"Не дам забыть..."
Мы завершаем публикацию произведения члена Союза журналистов СПб и ЛО Эльмиры Кузнецовой об Ольге Берггольц. В последней части очерка автор рассказывает о посвященных 75-й годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда мероприятиях, связанных с именем и творчеством Берггольц.
Об авторе: Кузнецова Эльмира Федоровна родилась в 1942 году, с 1944 года живет в Ленинграде - Санкт-Петербурге. Окончила редакторский факультет Московского полиграфического института. Первые публикации – с 1961 года. В 1967 - 1998 гг. работала редактором в краеведческой редакции Лениздата. После ликвидации издательства активно сотрудничала с другими издательствами Санкт-Петербурга и Москвы. Член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В 2003 году опубликовала сборник стихов "Признание", в 2004 году – сказки для взрослых "Щедрый колодец".
Этот очерк я писала в преддверии празднования 75-й годовщины со дня полного снятия блокады Ленинграда. Ожидала, что он будет опубликован в сборнике "Памяти живая нить", который издает библиотека имени О.Ф. Берггольц, к юбилейной дате. Книга увидела свет, но не в начале, а в конце 2019 года. В нее вошли первые три страницы моих воспоминаний. Полностью текст еще предстояло напечатать. Поскольку в течение юбилейного года в культурной жизни Санкт-Петербурга произошло множество значительных событий, нерасторжимо связанных с именем и творчеством О.Ф. Берггольц, появилась возможность дополнить очерк рассказом о тех из них, в которых мне довелось принять активное участие.
***
16 января 2019 года в Музее А.А. Ахматовой состоялся показ первых двух серий документального фильма "Ленинградка". Небольшой зал музея был переполнен желающими увидеть этот уникальный фильм, который, к сожалению, идет от случаю к случаю, в основном в библиотеках и музеях к памятным датам. Неудивительно, что не только петербуржцы, но и миллионы жителей России даже не подозревают о существовании четырех серий, посвященных жизни и творчеству О.Ф. Берггольц. После любого показа режиссер Л.Е. Шахт всегда рассказывает зрителям о том, как создавался фильм, поэтому я не пропустила возможность услышать новые подробности ее творческих поисков и находок. Во время просмотра я всякий раз восхищаюсь единством кадра, слова и музыкального сопровождения, способствующим сопереживанию событиям в истории страны и жизни поэта.
Не в пример "Ленинградке" документальный фильм "Ольга Берггольц. Голос" (Москва, сценарий Н. Громовой, режиссер Е. Якович), показанный по телевидению 20 января, вызвал во мне чувство горечи. С одной стороны – выразительные запоминающиеся монологи Аллы Демидовой, Нины Нониной, ее дочери Веры Соминой, писателя Натальи Соколовской, иеромонаха Рафаила (Симакова), дочери Б. Корнилова Ирины Басовой, сопровождаемые трагическими кадрами жизни блокадного Ленинграда.
Но диссонансом к ним – мертвецки холодный, бездушный, монотонный, как метроном, голос Л. Улицкой, зачитывающей интимные строки из личных дневников поэта периода блокады и послевоенных лет. Они, будучи без должного такта выдернутыми из контекста, создают превратное мнение о моральном облике Ольги Федоровны. Особенно у молодежи и тех взрослых зрителей, которые о ней знали до этого только понаслышке. В фильме справедливо сказано, что Музей Обороны был разгромлен для того, чтобы принизить подвиг ленинградцев по сравнению с москвичами. Мне показалось, что авторы фильма, следуя этой тенденции, стремились умалить значение творчества О.Ф. Берггольц и снизить градус уважения к ее личности.
