"Хайп" на теме Петербурга
Гостем журналистского клуба «Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» 22 мая стала заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов телеканала "Санкт-Петербург" Ольга Разина. Речь шла об особенностях городского телеканала, прямых трансляциях, освещении жизни культурной столицы и культуре в целом.
В десятку
Телеканал «Санкт-Петербург» был образован 10 октября 2010 года – 10.10.10. Магия цифр предопределила попадание канала «в десятку», а адрес – Чапыгина, 6 – предполагает соответствие лучшим традициям Ленинградского телевидения. И уже седьмой год телеканал старается оправдать эти ожидания.
– Сейчас каналу 7 лет. С одной стороны, в каком-то историческом масштабе это возраст небольшой. С другой стороны, учитывая объем сделанного, пережитого на телеканале «Санкт-Петербург» за те пять лет, что я там, кажется, что прожита целая жизнь. По моим ощущениям, телеканал находится сегодня в стадии «молодого человека», который уже что-то попробовал, испытал, определился в фундаментальных вещах и взглядах на жизнь и уверенно, с большими амбициями, смотрит в будущее.
В каком-то нравственном и моральном смысле, в отношении программной политики и того, что мы делаем в эфире, мы себя, безусловно, считаем наследниками Ленинградского телевидения.
Наша «фишка» в том, что мы канал городской и универсальный. Канал, который, говоря молодежным языком, «хайпует» на теме Петербурга. То есть мы понимаем, что мы живем в городе, который является феноменом мирового масштаба. Мы считаем, что это наше преимущество, и пытаемся его развивать всеми нам доступными способами. Мы не стесняемся говорить, что мы из Петербурга, что у нас есть какой-то особый взгляд, что у нас есть уникальный город, что у нас есть некое моральное право на свою точку зрения. Но при этом очень интеллигентную, корректную, с уважением ко всем.
Трансляции
В конце прошлого года в Доме журналиста губернатор Георгий Полтавченко вручил Ольге Разиной премию Правительства Санкт-Петербурга в области журналистики за 2017 год в номинации «Лучший медийный проект года» за информационное сопровождение проведения военно-морского парада в Санкт-Петербурге в эфире телеканала «Санкт-Петербург». Прямые трансляции городских мероприятий стали одной из важных и привлекающих зрителей составляющей эфира телеканала. И одной из существенных составляющих работы Ольги Разиной.
– Сейчас трансляции занимают существенное место, потому что это – очень востребованный контент, делающий зрителей сопричастными к происходящему. И у нас появилась возможность делать их больше, делать их в полном объеме. Потому что, безусловно, это очень энергозатратно. Даже не учитывая финансовую сторону, нужно решить большой комплекс технических задач и нужны люди, которые способны это делать.
Моя главная задача – собрать идеальную команду и создать для нее правильный месседж – «зачем мы ее делаем?». Все, каждый на своем месте, должны понимать, что мы хотим сказать. Когда мы собрали команду, надо создать такие условия, чтобы все работали максимально эффективно. Каждый решает свои задачи, и этих задач очень много. Мы у меня собираемся и самые острые моменты обсуждаем, проговариваем. В общем, это большой путь… И когда мы выходим в эфир, тогда уже все красивые, кто с цветочком приколотым, кто в белой блузочке… Все расставлены, все готовы, все понимают, кто и что должен говорить.
Во время эфира моя задача постараться всем помочь. Где я нахожусь? Везде! Я нахожусь там, где нужно принимать самые основные решения. Если у нас сложная ситуация у ведущего в студии, я спущусь в студию. Если нужно срочно что-то вырезать, я пойду в аппаратную. После трансляции 9 мая я увидела в телефоне, что у меня пройдено около 10 км. Сама не могла понять, как это случилось. Я находилась на Чапыгина, из телецентра не выходила.
