"Не дам забыть..."
Мы продолжаем публикацию произведения члена Союза журналистов СПб и ЛО Эльмиры Кузнецовой об Ольге Берггольц, 110-летие со дня рождения которой отмечалось 16 мая 2020 года. В третьей части очерка автор рассказывает о знакомстве с автором и режиссером фильма "Ленинградка" Людмилой Шахт и его съемках.
Об авторе: Кузнецова Эльмира Федоровна родилась в 1942 году, с 1944 года живет в Ленинграде - Санкт-Петербурге. Окончила редакторский факультет Московского полиграфического института. Первые публикации – с 1961 года. В 1967 - 1998 гг. работала редактором в краеведческой редакции Лениздата. После ликвидации издательства активно сотрудничала с другими издательствами Санкт-Петербурга и Москвы. Член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В 2003 году опубликовала сборник стихов "Признание", в 2004 году – сказки для взрослых "Щедрый колодец".
29 января 2013 года в Большом зале Дома кино состоялся просмотр первых двух серий документального фильма "Ленинградка", посвященного жизни и творчеству О.Ф. Берггольц. Первая серия, под заглавием "Ленинградка", освещала довоенный период жизни поэта, вторая – "Жестокий расцвет" – работу Берггольц в Ленинградском радиокомитете и творчество в военные годы.
Зал был полон. Полтора часа зрители внимали голосу поэта и вникали в суть исторических событий, оказавших влияние на формирование личности О.Ф. Берггольц. Присутствующие, вместе с самой Ольгой Федоровной переживая невыносимые страдания и утраты, прошли путь от ее юношеских поэтических откликов на жизненные ситуации до рождения трагических и одновременно героических и мужественных строк поэм "Февральский дневник", "Памяти защитников", "Твой путь".
Когда погас экран и в зале зажегся свет, все зрители, как один, встали и долго аплодировали, не торопясь расходиться, приветствуя автора сценария и режиссера фильма Людмилу Евгеньевну Шахт и членов съемочной группы.
По окончании фильма ко мне подошла заведующая библиотекой имени О.Ф. Берггольц Татьяна Семеновна Бакулина и представила меня Л.Е. Шахт – члену Союза кинематографистов России, почетному кинематографисту СССР, автору более 50 документальных фильмов, из которых многие получили престижные награды на российских и зарубежных кинофестивалях.
Людмилу Евгеньевну поздравляли, задавали вопросы, на которые она подробно отвечала. Она рассказала о своей долгой кропотливой работе по сбору документальных материалов для фильма "Ленинградка" во всевозможных архивах, музеях, библиотеках. Главной находкой в архиве Дома радио стали записи голоса Ольги Берггольц (стихи, выступления, интервью). Они и легли в основу картины. Работа над третьей серией, посвященной послевоенному периоду жизни поэта, еще продолжается.
Я стала одной из тех, кто высказал свои впечатления о просмотренном фильме. Высоко оценив его уникальность, я сказала, что была потрясена глубокой правдой, захватывающей и уводящей в прошлое, в котором многие из нас не были, но знать которое обязаны. И не понаслышке, а всей кожей, всеми чувствами прикоснуться к этому прошлому, чтобы никогда его уже не забыть. В фильме много документальных кадров, впервые показанных в сопровождении стихов, которые читает сама Ольга Федоровна своим неповторимым по звучанию голосом. Монтаж документов выполнен столь виртуозно и художественно, что напряжение во время просмотра не ослабевает ни на минуту. Оно нарастает от кадра к кадру, превращая зрителя в соучастника увиденных событий. Этому способствует поразительный по накалу сплав зрительных и слуховых ощущений. Музыкальное сопровождение фильма пронзает до дрожи во всем теле, до головокружения, порою до слез. Чувства, которые я испытала во время просмотра, живо напомнили мне состояние, которое я пережила во время редакторской работы над страницами книги О.М. Оконевской…
И тут я спросила Людмилу Евгеньевну:
– А Вы знакомы с этой книгой?
– Конечно же.
– Не хотите ли включить в третью серию воспоминания автора о двенадцатилетней дружбе с Ольгой Федоровной?
– Хотелось бы, но для фильма нужно снять интервью, а поехать в Харьков нет возможности.
– Ольга Максимовна собиралась приехать ко мне. Вот я вас и познакомлю.
– Буду очень признательна за помощь. Когда договоритесь, сообщите дату приезда, я на эти дни организую съемки на студии.
* * *
В тот же день я написала письмо Ольге Максимовне, в котором поделилась своими впечатлениями об увиденном фильме, о желании режиссера пригласить ее участвовать в создании заключительной серии о послевоенном периоде жизни Берггольц. Ольга Максимовна пообещала приехать в Петербург сразу после завершения учебного года. Я сообщила об этом Л.Е. Шахт, чему она очень обрадовалась.
