Особенности развития радиовещания России
Об изменениях в структуре радиохолдингов и радиостанций, русскоязычных радиостанциях за рубежом, освоении радиостанциями интернета рассказывается во втором разделе отраслевого доклада «Роспечати» «Радиовещание России в 2017 году».
Холдинги, радиостанции, технологии
2017 год был богат событиями на радийном рынке. Это касалось изменений в структуре радиохолдингов и радиостанций.
- Совладелец «РуссНефти» и Бинбанка Михаил Гуцериев запустил конкурента «Русского радио». Новая музыкально-развлекательная радиостанция «Русский Хит» начала вещание на частоте 99,6FM, заменив «Столицу ФМ».
- Группа «Выбери радио» приобрела Южную Медиагруппу в Ростове-на-Дону. Количество радиостанций «Выбери Радио» в Ростове-на-Дону выросло до семи. В активы компании, помимо «Европы Плюс», «Ретро FM» и «Радио Дача», вошли «Русское Радио», «Хит FM», «DFM» и «Радио Монте-Карло». Фактически, это означает полный передел рынка радиорекламы в городе.
- Акционеры американской компании EM Holding согласились выполнить предписание Роскомнадзора и выйти из прямых учредителей «Эха Москвы».
- Радио «Коммерсантъ FM Нижний Новгород» стало частью медиахолдинга «Столица Нижний».
- В Томске на частоте 87.7 FM началось вещание «Радио 7 на семи холмах».
- Мультиформатный проект «Европейской медиагруппы» - «Новое Радио» запустил визуализацию эфира. Особенностью комплекса является наличие полноценной телевизионной системы графического оформления, позволяющей внедрять высококачественную 3D-графику собственного производства и анимацию в прямом эфире.
- Медиахолдинг «Свежий ветер» в Волгограде приобрёл акции медиагруппы «Новая волна». Медиагруппа «Новая Волна» — медиахолдинг, который является крупнейшим в Волгоградской области.
- Медиахолдинг «Фор Медиа», управляющий региональными теле- и радиостанциями Олега Дерипаски, сменил владельца. Новым собственником холдинга стал его топменеджер Руслан Терекбаев.
Сетевое радиовещание
В 2017 году в России к 28 национальным сетевым станциям (измеряются Mediascope на протяжении отчетного периода) добавилось «Новое радио». Таким образом, сетевое вещание в регионах осуществляется 29 вещателями.
На протяжении 2017 года «Новое радио» продолжило активную экспансию в регионы. На сегодняшний день в активе радиостанции находятся 79 точек вещания в РФ (+26 по сравнению с 2016 г.) и 17 - за рубежом.
В целом продолжается менее значительно, но поступательное развитие и других сетей московских и санкт-петербургских радиостанций. Заметный прирост городов вещания отмечается у музыкальных федеральных радиостанций, таких как «Love Radio» (+21), «Energy» (+20), «Наше радио» (+17), «Радио Дача» (+15), «Дорожного радио» (+12), «Русского радио» (+11).
Развитие сетей музыкально-информационных радиостанций менее значительное. Выделяются радиостанции «Вести FM» (+14) и «Comedy Radio» (+9).
Наблюдаются также и сокращения сетевого вещания – например, сетей «Радио Рекорд», «Maximum», «Хит FM». Кроме этого, сократили своё присутствие в регионах «Спорт FM», «Радио Вера» и радио «Монте-Карло». Объяснить это можно конкуренцией форматов контента, предлагаемого для региональных рынков, а также выходом в эфир новых локальных радиостанций.
Топовые позиции по сравнению с 2016 годом по-прежнему занимают 8 радиостанций: «Европа Плюс», «Русское Радио», «Energy», «Авторадио», «Дорожное Радио», «Ретро», «Шансон» и «Радио России».
Локальные радиостанции
В 2017 году собственный программный продукт производили в том или ином объеме 767 радиостанций.
Число радиостанций с полностью собственным программированием за минувший год в стране увеличилось на 12 и составляет на данный момент 457 станций (включая Москву и Санкт-Петербург).