На следующий день, 21 января, я поехала в Палевский сад на возложение цветов к памятнику О.Ф. Берггольц. Было очень ветрено и холодно (–18◦), но народу у памятника собралось много. Стоял почетный караул, было много курсантов университета морского и речного флота. Стучал метроном, у трех микрофонов закутанные в платки девушки в ватниках и валенках читали стихи Ольги Берггольц о блокадном Ленинграде, да так проникновенно, что на лицах многих собравшихся я видела слезы, не от мороза и ветра, а от сопереживания событиям, о которых напомнили услышанные строки. Они невольно настраивали на волну благодарной памяти о тех, кто сражался с врагом в невыносимых условиях голода, холода, обстрелов, бомбежек…
Мне было два с половиной года, когда мы с мамой вернулись из эвакуации к отцу. После тихой деревенской жизни большой шумный город вызвал во мне такое потрясение, что я с этого времени начала ощущать себя частью происходивших событий. В детской памяти сохранились четкие контуры руин разбомбленных домов на улице Ленина, где мы жили, по которой я ходила с мамой в магазины, где стояла с ней в длинных очередях, чтобы отоварить продуктовые карточки. Помню голые мрачные стены тесной комнаты в яслях на Лахтинской улице, крохотные порции жидкого супа, которого мне всегда не хватало, а добавку давали редко. Помню мои обиды, когда не доставалось формочки для игры в песочнице…
Рядом со мной стояли такие же, как я, дети войны, каждый со своими воспоминаниями, цветами в руках и слезами на глазах. После торжественного, под звуки оркестра, возложения венков и цветов к памятнику О.Ф. Берггольц в библиотеке продолжился праздник под девизом "Память сильнее времени". В числе выступавших перед собравшимися были ученицы 5-го класса школы им. О.Ф. Берггольц. Они подготовили композицию из произведений Ольги Федоровны, посвященных блокадным дням.
27 января, в день полного снятия блокады, на Дворцовой площади состоялся военный парад, который транслировался по телевидению. А я с фотоаппаратом поехала на Малую Садовую, к Дому Радио, откуда все 900 дней "передачи шли на город"... Там увидела множество фотографий блокадного Ленинграда. На сцену к микрофону подходили по очереди все желающие прочесть стихи о войне, почти все – молодежь. Мне было особенно отрадно слушать их взволнованные юные голоса. На Манежной площади на огромном экране – военная хроника, отрывки из фильмов, песни военных лет. Дети с родителями увлеченно рассматривали старую технику – полуторку, виллис, мотоцикл, пожарную машину, санитарную…
Об этих и других экспонатах рассказывали волонтеры-экскурсоводы. На круглых тумбах наклеены плакаты и театральные афиши военных лет… Таким же, как зимой 1941—1942 года, был жестокий холод. Я ходила по площади, делала снимки, пока основательно не замерзла. От стужи и ледяного ветра окоченели руки. Зашла в кафе, присела на скамью, начала растирать пальцы…
И тут ко мне обратился молодой человек со словами: "Мы Вам чай горячий заказали, сейчас официант принесет, погрейтесь…" Рядом с ним стояли его жена и малыш лет шести. Они мне ласково улыбнулись и быстро вышли на улицу. Я едва успела прошептать слова благодарности, растроганная до слез щедрым вниманием незнакомых людей. Мне тут же подали чашку горячего чая. Обхватив ее, я грела озябшие руки и вдруг ощутила себя блокадной девочкой, к которой в замерзшую квартиру вошли дружинники, чтобы затопить буржуйку и вскипятить воду в железной кружке. К сожалению, я не успела узнать имена этих чутких людей, но в моем сердце они сохранятся до последних минут жизни.
***
Летом ко мне приехала из Харькова Ольга Максимовна Оконевская. Как обычно, мы составили план встреч с нашими общими друзьями, в том числе с бывшим ее учеником в Харьковской музыкальной школе-интернате Антоном Владимировичем Лубченко, ныне всемирно известным композитором, пианистом, дирижером. Ольга Максимовна познакомила меня с ним давно, когда он, приехав из Харькова в Петербург, поступил в консерваторию, в класс А. Мнацаканяна, ученика Д.Д. Шостаковича. С тех пор мы с ней следили за его творчеством и радовались каждому новому успеху. А он не только сочинял музыку. В 25 лет Антон стал самым молодым в истории страны художественным руководителем оперного театра, возглавив Государственный Академический театр оперы и балета Республики Бурятия. А еще через три года – Государственный Приморский театр оперы и балета во Владивостоке (ныне Приморская сцена Мариинского театра). В сезоне 2015/16 года работал в Мариинском театре. С 2017 года художественный руководитель Сочинского симфонического оркестра. Сейчас на его счету более ста сочинений разных жанров, в том числе 9 симфоний, 4 оперы, 3 балета, музыка для кинофильмов.
