Как защитить и не нарушить авторские права?
Очередная встреча Гильдии медиафрилансеров Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, прошедшая 17 марта в пространстве «Цифербург», была посвящена теме более чем актуальной. Член Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, магистр юриспруденции Дарья Кочетова рассказала участникам о том, как работают законы об авторском праве в Интернете, и ответила на многочисленные вопросы.
Идею украли?
В начале выступления Дарья отметила, что «многие творческие люди, которые в том числе являются моими клиентами, зачастую недостаточно хорошо информированы о своих правах и своих возможностях. И в связи с этим попадают в неприятные ситуации, которых можно было бы избежать, предприняв несложные шаги для защиты своих интересов предварительно».
Зачастую мы на самом деле не знаем даже базовых вещей, например, что охраняется и не охраняется авторским правом в соответствии с законом. Отметим, что в части 4 Гражданского кодекса РФ авторскому праву посвящена статья 70, и всем представителям творческих профессий имеет смысл с ней познакомиться. В этой главе ст. 1259 посвящена обозначению того, что является объектом авторского права. И именно с разбора этой статьи и начала встречу Дарья Кочетова. Процитируем несколько пунктов этой статьи полностью.
П. 5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.
П. 6. Не являются объектами авторских прав: 1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
- Вопреки мнению, которое бытует среди граждан, идеи авторским правом не охраняются, – тут же прокомментировала Дарья. - Единственный способ, которым вы можете защитить свою идею, это так называемое ноу-хау или коммерческая тайна. Это достаточно сложный режим, который бытует в деятельности коммерческих организаций. И защита идеи как ноу-хау продолжается до тех пор, пока не вышла в массы. Как только идея куда-то просочилась, по вашей воле или вопреки ей, как только стала общеизвестной, она автоматически утрачивает режим охраняемости, и далее вы ничего не можете сделать с тем, что ее кто захочет реализовать. Авторское право охраняет только те идеи, которые получили какую-то визуализацию. Фотография, картина, танец – они будут охраняться авторским правом, но не сама идея, которая в них заложена.
П. 1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.
Дарья особо отметила пункт «другие произведения», пояснив, что если в перечислении нет того творческого продукта, который вы произвели, это не означает, что он не защищается авторским правом. В качестве примера она привела судебный процесс, в котором истец выиграл дело, отстояв свои авторские права на эксклюзивный макияж, фото с изображением которого на своей модели выложил в интернете другой визажист.
Как зарегистрировать авторские права?
Рассмотрев еще несколько примеров судебных процессов, связанных с использованием авторских фотографий и рисунков, Дарья отметила следующий, важный для многих нюанс. В соответствии с российским законодательством какой-либо регистрации авторских прав не предусмотрено
- В законе указано, что авторское право возникает и охраняется без выполнения каких-либо формальностей и без регистрации произведения. Как только вы что-то нарисовали, написали, у вас возникло авторское право. Тем не менее, если вы в поисковике забьете фразу «регистрация авторских прав», вы найдете множество предложений, в которых разные организации за ту или иную сумму будут предлагать авторские права зарегистрировать.
По мнению адвоката, данные свидетельства имеют право на существование как одно из письменных свидетельств, которое можно представить в суде. Однако они не являются панацеей, решающей все проблемы, по сути, имея в суде примерно такой же эффект, как отправленное самому себе письмо, фиксирующее время «создания» произведения.
Также Дарья отметила, что государственная регистрация предусмотрена только для двух видов объектов авторского права: программы для ЭВМ и базы данных. Их регистрация осуществляется государственным органом, но при этом является не обязательной, а добровольной. И даже в отсутствие регистрации эти объекты остаются под защитой авторского права.
Чужое брать нельзя
– Простое и основное правило «Чужое брать нельзя» всем знакомо с детства, и оно не отменяется и не изменяется при пользовании сетью Интернет, – отметила Дарья Кочетова. – Если через “Яндекс”-картинки вы находите фотографию, на которой нет водяных знаков, значка копирайта, большими красными буквами не написано «Использовать запрещено», это совершенно не означает, что ее использовать можно. Неизвестно, как она попала на тот сайт, где вы ее нашли.
Дарья отметила, что использовать без разрешения автора, но с обязательным указанием источника заимствования можно в нескольких случаях, которые четко прописаны в ст. 1274 Гражданского Кодекса.
П. 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;
4) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках;
5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.
Дарья обратила особое внимание на фразу «не были специально запрещены автором или иным правообладателем» в третьей части пункта 1. Если, например, на сайте СМИ «мелким шрифтом в правом нижнем углу написана эта оговорка», то, не заметив ее, другие СМИ, публикуя статьи с сайта с ссылкой на издание, все равно нарушают закон и могут оказаться в ситуации судебного разбирательства.
Фотографировать разрешено?
