2018 год стал последним в аналоговой эпохе эфирного телевидения России
Сокращенная версия раздела "Российское телевещание в 2018 году" отраслевого доклада Роспечати "Телевидение в России в 2018 году".
Федеральная целевая программа
2018 год стал завершающим этапом выполнения федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 годы" (далее – Программа/ФЦП) – крупнейшего инфраструктурного проекта по обновлению существующей сети наземного вещания, переходу на современные цифровые технологии и развитию информационного пространства России.
Срок реализации ФЦП составил девять лет. Для сравнения скажем, что в европейских странах, территории которых занимают значительно меньшие площади и, как следствие, характеризуются менее разнообразными природно-климатическими условиями, особенностями рельефа и геологии, переход на цифровое вещание занял в среднем 11 лет (в Испании – 10, Великобритании – 14). Затраты в пересчете на одно домохозяйство в РФ составили 1 582 руб., тогда как в Великобритании – порядка 135 фунтов (11 тыс. руб.), в Испании – 65 евро (около 5 тыс. руб).
Охват цифровым вещанием населения России составил не менее 98,4 %, что на 0,4 % больше, чем в Испании, на 3,4 %, чем во Франции и на 5,7 %, чем в Португалии.
Осуществление перевода государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии. Во всех 85 субъектах РФ начато цифровое эфирное вещание общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов. Первыми цифровое эфирное телевидение смогли смотреть жители Курска в рамках строительства опытной зоны. Это произошло 26 июня 2009 года в 13:00.
Начиная со второй половины 2019 года государственная сеть телерадиовещания будет полностью переведена на цифровые технологии и Россия выйдет на новый уровень обеспечения телерадиовещанием, включая отдаленные регионы.
Для организации регионального вещания для всех субъектов Российской Федерации были созданы 83 центра формирования региональных мультиплексов и один центр формирования федеральных мультиплексов (в г. Москве), обеспечивающие прием каналов со спутников и из местных студий, их обработку, включая местные вставки, формирование и последующую доставку пакета региональных каналов. В результате выполненных мероприятий ключевой индикатор "доля населения РФ, не охваченного региональным телевизионным вещанием в местах постоянного проживания" составил не более 1,6 %.
В Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в силу региональной специфики мультиплексы полностью повторно поднимаются на спутник. За счет этого в Санкт-Петербурге и Ленинградской области региональные программы доступны в цифровом качестве на телеканалах первого мультиплекса ("Первый канал", "Россия 1", НТВ, "Матч ТВ", "Пятый канал", "Россия К", "Россия 24" и "ТВ Центр"), а также на "Радио России".
Согласно социологическому исследованию за 2017 год (исследование проведено по заказу РТРС в сентябре 2017 года ООО "Центр управления знаниями" - прим.ред.), 71 % населения РФ уже имеет оборудование для приема цифрового телевидения. В регионах создано 80 центров консультационной поддержки, работа которых направлена на взаимодействие с населением по вопросам цифрового вещания.
На заседании Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания в марте 2019 года были рассмотрены результаты и дана положительная оценка реализации ФЦП. Программа признана успешной и высокоэффективной.
Успешной реализацией ФЦП заложены основы дальнейшего стратегического развития телерадиовещания в Российской Федерации до 2025 года. Переход на цифровое вещание открыл для России новые перспективы:
- перевод эфирной телевизионной трансляции на стандарт высокой четкости (HD);
- создание платформы гибридного интерактивного вещания, объединяющей возможности линейного телевидения и сети Интернет;
- создание центров обработки данных;
- создание системы сбора и обработки метеоданных3;
- возможность эфирной доставки данных на электронные табло;
- предоставление инфраструктуры для развития сетей стандарта 4G и 5G;
- возможность региональных врезок;
- возможность телевизионной трансляции в стандарте сверхвысокой четкости (UHD).
Перспективы регионального телевидения в условиях цифровизации
Одной из острых проблем отечественного телевидения при переходе на "цифру" остается неопределенное будущее многих региональных и муниципальных вещателей. На протяжении последних лет главной сложностью, наряду со стагнацией региональных рекламных рынков, оставалась неопределенность, связанная с их переходом на цифровое вещание и заявленным отсутствием для региональных и муниципальных каналов мест в цифровых мультиплексах.
