Цифра убила свободу
На втором Международном Петербургском цифровом форуме обсудили перспективы цифровой трансформации практически всех отраслей экономики. Не забыли и о сфере масс-медиа. SPbSJ.ru предлагает познакомиться с мнениями о трендах в медиа и свободе слова спикеров сессии "Массовая культура в цифровую эпоху. Будущее масс-медиа", в числе которых был писатель и сценарист Александр Цыпкин, журналист, автор ютуб-канала "Редакция" Алексей Пивоваров и автор телеграм-канала "НеСоциальная сеть" Трофим Татаренков.
О трендах
Личность как СМИ
Алексей Пивоваров: "Трендов очень много, они меняются каждый день. На рынке медиа сейчас мы видим тренд – отдельные личности становятся СМИ. Им не нужна большая редакция, не нужна никакая структура и куча народу, поскольку ютуб уже является основной информационной платформой. То, на что раньше нужна была телекомпания с миллионными бюджетами, сейчас может сделать один человек".
Офлайн вечен
Александр Цыпкин: "Я считаю, что цифра раздута и переоценена с точки зрения денег. Я не очень верю в деньги в цифре сейчас. Для меня цифра – это исключительно способ продвижения. Как это работает. Выкладывается рассказ на ютуб. Да, он набирает миллион или два миллиона просмотров, но после этого люди приходят в театр и покупают билеты от 1 до 12 тыс. руб. И никакой ютуб-канал соизмеримые деньги не может принести. Дальше продаются книги — это тоже офлайн. И самое главное, про тренды. Мне кажется люди сейчас начали наедаться цифрой. Люди хотят увидеть живого человека, они хотят пощупать, услышать его, понять какой он. Они готовы платить за это деньги. Цифра стала местом некой рекламы. Поэтому я стараюсь быть в офлайн, потому что офлайн вечен как похороны, как роддом…"
Трофим Татаринов: "Идет разделение аудитории на элитную, просвещенную и на ту, которой тратить время на образование и просвещение сильно не хочется, им нужно быстро схватить краткое описание "Войны и мира", а потом всем рассказать, что я это читал. Сейчас интересный момент, дети, учащиеся в элитных школах, покупают бумажные книги, бумажные журналы и читают все это в классическом аналоговом варианте, потому что это престижно, это удобно для того, чтобы глубоко залезть в тему. Но это 20%, а остальным 80% хватает краткого содержания. Дальше это будет только усугубляться. Цифра будет для всех, аналог - для единиц".
Лента формирует сознание
Трофим Татаринов: "Не только телеграмм, все социальные сети оседлали этот тренд ("люди выбирают тот контент, в который хотят верить, а не тот, который заслуживает доверия" – прим. ред.). Во-первых, большинство социальных сетей дают тебе тот контент, который ты хочешь увидеть, то есть хочешь или не хочешь, ты будешь видеть только то, что они считают для тебя интересным. Фейсбук, Вконтакте – они убирают тех, кто с тобой спорит… Твоя лента формирует твое сознание так, чтобы твое доверие к этой сети было максимальным и комфортным".
Алексей Пивоваров: "Интересный эффект. Ты живешь в пузыре своих интересов и интересов своих друзей. Их, скажем, 350 человек, и, когда вы что-то обсуждаете, тебе кажется, что об этом говорят абсолютно все, а на самом деле – это 350 человек из твоей ленты. В свое время, когда все было аналоговое, была действительно огромная единая аудитория. Достаточно было появиться один раз в 7 часов вечера на первом канале, и вся страна тебя знала. Сейчас все настолько сегментировано и настолько много разных аудиторий, что суперзвезда в одной аудитории может быть no name в другой аудитории".
О свободе
Свобода есть
Алексей Пивоваров: "Смотря с чем сравнивать. Если сравнивать уровень того, что я могу себе позволить на своём ютуб-канале, и того что я мог бы позволить себе на федеральном телеканале, он конечно несопоставим. С другой стороны, нет в России на самом деле отсутствия свободы слова – такой, как она была в СССР. Свобода слова и свобода информации в России есть. У нас 100% интернет покрытие и любой человек в любой момент может дотянуться до информации, и не той, что ему дает Киселев с Соловьевым. Проблема не в том, что люди не могут узнать правду (условно), а в том, что люди не хотят. Люди живут в своем пузыре, им там комфортно, они вылезать из него не хотят, потому что страшно и т. д. Вопрос свободы – это вопрос личной готовности и личного выбора и ответственности. Ситуации, чтобы цензура всех задушили, нет".
Трофим Татаринов: "Свобода ли — это когда ты должен писать и четко подбирать альтернативную риторику под ту мысль которую ты хочешь высказать? Я считаю, что попытка полностью подстроить мысли под политику той социальной сети, в которой ты пишешь, это и есть цензура. Свобода где-то есть и, если ты умеешь пользоваться и захочешь найти ее, то найдешь. Но, если хочешь жить в искусственном мире, то выбираешь те социальные сети, в которых у тебя он будет".
Свободы нет
Александр Цыпкин: "Цифра убила свободу…. Сегодня то, что появляется в интернете уходит в вечность и остается навсегда. Поэтому цифра безусловно убила любое проявление свободы. Ты теперь боишься не только того, что сейчас происходит, но и того, как аукнется в будущем то, что мы сейчас делаем, насколько это будет законным или не законным. Мы совершенно не знаем каким будет наше общество через 20 лет, а следы нашей деятельности уже записаны… Цифра свободу убила, свободы больше не существует, равно как не существует приватности. Мы все находимся в прозрачном аквариуме..."
Алексей Пивоваров: "Свобода - это как вечная любовь. Ее никогда и не было".
Фото предоставлено организаторами Форума