Объем рынка цифрового контента в 2018 году - 75 млрд руб.
Сокращенная версия раздела "Экономика Рунета" отраслевого доклада Роспечати "Интернет в России в 2018 году".
По данным исследования РАЭК "Экономика Рунета / Цифровая экономика России 2018" вклад интернет-экономики в экономику России в 2018 году составил 3,9 трлн руб, (рост относительно 2017 года — 11 %).
- Объемы основных сегментов экономики Рунета в 2018 году:
- 262,9 млрд руб. — сегмент маркетинга и рекламы (+17,3 %)
- 1953,4 млрд руб. — сегмент электронной коммерции (+ 13,2 %)
- 106,2 млрд руб. — инфраструктурный сегмент (+13,3 %)
- 75 млрд руб. — сегмент медиа и развлечения (+7,1 %)
Электронная коммерция
Сегмент электронной коммерции — самый большой с точки зрения объема сегмент интернет-экономики России. Даже в условиях снижения потребительского спроса в результате кризисных явлений в экономике и снижения курса рубля сегмент электронной коммерции демонстрирует устойчивую положительную динамику.
В 2018 году все рынки, входящие в состав сегмента, продолжили рост, включая рынок онлайн-тревел, относительно которого были определенные опасения, связанные с падением покупательной способности населения и закрытием ряда крупных российских туроператоров.
Лидер роста — рынок электронных платежных услуг, объем которого по итогам 2018 года увеличился на 37,7 % и оценивается экспертами в 1125 млрд руб.
Маркетинг и реклама
Сегмент маркетинга и рекламы в 2018 году вырос на 17,3 % и составил 292,9 млрд руб. В составе сегмента по‑прежнему высокими темпами растет рынок видеорекламы, однако по темпам роста его догнал (и обогнал) рынок контент-маркетинга и маркетинга в социальных сетях.
В 2018 году интернет впервые обогнал телевидение по рекламным доходам. По данным АКАР в 2018 году объем рынка интернет-рекламы составил 203 млрд руб., в то время как объем рынка ТВ-рекламы составил 187 млрд руб. По итогам 2018 года интернет-реклама продолжает оставаться лидером рекламного рынка по объемам и динамике роста.
Поисковая реклама продолжает оставаться наиболее популярным рекламным форматом в большей степени за счет широких возможностей для персонализации и возможности адаптации ее под различные виды маркетинговых и бизнес-задач.
Основными трендами на рынке контекстной рекламы можно назвать стремление к максимальной автоматизации ведения рекламных кампаний (уже сейчас в "Яндекс. Директ" внедрен автотаргетинг, а в Google AdWords — стратегия "Максимум конверсий"), персонализация рекламных объявлений под различные группы пользователей. Контекст по ключевым словам постепенно уходит в прошлое, уступая место таргетингу по аудиторным сегментам.
Баннеры не теряют своей популярности, в частности, из‑за простоты и скорости запуска рекламных кампаний. Преимуществом баннеров также являются широкие возможности для таргетирования и персонализации под различные аудиторные сегменты.
Доля программатик в медийной рекламе продолжает расти, по данным Publicis Media в 2018 году она составит 31,1 % рынка, а доходы от программатик рекламы вырастут на 60 % — до $ 197 млн, по сравнению с прошлым годом. Сегодня RTB-аукцион — это наиболее легкий и удобный способ размещения медийной рекламы.
Расходы на мобильную рекламу занимают все большую долю в бюджетах рекламодателей. При этом основной фокус рекламодателей сосредоточен на мобильных приложениях, поскольку их возможности для таргетинга аудитории гораздо шире, чем у любого другого рекламного канала.
Доля видеоформатов в рекламе неуклонно растет, и рынок видеорекламы сохраняет свои позиции одного из самых быстрорастущих рынков в рекламном сегменте. Это обусловлено увеличением времени, которые пользователи проводят за просмотром видео (второе место по общему времени, проводимому в интернете, после социальных сетей), росту рынка SMART-TV, изменению в восприятии пользователями информации в аспекте движения от текста к изображению.