Основные опасения региональных вещателей связаны с тем, что в случае невозможности вещать в "цифре" они могут потерять бóльшую часть аудитории и рекламных доходов (за счет снижения количества зрителей), поскольку в подавляющем большинстве они выступали партнерами федеральных телесетей, которые уже вошли в мультиплексы и перестали нуждаться в региональном сотрудничестве. Надо учитывать и то, что региональное и городское телевидение было развито в России очень неравномерно, наибольшего уровня оно достигло в национальных республиках, таких как Башкортостан, Татарстан и Якутия, и крупных городах Сибири и Урала.
В качестве одного из вариантов решения проблем в 2017 году рассматривалась так называемая "21-я кнопка" – обязательная позиция в списке каналов операторов кабельного телевидения, которая должна быть закреплена за "обязательным общедоступным телеканалом субъекта федерации". В 2017 году Федеральная конкурсная комиссия определила телеканалы "21-й кнопки" в 72 регионах, а осенью 2018 года – еще в девяти (Смоленской и Вологодской областях, Севастополе, республиках Адыгея, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Мордовия и Северная Осетия – Алания). Из четырех регионов (Псковской области, Республики Алтай, Камчатского края и Чукотского автономного округа) заявок не поступило. Как уже отмечалось в предыдущих докладах, среди победителей первого этапа конкурса были каналы, созданные в 2010 гг. (возможно, под ожидавшееся место в мультиплексе или непосредственно под "21-ю кнопку") с подавляющим преобладанием государственного финансирования. То же самое можно сказать и о победителях 2018 года: более половины из них получили лицензии в 2015–2017 гг., почти все созданы при непосредственном государственном участии, семь из девяти заявок оказались единственными от своего региона.
Для тех же регионов, где телевидение было и до сих пор еще остается относительно развитым, важными остаются несколько инициатив и решений законодателей и Минкомсвязи России, обсуждавшихся в конце 2018 – начале 2019 гг. Один из гипотетических вариантов – сохранение для региональных каналов возможности вещать в аналоге бессрочно. Технически это все-таки положительный фактор для поддержки местного вещания, так как зрители будут сохранять возможность его найти (при желании, это несложно). Однако, по мнению многих региональных вещателей, большая часть аудитории, переключившись один раз на цифровое вещание, к аналоговому возвращаться уже не будет. Тем не менее, благодаря обращению Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) ГКРЧ продлила РИЧи на использование аналоговых частот до 19 августа 2020 года. Решение остается за вещателем.
Принятие обсуждавшегося почти год законопроекта о "22-й кнопке" приведет к тому, что муниципальные телеканалы должны быть включены в перечень обязательных общедоступных и размещены операторами кабельного телевидения рядом с региональными. Условие включения – не менее 75 % национальной продукции СМИ и не менее 20 % эфирного времени должны быть отведены под освещение вопросов местного значения. Проблемой, как и в случае с "21-й кнопкой", может стать непопадание в перечень авторитетных телеканалов, вещающих на конкурентных рынках (например, в крупных городах), а также отсутствие вариантов в большинстве муниципальных образований. 7 июня 2019 года закон подписан Президентом Российской Федерации.
Еще одно решение – открытие с ноября 2019 года вещания в формате "врезок" на телеканале "Общественное телевидение России" (ОТР) с 6:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00 по местному времени. Настороженную реакцию в регионах, как у вещателей, так и у властей, это предложение вызвало по нескольким причинам: время вещания, не совпадающее с текущим прайм-таймом региональных и муниципальных каналов, невозможность продавать рекламу в эфире, невысокие рейтинги и узнаваемость ОТР у аудитории, а также озвученное изначально Минкомсвязью России требование платы за вещание в размере 30–35 млн руб. в год (плюс первый единовременный платеж 40 млн руб.), что, по нашим расчетам, составляет 25–35 % бюджета даже крупного регионального канала, делало такой вариант выхода в "цифру" практически бессмысленным. В результате, 25 мая 2019 года Д. Медведев подписал распоряжение Правительства о выделении каналу ОТР 776 млн руб., что позволяет снять обременение на врезки с региональных каналов. Согласно распоряжению в сигнал ОТР врезаться смогут обязательные общедоступные телеканалы субъектов РФ ("21-я кнопка").
Словом, будущее цифрового регионального вещания остается в ряде аспектов неясным, и дискуссии на федеральном и региональном уровнях, в среде законодателей, вещателей, широкой общественности продолжаются.
Разделы: 1, 2, 3, 4
Сокращенная версия первого раздела отраслевого доклада Роспечати "Телевидение в России в 2018 году". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.