Не используя ничего чужого, делая собственные фотографии, можно тоже много чего нарушить. Особо деликатной является тема фотографирования людей с последующим использованием этих фотографий в СМИ или рекламных материалах. Общее правило: «использование фотографий гражданина допускаются только с его согласия». Из этого правила есть три исключения, обозначенные в статье Статья 152.1 Гражданского кодекса. «Согласие не требуется в случаях, когда 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату».
Дарья пояснила, что первый пункт – это очень узкий перечень случаев, наподобие съемки судебного заседания или «Их разыскивает милиция». И особое внимание уделила «подводным камням» фотосъемки на публичных мероприятиях.
- Если мероприятие публичное и моя фотография будет использована в репортаже с этого мероприятия, я не вправе запретить ее использовать, - пояснила Дарья. - Но в пункте 2 есть интересное исключение «когда такое изображение является основным объектом использования». Конкретно законодатель не проясняет, но, как правило, считается недопустимым использование в коммерческих целях, даже если изображение было получено на публичном мероприятии, а также в судебной практике обращается внимание на контекст. Тут даже не столь важно, крупный план или не крупный. Допустим, спикера на публичном мероприятии можно снимать крупно, это отвечает целям репортажа. Но одно дело, когда мы используем это фото в репортаже о данном мероприятии, а другое дело, когда данная фотография используется в ином информационном материале, а тем более рекламе. То есть на использование, не отвечающее контексту, в котором создавалась фотография, нужно получать разрешение.
Дарья рекомендовала даже в случае осуществления платной фотосъемки обязательно получать согласие модели, если планируется использование фото в «щекотливом контексте». И отметила, что можно свободно использовать фотографии, на которых невозможно идентифицировать сфотографированное лицо.
На фоне музея…
– Еще один интересный момент связан с изображением памятников культуры, зданий музеев, что особенно актуально для Санкт-Петербурга, где они находятся на каждом углу. Мало кто знает, о существовании данных норм, но тем не менее они есть.
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре "Статья 53. «<…> Предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц. Плата за использование изображения устанавливается на основе договора. При использовании изображения без разрешения применяются нормы законодательства Российской Федерации <…>»
Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" Статья 36. «<…> Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев. <…>»
– Музеи пока особо не активничают, но, например, уже были предъявлены претензии к журналу, в котором были опубликованы фотографии Строгановского дворца, принадлежащего Русскому музею. И хотя здание находится в общем доступе, исключительные права архитектора на него давно закончились, но тем не менее получается, что вы не можете его свободно использовать, поскольку действует данная норма.
Договор всему голова
Завершая выступление, Дарья Кочетова призвала всех уделять особо внимание заключению договоров с заказчиками. Во-первых, договор должен быть. Во-вторых, не стоит подписывать его бездумно, а имеет смысл с ним поработать и включить в него то, что защитит вас от будущих недоразумений.
Что можно урегулировать в договоре с клиентом? 1) Сроки выполнения работы и сроки оплаты, а также ответственность за пропуск этих сроков 2) Требования к результату работы, порядок приема результатов и исправления недостатков 3) Распределение прав (отчуждение исключительных прав или предоставление лицензии) 4) В договорах с фотографами, художниками и т. п. можно включать условие о том, что заказчик доверяется художественному видению автора и претензии, связанные с неприятием такого видения, приниматься не будут 5) Гарантии чистоты авторских прав и ответственность за нарушение данных гарантий.
Очень важно знать, что передача заказчику исключительных прав не может быть ограничена каким-то сроком.
– Отчуждение исключительных права – это как купля-продажа, мы не можем продать что-то на время. Если мы заключаем договор об отчуждении исключительных прав, мы не можем ограничить их ни по сроку, ни по способам или территории использования. Если вы хотите договориться о передаче эксклюзивных полномочий на какой-то срок, заключайте договор исключительной лицензии. Это некий компромисс между обычной лицензией и договором отчуждения исключительных прав. Таким образом, в течение срока действия договора об исключительной лицензии вы не сможете использовать это произведение сами и не вправе предоставлять его третьим лицам, то есть эффект практически такой же, как при отчуждении исключительных прав. Но после завершения срока этого договора вы снова становитесь полным правообладателем всего, а ваш заказчик, например, становится владельцем обычной лицензии.
Во время беседы все участники встречи смогли задать волнующие их вопросы. И их разнообразие показывает, что тема защиты авторских прав, тем более в сети Интернет, очень актуальная для медиафрилансеров и не только. В том числе были подняты вопросы о правах и обязанностях блогеров, об ответственности за «пост» и «репост», и, вероятно, одна из ближайших встреч Гильдии медиафрилансеров будет посвящена юридическим и этическим моментам ведения блогов и своих страниц в социальных сетях.
Гильдия медиафрилансеров Союза журналистов СПб и ЛО благодарит за содержательную беседу адвоката Дарью Кочетову и за предоставленный уютный зал для встречи пространство «Цифербург»