В целом, в 2017 году по сравнению с 2016 годом общее количество радиостанций с полностью собственным программированием увеличилось на 12 в 6 федеральных округах. Наблюдалось уменьшение таких радиостанций в Северо-Западном и Уральском федеральных округах.
В 2017 году практически во всех округах появились новые радиостанции со 100 % локальным программированием эфира. Сокращение на 1 станцию наблюдается только в Уральском ФО в связи с закрытием «Радио СК». Уникальным городом по числу вещающих радиостанций с собственным программированием остается Екатеринбург в УФО: таких радиостанций там 6, из которых 5 вещают в FM и 1 в УКВ диапазонах. В Краснодаре вещают 3 станции с собственным программированием в FM и 1 станция - в УКВ.
Спутниковое вещание
Отмечается рост числа как московских, так и региональных радиостанций, передающих свой эфир на спутник. В основном, это - некодированное открытое вещание. Спутниковые операторы в большей своей части предоставляют возможность прослушивания своих радиостанций в качестве бонуса. «Триколор ТВ» первым из российских вещателей предложил своим абонентам спутниковый радиопакет, в который на этапе запуска вошло 20 радиостанций. На данный момент в Радиопакете представлено 47 радиостанций. По сравнению с 2016 годов количество увеличилось на 7 радиостанций.
Российское радиовещание за рубежом
Представительство российского радиовещания за рубежом практически не изменилось – российские радиостанции по-прежнему широко представлены, прежде всего, в странах ближнего зарубежья – Украине, Казахстане, Белоруссии, Молдавии, Приднестровье, Киргизии, Таджикистане, Азербайджане, Латвии, Литве, Эстонии, Грузии, Армении.
Как следует из анализа данных, предоставленных 16 радиостанциями, больше всего точек вещания за рубежом в 2017 году было у «Авторадио» - 61 передатчик в 11 странах ближнего и дальнего зарубежья; у «Русского радио» - 45 точек вещания в 9 странах.
Радиовещание Радио Sputnik в зарубежных странах
В 2017 году вещание на зарубежную аудиторию осуществлялось на 19 языках в 23 странах мира. Обеспечено выполнение показателя «Общее количество часов вещания МИА «Россия сегодня» в сутки на зарубежную аудиторию» в объеме 107 часов в сутки, что соответствует плановому показателю, предусмотренному Государственной программой Российской Федерации «Информационное общество 2011-2020» на 2017 год. Охват потенциальной аудитории составляет более 182 миллионов человек. Интернет-вещание осуществляется на 4 –х языках в объеме 5 часов в сутки.
Русскоязычное радио за рубежом
В целом русскоязычное радио достаточно широко представлено в мире. В издании Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Каталог русскоязычных радиостанций мира» 2010 года было представлено описание 175 радиостанций/ радиопрограмм, вещающих в 50 странах. В 2018 году в НИУ «Высшая школа экономики» был проведен статистический анализ сайтов для определения количества русскоязычных радиостанций в мире.
За период с 2010 по 2018 год количество радиостанций, имеющих программы на русском языке, увеличилось практически в 2 раза. Теперь таких 349 радиостанций вещают в 56 странах.
68% зарубежных радиостанций, имеющих программы на русском языке, вещают в Ближнем зарубежье, почти треть (32%) – в странах дальнего зарубежья.
Радиостанции и социальные медиа
Собранные о региональных радиостанциях данные показывают — лидерство в пространстве социальных медиа в крупных городах обычно захватывает либо одна большая местная станция, либо интернет-радиостанция.
У каждой из них есть одно важное преимущество — они умеют выстраивать вокруг себя сообщество, взаимодействовать с ним и тем самым заставляют медиасреду социальной сети работать на себя.
Интересный феномен в этом отношении наблюдается в некоторых городах, где таким образующим сообщество элементом становится не сама радиостанция, а одно из ее шоу или сервисов.
