателей в автомобиле и на работе. Так, в Москве величина AQH% при прослушивании радио дома составила 4,8%, в автомобиле - 2,9%, на работе - 2,7%. В Санкт-Петербурге эта величина была равна, соответственно, 4,7%, 3,0% и 3,3%. В зоне измерения радиоаудитории в России для домашнего прослушивания она составила 4,2%, в автомобиле - 2,9%, на работе - 3,0%. Величина среднесуточного охвата общей аудитории радио оказалась выше для автомобильного прослушивания по всей зоне измерения - 32,8%, но немного ниже домашнего в Москве (в автомобиле - 31,0%, дома – 32,8%) и в Санкт-Петербурге (в автомобиле 34,2%, дома – 32,2).
Среднесуточное время прослушивания (среди тех, кто слушал радио) оказалось выше на работе: в Москве 304 минуты, в Санкт-Петербурге - 322 минуты, в городах численностью населения от 100 тыс. чел. и более - 305 минут. Данный показатель для домашнего прослушивания заметно ниже: в Москве он составил 211 минут, в Санкт-Петербурге - 210 минут, в городах зоны измерения - 200 минут. Время прослушивания радио в автомобиле уступает времени прослушивания радио как на работе, так и дома: в Москве - 135 минут, в Санкт-Петербурге - 127 минут, в городах численностью населения от 100 тыс. чел. и более - 128 минут.
Если сравнить показатели автомобильного радиослушания за последние годы, то наблюдается следующая картина. За период с 2010 года по 2015 год в зоне измерения компании «Mediascope» наблюдалось увеличение среднесуточного охвата аудитории, слушавшей радио в автомобиле с 25,0% до 32,8%, после чего наступило насыщение – в 2015-2017 гг. значение 32,8% сохранялось.
По данным компании «Mediascope», в течение суток общая аудитория радио в 2017 году, как и прежде, распределялась неравномерно и различалась для будних и выходных дней.
Демографическая структура общей аудитории радио
В структуре общей аудитории радио в Москве в 2017 году, как и прежде, наблюдается небольшое преобладание мужчин (51,4% мужчин против 48,6% женщин). По возрастному основанию в выделенных когортах наиболее многочисленной является аудитория в возрасте 30-39 лет (22,9%), а самой малочисленной - от 12 до 19 лет (4,5%). По уровню образования преобладают лица с высшим образованием (69,9%).
В Санкт-Петербурге демографическое распределение общей аудитории выглядит немного иначе. В структуре аудитории незначительно преобладают женщины (49,5% мужчин против 50,5% женщин). По возрастному распределению в общей структуре аудитории более высока доля пожилых людей (22,0%). Слушателей с высшим образованием в структуре общей радиоаудитории в Санкт-Петербурге насчитывалось 62,5%, со средним - 33,7%.
Показатели радиослушания ведущих радиостанций (в Санкт-Петербурге)
Согласно данным компании «Mediascope», в Санкт-Петербурге в 2017 году наибольшую среднегодовую долю аудитории (AQH Share) имели «Дорожное Радио» (7,9%), «Радио России» (7,5%) и «Европа плюс» (6,9%).
Наибольший рост доли аудитории, составивший 0,7%, зафиксирован у двух станций - «Радио Монте-Карло» (с 2,2% в 2016 году до 2,9% в 2017 году) и «Радио для Двоих» (с 2,1% до 2,8%). На 0,6% выросла доля аудитории у двух других радиостанций - «Европы плюс» (с 6,3% до 6,9%) и у «Love Radio» (с 2,3% до 2,9%). Также две станции увеличили долю аудитории на 0,3% - «Эхо Москвы/Эхо Петербурга» (с 5,0% до 5,3%) и «Питер FM» (с 2,2% до 2,5%). Еще три станции обнаружили рост доли аудитории на 0,2%, это «Эльдорадио» (с 3,8% до 4,0%), «Наше Радио» (с 4,5% до 4,7%) и «Business FM» (с 2,0% до 2,2%). Наибольшее снижение доли аудитории составило 1,4%, что зафиксировано у «Радио России» (с 8,9% до 7,5%). Значительное снижение данного показателя наблюдалось еще у трех радиостанций: у «Дорожного Радио» - на 0,6% (с 8,5% до 7,9%), у «Радио Дача» - на 0,3% (с 4,7% до 4,4%) и у «Радио Рекорд» - на 0,2% (с 4,4% до 4,2%).
