Рост рекламных доходов на радио в 2017 году составил 3%
Анализ ситуации на рынке радиорекламы, проведенный Роспечатью, показывает, что ситуация на данный момент не лучшая, но относительно стабильная. Непосредственно в Санкт-Петербурге рекламный рынок на радио практически не изменился, и наш город неизменно возглавляет пятерку городов, на которые приходится больше половины региональных рекламных бюджетов.
Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения в 2017 году за вычетом НДС составил 417 млрд.руб., что на 14% больше, чем годом раньше (по данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России. По итогам года рост рекламных доходов на Радио составил 3%.
Развитие цифровых технологий передачи информации провело к тому, что традиционные деления медиа на «традиционные» и «цифровые» перестает быть актуальным. В октябре 2017 г. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) заявила, что помимо традиционной оценки объемов рекламного рынка, которая сейчас включает в себя ТВ, радио, прессу, Out of Home и Интернет, началась работа и над альтернативной оценкой. которая подразумевает вычленение диджитал-составляющей в различных медиа сегментах. Если эксперимент удастся, то по итогам 2018 года АКАР наряду с привычной оценкой представит еще одну, которая будет основана на делении рынка не по носителям рекламы, а по контенту. Поскольку практически у каждой радиостанции сейчас есть и сайты, и приложения, этот вопрос в обозримом будущем коснется и рынка радиорекламы. А по итогам 2017 г. комиссией при АКАР, включающей специалистов из крупнейших радиохолдингов России (ЕМГ, ГПМ Радио, ГКВР) был проведен аудит оценки регионально сегмента рынка радио и его переоценка.
Тарифная политика
По данным Mediascope Россия, средняя стоимость 30 секундного ролика в будни, с 06:00 до 00:00, по России составила 143 767 руб. и 75 264 руб. по Москве (на основе прайслистов ТОР-10 московских и федеральных радиостанций, отранжированных по недельному охвату, без учета скидок/надбавок и НДС).
Рекламодатели
В 2017 году доля десяти крупнейших категорий рекламодателей радио не изменилась по сравнению с 2016 годом и составила 91% от всех размещений. В целом, структура бюджетообразующих категорий сохранилась – изменились только ранги, за исключением последних двух категорий топ-десятки: на смену категориям «Бытовая, компьютерная и оргтехника» пришла категория «Косметика, парфюмерия».
- Многолетний лидер товарных категорий рекламодателей радио «Автомобили, мотоциклы» по итогам 2017 г. показал значительный прирост - +19,1%.
- На втором месте категория «Строительство, недвижимость» -2% к данным прошлого года, в основном, за счет сокращения бюджетов рекламодателей, входящих в ТОР-30
- Категория «Медицина» по итогам 2017 года значительно увеличила размещения на радио +21,3%.
- Категория «Ритейл» сократила объемы размещений на радио: -2,2% по сравнению с 2016г.
- «Банки, финансовые услуги, страхование» в 2017 г. значительно увеличили объемы вложений в радиорекламу +48%.
- Рекламодатели категории «Телекоммуникации, связь» в 2017 году показали прирост на 14%.
- Категория «Интернет» рекордно выросла по сравнению с прошлым годом +79%.
- Категория «Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция» показала прирост +8,4%.
- Категория «Одежда/Аксессуары» в 2017 году сократила объемы по сравнению с прошлым годом на 14,2%.
- Категория «Косметика, парфюмерия» выросла гораздо выше среднерыночного показателя: +18,2%
- Категория «Бытовая, компьютерная и оргтехника» сократила объемы размещений на радио на 5%.
Региональный рынок радиорекламы
Самый большой прирост объема рекламы в Екатеринбурге (+5%) и Казани (+5%), в Волгограде (+4%). Красноярск и Нижний Новгород - по +2%. Новосибирск, Омск и Пермь - +1%. В Самаре и Санкт-Петербурге объем региональной рекламы по 4-м сегментам снизился на 2%, в Уфе – на 3%, а Челябинске – на 4%.
В 2017 году больше половины брутто-бюджетов приходилось на пять городов. Во главе списка неизменно располагается Санкт-Петербург, объем рынка которого практически не понес изменений. Новосибирск, ранее располагавшийся на второй позиции, уступил свое место Нижнему Новгороду, показавшему рост на десять процентных пунктов, и оказался на третьей позиции. Красноярск спустился на одну позицию, упав по объему рынка на шесть процентных пунктов. Помимо этого, в ТОП-5 городов по размеру рынка вернулся Ростов-на-Дону, вытеснив Самару.
Опубликованы выдержки из третьей главы. Полностью с отраслевымй докладом «Радиовещание в России в 2017 году» можно ознакомиться на сайте Роспечати.