Спрос на построение сообщества так велик, что зачастую вокруг той или иной радиостанции стихийно образуется неофициальный клуб по интересам. Многие радиостанции в результате заводят отдельную группу в соц. сетях.
Список самых популярных страниц радиостанций в социальной сети "Одноклассники"
(с количеством участников более 100 тысяч по состоянию на конец мая 2018 год)
В эпоху активного развития социальных сетей менеджмент значительного количества радиостанций в регионах перестал уделять большое внимание развитию своих сайтов и это приводит к тому, что официальные сайты компаний перестают быть основными площадками для региональных радиостанций. Последствия заметны сразу на нескольких уровнях:
- малая приспособленность к мобильной реальности;
- перенос внимания на социальные медиа как средства доставки и работы с аудиторией;
- сложности с техническим переоснащением сайтов — у многих из них так и остались устаревшие Flash-плееры, игнорирующие тот факт, что десятки процентов пользователей не смогут услышать звук без дополнительных средств;
- малая доступность сайтов — нередко они не открываются, плохо сверстаны, не обслуживаются (некоторые сайты месяцами заражены вирусом)
Подкасты
Основная тенденция 2017 — возрождение аудиоподкастов как дистрибуции отдельных передач. Например, по данным за отчетный период в iTunes в рубрике «Новости и политика» в список популярных подкастов входят 200 проектов. Если в западных странах в создании и распространении подкастов активно участвуют радиостанции, использующие этот формат как ключевой для дистрибуции (NPR, BBC), то в русскоязычной сфере все не так однозначно.
Во-первых, крупнейшими поставщиками аудиоподкастов становятся русскоязычные интернет-СМИ, не являющиеся радиостанциями и часто находящиеся за рубежом. Сразу 57 несколько очень популярных подкастов выпускает базирующаяся в Латвии «Медуза». Четыре подкаста принадлежат в русском iTunes «Голосу Америки», столько же — «Радио Свобода», несколько — BBC. Подкасты также часто используются для усиления лояльности аудитории вне зависимости от форматно-жанровой природы СМИ — см. подкаст газеты «Ведомости» или, если выйти за рамки новостной повестки, — множество аудиоподкастов образовательных и просветительских проектов, таких как Arzamas.
Во-вторых, крупные станции или медиахолдинги обязательно стараются распространять подкасты. Среди популярных аудиоподкастов iTunes можно найти два десятка передач, принадлежащих «Эху Москвы», 18 подкастов «НТВ» и семь подкастов радио «Комсомольская правда». Сразу несколько подкастов распространяет «Вести FM». Аудиоподкасты «Коммерсантъ FM» также попали в список популярных.
В-третьих, подкасты стали площадкой для трансляции мнений самого широкого спектра. Частично в подкасты приходит адаптированная аудиоверсия успешных шоу на YouTube. Так, например, действует неофициальный подкаст со звуковой дорожкой Юрия Дудя.
Отдельно стоит упомянуть тематическую широту подкастов. СМИ в целом и радиостанции в частности, не всегда стараются присутствовать в новостной повестке, они стремятся активно присутствовать в спортивном, научном, общественно-культурном разделах каталога.
Как показывает практика развития подкаста в других странах, наиболее популярными жанрами являются: нон-фикшн (исторические мифы), криминальные истории, расследования, саморазвитие и психология, наука, разговорные шоу и политика.
В зоне аудиоконтента радиостанции столкнулись с конкуренцией интернет-СМИ и печатных СМИ, активно начавших работать с аудиоподкастами. В 2017 году крупные радиостанции или медиахолдинги внесли в свои стратегии производство и дистрибьюцию подкастов.
В силу увеличения конкуренции на локальных рынках и падения доходов региональные станции не имеют возможности в большинстве своем наращивать штат сотрудников по работе с новыми медиа. Как правило, эти задачи добавляются к основным обязанностям сотрудников радиостанций, либо в штат принимаются 1- 2 smm-специалиста.
Опубликованы выдержки из второй главы. Полностью с отраслевымй докладом «Радиовещание в России в 2017 году» можно ознакомиться на сайте Роспечати.