Прежде всего рост рынка сосредоточен в новых сетях и каналах дистрибуции. Взаимодействие пользователей с интернетом меняется и, как следствие, меняется структура размещения рекламных сообщений. Сегодня одним из основных каналов размещения видеорекламы становятся соцсети. Переход пользователей на мобильные устройства, и, в частности, взрыв интереса к stories в Instagram и Facebook стало стимулом для роста использования формата вертикального видео.
Продолжает динамично развиваться направление influence marketing. IAB Russia оценивало его объем в 4‑5 млрд руб. с прогнозом роста на 2018 год на 50‑100 %. Сегодня можно говорить о том, что данное направление выделилось в отдельный сегмент рынка со своей экосистемой и ключевыми игроками.
Цифровой контент
Объем сегмента цифрового контента по итогам 2018 года составил 75 млрд руб., рост 7,1 % относительно 2017 года. По объёму самым большим рынком в составе сегмента остается рынок онлайн-игр, однако лидером по темпам роста уже несколько лет подряд является рынок электронных книг. Рост рынка цифрового контента стимулируют увеличение скорости передачи данных, расширение числа доступных устройств, постепенное формирование у пользователей привычки платить за контент.
Уровень пиратства в России все еще остается одним из самых высоких в мире. По данным ежегодного исследования MUSO, одного их крупнейших технологических агентств по разработке решений в области анти-пиратства и исследований рынка, Россия в 2017 году находилась на втором месте по переходам на веб-ресурсы, признанные пиратскими. Однако ежегодный рост выручки легальных онлайн-видеосервисов свидетельствует о том, что их усилия по стимулированию пользователей к легальному просмотру эффективны, и за последние несколько лет им удалось сначала перевести часть пользователей на легальные просмотры видеофильмов бесплатно, но с условием просмотра рекламы (AVOD-модель), а в дальнейшем сформировать у них привычку платить за контент (SVOD- и EST-модели).
О постепенном формировании у российских пользователей привычки платить за онлайн-контент свидетельствует и опережающий рост подписной модели.
В России выручка легальных онлайн-кинотеатров от платных моделей (SVOD-, TVOD- и EST-) растет быстрее выручки от рекламы, за 2018 год ее доля в структуре пользовательских платежей увеличилась с 57,2 % до 63 % (по данным ИАА TelecomDaily). Пропорционально уменьшается доля рекламных доходов. Аудитория легальных видеосервисов также продолжает расти.
Драйвером роста рынка онлайн-музыки в большей степени является стримминг. Платформы для стримминга, такие, как Яндекс. Музыка, Google Play и Apple Music, продолжают набирать популярность, а новые, более экономичные способы подписки, помогают привлекать новую аудиторию (напр., в марте 2018 года "Яндекс. Музыка" ввел вариант подписки стоимостью 99 рублей в месяц. В стоимость подписки входит доступ ко всей музыке с возможностью сохранить на телефон не более 99 треков одновременно).
Россия является лидером по доле пользователей стриминговых сервисов. По данным Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) 87 % интернет-пользователей в России используют стриминг для прослушивания музыки, в то время как в целом по миру этот показатель составляет 61 %. Популярность стриминга может быть обусловлена развитием локальных сервисов (Яндекс. Музыка, ВКонтакте, Zaycev.net), а также более низкой стоимостью потокового прослушивания по сравнению с моделью покупок.
Мобильные платформы — основной драйвер рынка онлайн-игр, при этом производители мобильных игр используют различные способы стимулирования пользователей продолжать вкладывать средства в игру уже после ее покупки: внутриигровое приобретение дополнительных уровней или инвентаря, использование подписной модели. Массовые многопользовательские онлайн-игры (World of Warcraft, Black Desert и т. д.) сохраняют свою популярность и по‑прежнему остаются самыми популярными среди российских геймеров.
По данным Netzoo российский рынок игр (онлайн-игры + игры для ПК) является 11 по размеру рынком в мире с 62,2 миллионами игроков. На мобильных платформах в игры играют 52 % игроков мужского и 46 % игроков женского пола.