18 июля произошла наша долгожданная встреча с Антоном Владимировичем, во время которой мы с Ольгой Максимовной узнали о том, что он заканчивает работу над ораторией на стихи Ольги Берггольц.
– А как давно пришла идея написать музыку на военную тему? – спросила Ольга Максимовна.
– Еще в десятом году я написал кантату "Брестская крепость", а три года назад – музыку к кинофильму "Три дня до весны". События фильма происходят в блокадном Ленинграде. Чтобы передать атмосферу жизни в осажденном городе посредством музыки, я многое перечитал, особенно произведения Берггольц. Меня так это захватило, обожгло, что захотелось создать нечто эпическое, а главное – положить на музыку строки, высеченные на граните Пискаревского кладбища.
– А кому принадлежит либретто?
– Либретто создавал сам, одновременно с музыкой, потом помогал Михаил Кураев.
В итоге получилось очень сложное произведение – оно не только о блокаде, и не только о войне. Больше о Любви, о судьбах людей, которые неразрывно связаны с судьбой страны и всего человечества. Это протест против той агрессии, которая угрожает уничтожить все живое на земле и даже саму Любовь. И потому мне сложно придумать название моей оратории. Посоветуйте, Ольга Максимовна, может, вместе выберем вариант.
– Хорошо, я подумаю, может, что-то из поэтических строк самой Ольги Федоровны… А когда планируется премьера?
– Скоро. Семнадцатого и восемнадцатого ноября в Капелле будет проходить фестиваль "На страже мира". Это проект Владимира Ивановича Федосеева, художественного руководителя Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Он приедет в Петербург со своими музыкантами отдать дань уважения подвигу ленинградцев в год 75-летия снятия блокады. В программу фестиваля Владимир Иванович включил произведения композиторов, чье творчество тесно связано с Ленинградом. Это Шостакович, Прокофьев, Свиридов, а также Тищенко и Гаврилин, у которых в этом году юбилеи – 80 лет со дня рождения. Их творчество уже стало достоянием истории, моя оратория – продолжение традиций, она прозвучит во второй день фестиваля. Непременно приезжайте. О билетах в Капеллу не беспокойтесь, я оставлю вам персональные приглашения. А пока слушайте мою музыку дома.
И Антон Владимирович подарил Ольге Максимовне и мне диски с записями своих произведений: "Две Линские симфонии" (свою и Моцарта) и "Кармадонская соната", которую он посвятил съемочной группе Сергея Бодрова, погибшей в 2002 году в Северной Осетии. На прощание мы сфотографировались вместе на долгую память в надежде на новую встречу в ноябре.
О. М. Оконевская в гостях у Антона Лубченко. 18 июля 2019 г
Этому предшествовали очередные Литературные чтения памяти Ольги Федоровны Берггольц в библиотеке, носящей ее имя. Девиз – "Блокада в памяти", тема – "Блокада в творчестве О.Ф. Берггольц и Д.А. Гранина". Все участники получили в подарок книгу "Памяти живая нить" (воспоминания об О.Ф. Берггольц) и настольный календарь на 2020 год, посвященный 75-летию Победы в Великой отечественной войне. На каждой страничке календаря – строки из произведений поэта, написанных в военные годы.
Под впечатлением прослушанных выступлений и беседы с участниками я дома перечитала некоторые страницы "Блокадной книги" Д. Гранина и "Февральский дневник" О. Берггольц, мысленно представляя себе, в каких условиях приходилось нести военную службу моему отцу в годы войны.