Отмечу, что в наших первых трансляциях мы делали ставку на ведущих в студии, а сейчас от этого отказались. Например, на последней трансляции Дня Победы ведущие, которые появлялись до того момента, как пошел бессмертный полк, это фактически были дикторы. Хотя у нас на этот счет были дискуссии. Мне говорили: «Что, Оля, это будут просто дикторы? У них же должна быть задача, они должны что-то делать?» Я отвечала: «Да, это будут просто дикторы. Они ничего не должны делать. У них другое назначение». Мне кажется, в истории телевидения мы долго отходили от того, что сначала были только дикторы. Потом все стали авторы и ведущие, которые должны себя как-то выражать. Сейчас, мне кажется, нужно выбирать модель поведения и способ разговора в зависимости от того, какую задачу мы решаем. И не нужно этого бояться, потому что все эти формы понятны, известны, и нужно ими пользоваться.
Культурная эволюция
Помимо трансляций в ведении Ольги Разиной большое направление тематических программ на телеканале. Как она поясняет, по сути, все, что не касается новостей и общественно-политических программ. Это «все» можно обобщенно назвать одним словом «культура». Впрочем, и трансляции празднований, по мнению заместителя генерального директора, тоже вполне вписываются в культурное направление.
– Нужно просто определить, как мы относимся к слову «культура». Если мы говорим о культуре как об искусстве, явлениях из жизни художников, музыкантов и так далее, то те же трансляции к ним относятся только косвенно, но все равно относятся. Но если мы говорим о культуре как явлении, движении общества вперед, как о цивилизационном развитии каком-то, то и трансляции – это, безусловно, культура. Потому что мы не просто ставим галочку «День Победы». Делая трансляцию, мы разложили празднование на огромное количество граней, поняли, почему День Победы такой, почему мы дорожим этими людьми, почему дорожим этими памятниками. В плане глубины осмысленности этой жизни – это, безусловно, культура. И ВМФ – культура, потому что это история нашего города, это традиции семей, это их образование. Даже если мы возьмем любой военный подвиг, мы там найдем множество культурных граней. Поэтому я, конечно, считаю, что это и культура тоже.
Также у нас достаточный объем регулярных программ. Есть программа «Хорошее утро» – это регулярный проект, ежедневный, который был запущен на канале, в том числе, и для того, чтобы сказать городу: «Мы уже с утра вместе с вами, разделяем все ваши планы, задачи, решаем все ваши вопросы, дарим вам надежду» и прочее. Это ежедневный проект, который выходит утром. Замыкающим проектом, который я курирую, является ежедневная программа «Культурная эволюция». Задача у этой программы с неслучайным названием доказать, что культура – это явление, которое меняет жизнь к лучшему, развивает наше общество. В отличие от новостей, установка на то, чтобы показывать не события, а явления. Находить в каждой выставке, в каждой премьере, в каждом герое, в каждом интервью что-то, что отражает нашу жизнь, что ее преображает…
И, наверное, отличает программу «Культурная эволюция», в том числе, и то, что в ее команде не только журналисты, но и специалисты. Например, у нас корреспондентом в программе «Культурная эволюция» работает Виктор Борисович Высоцкий. Это известнейший в городе человек, музыкант, арт-директор и так далее… Для меня большая честь, что он согласился на такую позицию в этой программе. С одной стороны, это говорит о том, что программа действительно позволяет ему реализовываться как специалисту, позволяет ему высказывать свои мысли. С другой стороны, это дает особый взгляд на события.
Культуры много не бывает?
На вопрос «Культуры много не бывает?» Ольга Разина отвечает категорическим «Нет, не бывает». Слишком много культуры не может быть ни в жизни, ни в эфире. Но очень важно, чтобы освещение культурных событий и обсуждение культурных тем подавалось в телеэфире так, чтобы зрителю было не только полезно, но и интересно.