Приехала Ольга Максимовна 9 июля 2013 года, и в тот же день мы созвонились с Людмилой Евгеньевной. Она назначила дату нашей встречи на студии "Леннаучфильм".
16 июля, в час дня, за нами приехала служебная машина, которая быстро доставила нас в студию. Там нас встретила режиссер, и мы прошли в зал, где все уже было готово к съемкам. Но прежде нам показали уже готовые две серии "Ленинградки", чтобы Ольга Максимовна "вошла" в фильм, прониклась его настроением, эмоциями, а главное, душой создателей фильма, уже запечатленными в документальной хронике довоенных и военных лет.
Я видела эти кадры полгода назад, но сейчас они взволновали меня еще острее, глубже. Взглянув на лицо Ольги Максимовны, я заметила слезы в ее глазах. Она, как и я, была не свидетелем, а соучастницей всех событий, проносящихся на экране. Событий, которые она так талантливо воскресила на страницах своей книги.
К концу просмотра наше волнение стало уже трудно сдерживать, хотелось выплеснуть эмоции и впечатления, переполняющие нас. Мы даже не заметили, что уже началась съемка, и наперебой, то вместе, то по очереди, отвечали на вопросы режиссера, вспоминали эпизоды своих встреч с Ольгой Федоровной и ее творчеством. То, что сейчас рассказывала Ольга Максимовна, я уже неоднократно слышала, но сегодня прозвучали и такие подробности, которых я еще не знала. Я всегда слушаю ее с восхищением, она обладает редчайшим талантом говорить содержательно, живо, образно и эмоционально.
Я видела, что мой восторг разделяет и режиссер. Рассказы Ольги Максимовны действительно вошли в живую ткань заключительных серий фильма (третьей, названной "Не дам забыть", и четвертой – "Узел") такими, как они прозвучали в первый и последний раз в просмотровом зале студии "Леннаучфильм".
Прощаясь с нами, Людмила Евгеньевна сказала:
– Спасибо, что Вы познакомили меня с таким замечательным, талантливым человеком Ольгой Максимовной Оконевской. Она воистину "подарок судьбы" не только для Ольги Федоровны Берггольц, но и для всех нас, и для фильма "Ленинградка".
* * *
Через три дня Ольге Максимовне позвонила Людмила Евгеньевна:
– Мне бы хотелось дополнить Ваш рассказ некоторыми документами, к примеру, портретом Анатолия Ефимовича Горелова, у которого дома бывала Ольга Федоровна. Не знаете ли, где его найти?
– Об этом лучше спросить Эльмиру Федоровну. Она только что приехала из квартиры Горелова.
– Как?! Разве и такое чудо возможно?..
Взяв у Ольги Максимовны трубку, я объяснила:
– Давно дружу с Еленой Владимировной Кириллиной, невесткой Горелова. После его смерти и смерти его жены она до сих пор живет в его квартире. Здесь сохранилась вся обстановка, письменный стол писателя, его рабочее кресло, библиотека. Есть и семейный альбом. Надеюсь, Елена Владимировна найдет что-нибудь необходимое для съемки.
– Невероятно! Это будет еще одной находкой для фильма!
Я позвонила Елене Владимировне и заручилась ее согласием помочь режиссеру в поисках любительской фотографии А.Е. Горелова в домашней обстановке. Спустя некоторое время передала Л.Е. Шахт 20 фотографий из архива Гореловых. Часть из них органично вплелась в сюжет 3-й серии "Ленинградки".
Премьера фильма состоялась 13 ноября 2013 года, в годовщину смерти О.Ф. Берггольц, в библиотеке, носящей ее имя. (Бюст Ольги Федоровны Берггольц работы В.И.Трояновского был открыт в вестибюле библиотеки, носящей ее имя, в 2011 году).
Читальный зал был переполнен. Перед началом просмотра Л.Е. Шахт кратко рассказала, как шла работа над заключительной серией, сообщила, что в заданные и утвержденные планом студии 44 минуты не уложился весь собранный и отснятый материал о послевоенном периоде жизни и творчества Ольги Берггольц. Слишком много важных событий в ее жизни и жизни страны произошло за 30 послевоенных лет. Поэтому сейчас продолжается работа над 4-й серией фильма, но прежде чем завершить ее, нужно получить разрешение на увеличение продолжительности фильма.