Вечером позвонила в Харьков Ольге Максимовне, узнала, что она уже купила билет на поезд на 17 ноября, чтобы услышать ораторию Антона Лубченко "Ленинградский дневник".
***
К моему величайшему огорчению, Ольга Максимовна не смогла приехать, и на фестивале по приглашению А.В. Лубченко мы были вдвоем с Людмилой Евгеньевной Шахт, режиссером фильма "Ленинградка". В первый же день, познакомившись с программой, узнали, что нас ожидает множество музыкальных открытий и сюрпризов.
Когда музыканты симфонического оркестра заняли свои места и в зале воцарилась тишина, на сцену к пульту вышел дирижер, народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев. Зал его приветствовал долгими овациями. Все ожидали, что сейчас он, согласно программе, уступит место Антону Лубченко, но молодой дирижер не появился, а Федосеев повернулся лицом к оркестру, сделал легкий жест рукой, и… в зале раздались первые чуть слышные звуки "Вальса" из сюиты "Метель". Я прямо-таки замерла от восторга! Ведь в программе этого не было! Вот это сюрприз так сюрприз! Впервые мне посчастливилось услышать музыку Свиридова в зале, да еще в эталонном исполнении оркестром имени Чайковского под руководством самого Федосеева! Это было нечто божественное! Очищающее и возвышающее душу. После вальса звучал бравурный "Марш", потом "Тройка"… Когда оркестр умолк, дирижер обратился к зрителям: "Это мой подарок-сюрприз, приветствие Петербургу!" Какие были аплодисменты благодарности!
Так счастливо состоялось открытие фестиваля "На страже мира". Первым номером прозвучала музыка Д.Д. Шостаковича – три фрагмента из фильма "Падение Берлина": "Прогулка и нашествие", "В сожженной деревне" и "Штурм Зееловских высот". Композитору за это сочинение была присуждена Сталинская премия. Сегодня прозвучало первое исполнение в России авторской оркестровой версии. Партитура ее не была издана, а рукопись считалась утраченной, но была все-таки найдена в архивах и восстановлена. Соло на фортепиано исполнил Андрей Коробейников, обладатель свыше 20 премий в конкурсах разных стран мира.
По окончании прослушивания музыки Шостаковича настроение вполне соответствовало восприятию следующего произведения фестиваля – "Хроника блокады" Бориса Тищенко. Я впервые слышала это сочинение, и оно произвело на меня очень глубокое впечатление, вызвав в памяти переживания раннего детства.
После антракта мы услышали ораторию Сергея Прокофьева "На страже мира" на слова С. Маршака. Созданная в 1950 году, она была исполнена впервые в упрощенном варианте. Антон Лубченко по авторским рукописям восстановил оригинальный замысел композитора, и сегодня было первое исполнение реконструированной оратории для солиста, чтеца, смешанного хора, хора мальчиков и симфонического оркестра при участии солистки Михайловского театра, лауреата международных конкурсов Олеси Петровой.
Второй день фестиваля начался с исполнения оратории "Ленинградский дневник" Антона Лубченко. В программе она была заявлена как "оратория-роман в трех томах и девяти главах для солистов, смешанного хора, хора мальчиков, чтеца и большого симфонического оркестра на слова Ольги Берггольц, соч. 107 (2019)".
Утром я познакомилась с либретто оратории. Стихи, вошедшие в нее, оказались издавна мне знакомыми, и я с особым вниманием вслушивалась в музыку… На меня она произвела очень сильное впечатление, растревожив душу не меньше, чем вчера "Хроника блокады" Б. Тищенко. Возможно, мое суждение в чем-то пристрастно, но мою восторженную оценку оратории разделили в антракте и другие слушатели. Антону Лубченко, как композитору и дирижеру, подарили много оваций и цветов, а он, прежде чем покинуть сцену, передал партитуру оратории Музею обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке, что вызвало радостные аплодисменты.