– Это просто прекрасно, что культуры много. Но поскольку все-таки я менеджер отчасти, моя задача сделать так, чтобы то, чем мы занимаемся, было интересно. Интересно не только нам, хотя в первую очередь должно быть интересно нам, чтобы был эффект, но и интересны аудитории…
Моя задача – сделать, например, программу «Культурная эволюция», проще говоря, модной. Поэтому в ней такая яркая броская графика, очень современная, поэтому мы мучаем авторов и редакторов просьбами создавать не просто сюжеты, а делать какие-то топы, какие-то анализы, в общем, искать какие-то формы достаточно авторитетные, но при этом все-таки понятные зрителю.
Все мы любим канал «Культура», у меня там есть свои фавориты и так далее. Но сравнивать нас с каналом «Культура» будет не совсем корректно. Потому что канал «Культура», в первую очередь, либо для тех, кто сам прочно связан с культурой, либо погружен в нее как-то глубоко, с детства, корнями… Это все-таки какая-то элитарная часть, определенное сообщество, которое, безусловно, тоже нужно поддерживать. В принципе, не нужно сбрасывать со счетов, что огромная часть аудитории любых программ на тему культуры – это люди, которые с этим связаны какими-то жизненными обстоятельствами. Но наша задача как универсального канала – приобщить к этому спасительному источнику как можно больше людей. Людей, которым, может, для начала нужно сказать, как в фильме «Афера Томаса Крауна»: «Дети, эта картина стоит 10 млн долларов», и все сразу повернулись к картине. Наша задача говорить о культуре так, чтобы это было понятно всем.
В принципе, нельзя игнорировать современные способы донесения информации до аудитории. Есть такой опасный стереотип: «Мы делаем про культуру и все… Вы не понимаете? Значит, вы неумные люди». Я считаю это категорически неверной позицией. Если вы не пришли в свой узкий круг, если у вас широкая аудитория, то нужно быть гибкими, нужно смотреть за всем, что происходит в мире, стараться интегрировать в сложные темы какие-то формы современного медийного языка. Ведь на самом деле для зрителя неважно, смотрит он тематические программы о культуре, или новости, или общественно политические программы. Для зрителя важно, чтобы он воспринимал это все целостно и воспринимал культуру как обязательную часть своей жизни. Вот, наверное, какая у нас сверхзадача. И поэтому культура, в разных своих формах, видах, разных средствах передачи, разными ведущими, разными корреспондентами должна присутствовать во всем нашем вещании.
Ирина Иванова: В трансляциях мне нравится то, что это очень живое телевидение, не заформализованное, что оно дышит, что оно здесь и сейчас. В этом смысле это очень здорово…И я поддерживаю Ольгу в том, что культуры много не бывает. Чем шире культурное пространство и то, что мы вкладываем в это понятие, тем интереснее люди вокруг нас, осмысленнее жизнь, тем лучше и интересней мы живем, и тем с большим удовольствием работаем, и на телевидении в том числе.
Партнер проекта – интернет-канал Piter.tv.
Запись прямой трансляции встречи: https://piter.tv/conference/873/
Видеоролики с эпизодами встречи размещаются на нашем Youtube-канале SPBSJRU
Ссылки на материалы о всех прошедших встречах в рубрике "Проекты Дома журналиста"
О следующем мероприятии проекта «Место встречи – Невский, 70» мы сообщим на нашем сайте, в группах ВКонтакте и Фейсбуке, и Телеграм-канале. Следите за нашими анонсами.
«Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» – это цикл вечеров в Домжуре, посвященный ведущим СМИ города. Информационное поле Санкт-Петербурга постоянно меняется, на нем возникают и вырастают новые СМИ, традиционные печатные издания переходят в электронный формат, появляются новые ТВ и радио программы, уходят в небытие отжившие свой век передачи. Не только потребитель информации, но, порой, и профессиональный журналист не в силах отследить все эти перемены. Проект «Место встречи – Невский, 70» позволит составить своего рода каталог городских изданий, причем не только для профессионального журналистского сообщества, но и для широкого круга потребителей медиаконтента. Ведущая встреч - арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова. Проект реализуется при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Администрации Санкт-Петербурга.