«Национальной идеей в России должен стать русский язык»
В Профи-центре Союза журналистов с лекцией на тему «Основные проблемы культуры речи в СМИ» выступила Нина Филиппова, кандидат филологических наук, ведущая рубрики «Уроки русского» на нашем сайте SPbSJ.ru. Публикуем фрагменты этого выступления.
Слова, слова, слова… Слова нас объединяют. Это самое ценное, что может быть. И это самое опасное. Словарный запас то увеличивается, то сокращается. О словах, которые неправильно используются, можно говорить бесконечно. Но еще более страшная проблема – это отсутствие связей между языком и мышлением. Тексты, изобилующие штампами, возникают автоматически в речи тех, кто не задумывается о богатстве языка.
Понимаем ли мы, что и как говорим?
Россия – особая страна. Об этом писал Бердяев: «Мы живем в царстве слов. Мы заколдованы словами». Об этом писал Иван Павлов. Как только мы слышим слово, слово вошло в наш мозг – возникает безусловный рефлекс. Действительно, самое опасное – это механизм в восприятии информации. Вот слово «либерал» сегодня воспринимается почти как слово «фашист», но значение слова «либерал» большинству просто непонятно. Какой-то когнитивный диссонанс. Какое-то непреодолимое противоречие. Мы этими словами как штампами пользуемся и не задумываемся над тем, что они означают, как будто бы нам это неинтересно. Просто усвоил слово и употребляешь его.
Сейчас, пожалуйста, говори, что хочешь. И вот девушка в одной из популярных телепрограмм говорит так, что плакать хочется, она так говорит: «Я позитивная, я креативная… у меня духовные практики… и я задумываюсь о самоубийстве». Надо бы тут заплакать, но становится смешно, потому что она вот так говорит.
К примеру, я говорю своим студентам, цитируя Галича, а они этого не знают, они не знают тех текстов, которыми мы обменивались до бесконечности. Мы жили в другом мире, в мире текстов. Мы понимали, что если говорят «Пепел Клааса» – то мы про себя продолжаем: «Стучит в мое сердце». А сейчас? Кто это понимает?
Мы эмоциональная нация. Говорят, Хемингуэй по-русски звучит лучше, чем по-английски. Это может показаться абсурдным. Но этому есть объяснение: у нас были великие переводчики – Кашкин, Райт-Ковалева, Калашникова, Дарузес… В нашем языке эмоциональных глаголов в десять раз больше, чем в западноевропейских языках.
Выборы-2016
Голосуем сердцем! – все помнят этот «гениальный», но хотя бы нескучный лозунг. Но более скучных лозунгов, чем в избирательной кампании 2016 года, найти трудно. Все лозунги «Единой России» – это или халтура в чистом виде, или издевательство над нами. Это просто как куски материалов XXV съезда КПСС: «Экономика должна быть экономной». Они просто нарезаны по тем же лекалам.
Слово объединяет
Главное - понимать, какие слова будут воздействовать на умы людей. Концептуальные слова – это слова, определяющие наш менталитет, пользуясь ими, мы можем влиять на разум, эмоции и чувства.
Если механизм функционирования текста иссякает в обществе, а он, увы, иссякает, то и с нами что-то происходит. Исчезает культура, она умирает. Значит, слово – это не только то, что объединяет филологов, журналистов, писателей, но и всю нацию.
Считается, что трудно сегодня найти национальную идею. Но более важного, чем русский язык, у нас ничего нет. И более важного, чем литература, тоже ничего нет. Национальной идеей должны стать речь, слово, язык. Иначе действительно произойдет катастрофа. А язык меняется, и в него входят иностранные слова. Кого только в перестроечные годы не раздражало слово «консенсус»? И к этому иронически можно относиться. Весь вопрос только в том, чтобы слово умно использовалось.
Был у нас Год языка, был у нас Год литературы. Это на уровне государственных программ. А это должно стать вашей задачей, нашей задачей, задачей родителей. Сохраним язык – сохраним себя.