Во втором отделении мы услышали сочинения любимых композиторов Владимира Ивановича Федосеева – Валерия Гаврилина и Георгия Свиридова. Сначала прозвучала сюита "Дом у дороги" на стихи А. Твардовского, посвященная военным страницам нашей истории, а потом музыкальная поэма "Военные письма" на слова А. Шульгиной. Это сочинение выросло из музыки, написанной к спектаклю БДТ им. М. Горького "Три мешка сорной пшеницы". Стихи и музыка чередуются, но воспринимаются в нерасторжимом единстве, с которым сливаешься и в котором растворяешься всею душой.
Проникновенные мелодии Гаврилина сменились чарующей музыкой "Метели" Свиридова. Как и вчера, музыкальные иллюстрации к одноименной повести А.С.Пушкина были встречены горячими аплодисментами. Этот шедевр можно слушать бесконечно, а тем более в исполнении великолепных музыкантов и не менее прославленного и любимого дирижера Владимира Федосеева. "Вальс", "Романс", "Тройка"…. Стук лошадиных копыт постепенно стихает… и на глазах выступают невольные слезы восторга и счастья, которые мы сегодня пережили. Благодарные аплодисменты оркестру и дирижеру долго не утихают. Из зала не хочется уходить, в нем и в сердцах еще звучит музыка…
***
Завершился фестиваль на следующий день в киноцентре "Ленфильм" еще одной премьерой – показом документального фильма "Там, где слова бессильны…". Он о том, как к 125-летию со дня смерти П.И. Чайковского музыканты Большого симфонического оркестра, носящего имя композитора, во главе с дирижером В.И. Федосеевым реконструировали последний концерт Петра Ильича, который он дал за 9 дней до своей смерти в Петербурге 16 октября 1893 года. Тогда впервые была исполнена его Шестая симфония. Оригинальные авторские партитуры нашла в архивах научный сотрудник Музея-заповедника П.И. Чайковского в Клину Ада Айнбиндер.
А потом мы увидели фильм "Три дня до весны", музыку к которому написал Антон Лубченко. В основе сюжета эпизод из жизни блокадного Ленинграда, имеющий прямое отношение к теме фестиваля "На страже мира". Перед началом фильма выступили композитор и актриса Елена Лотова, сыгравшая главную женскую роль.
Антон Лубченко рассказал, что ему предложили написать музыку к уже почти готовому фильму. Ему предстояло работать как с отснятыми кадрами, так и с будущими, в соответствии со сценарием. Задача была непростая, но, вдохновленный темой и материалом съемок, он справился за два месяца. Музыки получилось много, и она органично сопровождает действие на протяжении часа из 100 минут всего фильма.
Елена Лотова особо подчеркнула, что прослушивание уже готовых фрагментов музыки перед началом съемок очень помогало ей и другим актерам войти в образ, в атмосферу эпизода, который снимался в данный момент.
Фильм "Три дня до весны", снятый на киностудии "Ленфильм" режиссером А. Касаткиным, в 2017 году был отмечен жюри российских и зарубежных кинофестивалей в номинациях "Лучший фильм" и "Лучшая режиссура", а саундтрек к фильму номинирован на Российскую национальную музыкальную премию.
Композитор Антон Лубченко и актриса Елена Лотова с автором. 19 ноября 2019 г.
***
И вот наступил 2020-й год! 9 мая – 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. 16 мая - 110 лет со дня рождения Ольги Федоровны Берггольц. Подвиг поэта неотделим от подвига людей, отстоявших свое право на мирную жизнь и независимость.
Закончить свое повествование хочу словами Ольги Берггольц, написанными 10 мая 1945 года:
...я клянусь, что в жизни нашей новой
мы не позабудем ничего:
ни народной драгоценной крови,
пролитой за это торжество,
ни твоих бессмертных ратных буден,
ни суровых праздников твоих,
ни твоих приказов не забудем,
но во всем достойны будем их.
Первая глава Вторая глава Третья глава Четвертая глава
Фото: из личного архива автора