Дойдет ли издательская полиграфия до точки невозврата?
Сокращенная версия седьмой главы "Рынок полиграфических услуг и бумаги" отраслевого доклада Роспечати "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития".
В 2018 году экономическая ситуация на рынке полиграфических работ (услуг) была достаточно стабильной, а базовые параметры полиграфического производства имели преимущественно положительную динамику, включая сохранение позитивного делового климата и рост инвестиций в основной капитал полиграфических предприятий.
Полиграфический рынок России сегодня относится к структурам с наиболее высокой конкуренцией между его субъектами.
Однако далеко не всё в полиграфической индустрии нашей страны обстоит столь радужно и однозначно. Если сегмент производственной полиграфии развивается позитивно и весьма динамично, то в сегменте издательской полиграфии преобладают другие тенденции. Важнейшей из проблем этого сегмента является заметно опережающий инфляцию рост цен на бумагу для печати, которая с 2014 года подорожала в среднем на 50% («Коммерсантъ», 09.11.2018). Продолжение удорожания неминуемо приведет к дальнейшему сокращению печати тиражей газетно-журнальной и книжной продукции.
Падение загрузки мощностей издательского сектора российской полиграфии стало одной из основных причин краха самого современного газетного полиграфического комплекса АО «ПК «Экстра М». Газетный сектор сокращается во всех регионах – за последние три года в типографии страны не поступило ни одной новой газетной машины. Полиграфические предприятия, ориентирующиеся на газетную периодику, выживают за счёт сегмента дешёвых изданий: сборников кроссвордов, сканвордов, гороскопов, изданий о даче и огороде и тому подобных, на которые сохраняется сравнительно высокий потребительский спрос.
Аналогичные процессы характерны и для журнального офсетного производства. Целый ряд полиграфических предприятий, в том числе в Москве и области, прекратили печать журналов классического типа и полностью переключились на выполнение заказов, поступающих от ритейла, то есть на печать многокрасочных торговых каталогов. Поскольку торговые сети обновляют свои каталоги не менее пятидесяти раз в году, то этот рынок сохраняет стабильность.
Нынешняя ситуация вынуждает игроков рынка полиграфических услуг действовать в двух направлениях. Во-первых, отслеживать последние технологические новинки и, по возможности, модернизировать производство с целью максимальной автоматизации и снижения издержек. Во-вторых, разрабатывать и производить собственный печатный продукт, способствовать его продвижению и распространению.
Согласно данным Росстата, индекс производства бумаги и бумажных изделий в 2018 году по сравнению с 2017 годом составил 112,6%, а индекс производства полиграфической деятельности и копирования носителей информации за тот же период времени – 112,5%.
2018 год в определенной степени стал переломным для отечественного полиграфического производства. Если пару лет назад полиграфисты думали о том, как выйти из кризисной ситуации 2014–2016 годов, то сегодня больше озабочены развитием и повышением конкурентоспособности своего бизнеса. Сокращение числа хозяйствующих структур в издательской полиграфии сопровождается обновлением состава действующих субъектов рынка. Заметно растёт, например, число типографий, располагающих онлайновым доступом для заказчиков и потребителей печатной продукции. Полиграфическое производство сегодня стало вполне самодостаточной рыночной структурой, а объем инвестиций в него в 2018 году заметно вырос и составил почти 11 млрд руб. ($170 млн), что на 12% больше объёма инвестиций годичной давности.
Вместе с тем, реально оценивая уровень инвестиционной активности в полиграфии России, следует исходить из того, что в части реализации крупных проектных решений возможности отрасли весьма ограничены из-за низкой рентабельности производства и отсутствия достоверных прогнозов по дальнейшему развитию рынка печатной продукции. Меры поддержки развития полиграфии на государственном уровне тоже нельзя назвать достаточными. Полиграфическая индустрия потеряла отраслевой статус, поэтому не имеет ныне полноты сводного статистического учета для оценки динамики инвестиционной деятельности, консолидированного банка данных о выработке и реализации возможных мер поддержки полиграфического производства со стороны государства.
Крайне актуален и вопрос достоверной оценки жизненного цикла традиционного газетно-журнального и книжного ассортимента печатной продукции, объемы выпуска которой находятся сейчас в фазе устойчивого спада. Ведь от того, как долго продлится это падение и дойдёт ли дело до точки невозврата, во многом зависит будущее полиграфического производства.
Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Сокращенная версия седьмой отраслевого доклада Роспечати "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.