Наибольшая величина показателя «распределение средненедельного охвата аудитории» зафиксирована у «Дорожного Радио» (43,9%). Вторую позицию занимает «Европа плюс» (32,9%), третью - «Ретро FM» (26,9%).
Наибольший рост средненедельного охвата аудитории зафиксирован у радиостанции «Питер FM» - на 2,0% (с 17,5% в 2016 году до 19,5% в 2017 году). При этом у восьми радиостанций произошло заметное снижение Weekly Reach. Наиболее сильно - на 1,7% - средненедельный охват аудитории упал у двух станций: «Авторадио» (с 28,1% до 26,4%) и «Дорожного Радио» (с 45,6% до 43,9%). «Радио Дача» потеряло 1,6% (с 23,5% до 21,9%). У двух станций данный показатель уменьшился на 1,4%, это «Ретро FM» (с 28,3% до 26,9%) и «Радио Рекорд» (с 18,9% до 17,5%). Кроме них заметные потери зафиксированы: у «Русского Радио» на 1,3% (с 23,1% до 21,8%), у «Радио Шансон» на 1,2% (с 20,7% до 19,5%) и у «Радио России» на 1,1% (с 15,8% до 14,7%).
Лидером по показателю «среднесуточное время прослушивания санкт-петербургских радиостанций в 2017 году среди тех, кто слушал эти станции» стало «Радио России» (155 мин.). На втором месте - «Эхо Москвы/Эхо Санкт-Петербурга» (121 мин.), на третьем - «Вести FM» (107 мин.).
Жанровая структура радиостанций
В соответствии с данными компании Mediascope 59% эфирного вещания радиостанций в 2017 году составляла музыка. На втором месте по объему вещания занимают музыкально- развлекательные программы -13 %. 6% в структуре вещания составляют социальные и социально-политические передачи. Объем «Новостей» представлен 5%. Доля познавательных и информационно-развлекательных программ составляла 4%, Искусство, культура и литературное чтение – 3%. Категория «Другое» - 11%.
У разных возрастных групп слушателей свои особенности жанровых предпочтений радийного контента.
Слушателей в возрасте 12-24 лет больше среди слушающих программы категорий «Музыка» (61%) и «Музыкально-развлекательные программ» (20%). Меньше представителей молодежи и подростков среди слушателей «социальных и социальнополитических передач» (4%), «Новостей» (3%). Доля этой возрастной группы слушателей в аудитории «познавательных и информационно-развлекательных программ» составляла 2%, только 1% слушает передачи категории «Искусство, культура и литературное чтение»
Слушатели возрастной группы 25-54 года меньше слушают музыку (53%), больше слушают музыкально-развлекательные программы (24%). Доля интересующихся и слушающих социальные и социально-политические передач 6%. Новости слушают 3% 2554-летних, Доля слушающих познавательные и информационно-развлекательные программы составляла 4%, а передач категории «Искусство, культура и литературное чтение» - 1%.
Среди слушателей категории «Музыка» только 29 % составляют слушатели в возрасте от 55 лет и старше. Они составляют 12% среди аудитории музыкально- развлекательных программ. А доля слушателей этого возраста социальных и социальнополитических передач в три раза больше средних показателей и составляет 19%, доля аудитории этой возрастной группы среди слушающих «Новости» превышает в 2 раза (13%) средние показатели, познавательных и информационно-развлекательных программ - почти в 4 раза - 11%, а передач категории «Искусство, культура и литературное чтение» - почти в 2 раза (5%).
По данным Европейского вещательного Союза EBU58 в жанровой структуре цифрового радио в 2017 году в европейских странах доля радиостанций музыкального вещания (категория «Music») равнялась 64%. На втором месте находились радиостанции категории «Generalist» (Общая направленность) - 14%. На третьем месте по объему вещания занимают «Religion» (религиозные станции) и «Minority interest» (станции по интересам для меньшинств) - по 5 %. Объем «News & current affairs» (новости и текущие события) составляет 4%. На долю станций категории Cultural& Educational (Культурнообразовательные) приходится 3%. Доля категории «Другое» составляет 5%.
При сравнении жанровой структуры вещания российских и европейских радиостанций наблюдается следующая картина. Есть различия по названиям жанровых категорий. Такие категории как «Музыка» и «Новости» совпадают. В жанровой структуре российских радиостанций доля «Музыки» составляет 59%, а в структуре европейских -64%.В российском эфире больше объем категории «Новости» - 5%, в европейском - 4%.
Опубликованы выдержки из четвертой главы. Полностью с отраслевымй докладом «Радиовещание в России в 2017 году» можно ознакомиться на сайте Роспечати.