В зале собрались зрители, уже видевшие предыдущие серии "Ленинградки". Третью смотрели, затаив дыхание. В тишине полутемного зала звучали сохранившиеся записи ее послевоенных стихов, в которых было столько правды, мудрости, чувства, что не только у меня на глазах невольно наворачивались слезы. По-новому воспринимались даже слова бессмертной эпитафии на граните Пискаревского кладбища: "Никто не забыт и ничто не забыто". Глубокий их смысл распространяется от военных лет и в довоенные, и в послевоенные годы. Всё, что мы видели на экране и слышали из уст поэта, вызывало тревогу и боль, будило желание еще раз перечитать произведения Ольги Федоровны, вчитываясь в каждую строку ее свидетельства об эпохе, в которой она прожила свою трудную, трагическую и все-таки прекрасную жизнь. И в этой жизни она не желала зачеркнуть на одного стона, ни одного слова…
После просмотра часть зрителей осталась в зале. За чаем продолжилась беседа о фильме. Людмила Евгеньевна рассказала, как разыскивала свидетельства о жизни поэта, и какие неожиданные открытия ей удалось совершить, каких помощников посылала ей судьба. Среди них она назвала имя Ольги Максимовны Оконевской и попросила меня поделиться впечатлением от просмотра. Когда я закончила рассказ, Татьяна Семеновна Бакулина предложила мне записать это сообщение для публикации в сборнике воспоминаний об Ольге Берггольц, который готовят к изданию сотрудники библиотеки.
Скульптор Вадим Иванович Трояновский рассказал, как он создавал памятники Ольге Берггольц. Первым стал тот, что размещен у входа в Радиокомитет на Итальянской улице. Следующая работа – бюст Ольги Федоровны, открытый в 2011 году в вестибюле библиотеки, где мы находимся, сейчас трудится над памятником для установки в Палевском саду.
Были и другие интересные выступления. Разошлись поздно. А через два месяца, 27 января 2014 года, в Доме кино состоялся просмотр всех трех серий "Ленинградки". Предваряя показ, Л.Е. Шахт сообщила, что в 3-ю серию были внесены изменения в связи с обнаружением новых документальных материалов.
В течение всего времени, пока шла работа над фильмом, не прерывалось мое общение с его режиссером. Благодаря Ольге Берггольц у меня появился еще один большой друг. Во время наших встреч и бесед я все больше узнавала о Людмиле Евгеньевне. За свою долгую творческую жизнь она сняла много уникальных документальных фильмов, каждый из которых был открытием для нее самой и для зрителей. Собирая материалы по избранным темам, она изучала источники и документы, сохранившиеся в архивах, объездила всю страну, бывала и за рубежом, встречалась с уникальными, удивительно прекрасными людьми. Поэтому и фильмы ее чисты, искренни и глубоки по содержанию, оригинальны по творческой подаче, по форме. Ни один кадр, ни одно слово комментария не сказаны всуе, всё наполнено дыханием любви, сочувствия, сопричастности, боли, восхищения. Во всем ощущается честность автора. И ей веришь, и готов к новым встречам, к новым фильмам… Какое счастье общаться с таким человеком! А поводы для общения возникали все чаще.
10 апреля 2014 года мы увиделись в Пушкинском Доме на конференции "Бытописатели блокады". Выступали с докладами филологи, подготовившие к изданию дневники блокадников разных возрастов и судеб. В числе выступавших была и Людмила Евгеньевна Шахт. В этот день мы с ней приобрели книгу Н.А. Прозоровой "Начало", посвященную довоенному периоду жизни и творчества О.Ф. Берггольц. Наталья Аркадьевна Прозорова – научный сотрудник Пушкинского Дома с первых дней работы над фильмом "Ленинградка" стала главным помощником и консультантом режиссера. По окончании конференции Людмила Евгеньевна призналась, что никогда еще не было у нее такого счастливого дня рождения, как сегодня, потому что ничто так не радует, как общение с коллегами, помощниками в творческом труде. И все присутствующие с ней согласились.
* * *
Через три недели, 4 мая 2014 года, мне позвонила Ирина Вячеславовна Ашихмина и сообщила потрясающую новость. В семейном архиве Молчановых она нашла 18 подлинных писем Ольги Федоровны Берггольц и 16 писем ее мужа, Николая Степановича Молчанова, времен войны. Хочет передать эти письма Пушкинскому Дому и непременно показать их О.М. Оконевской. Я тут же поделилась радостью с Ольгой Максимовной и Натальей Аркадьевной Прозоровой. Рассказала об этой находке и Л.Е. Шахт.
В январские дни 2015 года в Белом зале Дома кино состоялся творческий вечер Людмилы Евгеньевны. Она рассказала историю создания своего документального фильма "Лидочка", посвященного судьбе балерины Лидии Ивановой (1903—1924). Этот фильм невозможно было смотреть без слез, настолько душевным, сердечным прозвучало повествование о трагической жизни талантливой балерины. Продолжением вечера стал показ 3-й серии "Ленинградки", в которую вошли уникальные кадры выступления Ольги Федоровны Берггольц, о которых ранее никто не знал. После окончания демонстрации фильмов друзья и коллеги Л.Е. Шахт еще долго не расходились, поздравляли ее и говорили о жизни, о проблемах нашего документального кинематографа.
Режиссер Людмила Шахт стала лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры за 2013 год "За достижения в области киноискусства" - за создание документального фильма "Ленинградка".
Трейлер второй и третьей частей тетралогии "Ленинградка", вошедших в число номинантов премии "Лавр-2014".
Продолжение следует...
Фото: из личного архива автора