Рынок электронных книг на протяжении нескольких лет является самым быстрорастущим рынком в сегменте цифрового контента, однако в последние 2 года темпы роста несколько снизились. Рост рынка замедляется в связи с насыщением рынка и отмеченным возвращением покупателей к традиционным бумажным книгам. В 2018 году их продажи, в частности, через OZON, выросли относительно 2017 года.
По данным "Эксмо-АСТ" на электронные книги приходится 6,7 % продаж всех книг в России в 2018 году. Книжный рынок, по оценкам "Эксмо-АСТ", в 2018 году вырос на 7 % — до 69 млрд руб. К 2022 году рынок увеличится до 88 млрд руб., основными драйверами роста станут электронные и аудиокниги. Их продажи будут расти в среднем на 30 % и 40 % в год соответственно, тогда как продажи печатных книг — на 5 %.
Инвестиции
По данным совместного исследования РВК и Inc., в 2018 году инвесторы вложили в российские стартапы более 26,7 млрд рублей, что на 10,4 млрд больше, чем в прошлом году.
Цифровая экономика
Национальный проект "Цифровая экономика Российской Федерации" направлен на достижение цели, определенной указом президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению "Цифровая экономика". Паспорт национального проекта был утвержден в декабре 2018 года.
В рамках Национального проекта выделен ряд ключевых направлений, каждому из которых соответствует отдельный федеральный проект. В частности, федеральный проект "Цифровые технологии" ставит целью создание "сквозных" цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок и создание комплексной системы финансирования проектов по разработке / внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития.
В число технологий, определенных как "сквозные", входят большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, компоненты робототехники и сенсорики, промышленный интернет, технологии беспроводной связи и технологии дополненной и виртуальной реальности.
Достаточно популярным в последнее время стало выражение, "Данные — это новая нефть". Вместе с тем, сами по себе Большие Данные, их аккумулирование и хранение не имеют ценности. Ценность Больших Данных формируется при их последующем анализе, сегментации и построении на их основе работающих моделей, позволяющих получать новые знания о целевой аудитории, находить закономерности и тренды, делать прогнозы и предсказывать поведение потребителей. Исходя из полученных знаний рекламодатели планируют свою маркетинговую активность, а возможность предсказания будущего поведения аудитории стала основой нового направления — предиктивного или предсказательного маркетинга.
OnAudience.com оценил объем рынка пользовательских данных в России в 2017 году в $ 24,4 млн или 1,4 млрд. руб. РБК — в 3,3 млрд. руб. В исследовании "Большие данные в маркетинге и интернет-рекламе", реализованном РАЭК при поддержке Gazprom-Media Digital, объем российского рынка пользовательских данных в маркетинге и интернет-рекламе можно оценить примерно в 3 млрд рублей.
Оценка объема рынка ИИ (Искуственный Интеллект) в России сильно колеблется в зависимости от методики исследований. Так, Just AI только рынок разговорного ИИ (NLP в терминах авторов исследования) оценила в $ 9 млн в 2018 году с перспективой роста до $ 550 млн к 2023 году.
Согласно результатам исследования "Актуальные тенденции рынка искусственного интеллекта и машинного обучения" по итогам 2017 года сегмент ИИ в нашей стране ограничивался объемом 700 млн рублей. Ожидается, что к 2020 году рынок искусственного интеллекта увеличится до 28 млрд руб. По прогнозам авторов исследования стимулировать его рост будут финансовая сфера, розничная торговля и промышленность.
По данным исследования 2018 года компании "Цифра" и Российского союза промышленников и предпринимателей, объем российского рынка ИИ в промышленности к 2021 году достигнет $ 380 млн.
Наиболее часто используемыми технологиями искусственного интеллекта в России на сегодняшний день являются виртуальные помощники, прогнозный анализ и машинное обучение. Ожидается, что через пять лет виртуальные помощники опустятся на третье место по использованию, уступив лидерство прогнозному анализу, а также анализу изображений.
Основными индустриальными вызовами развития искусственного интеллекта в России 50 % экспертов называют управление данными (сбор, аналитика, интерпретация данных), также в их число входят наличие и квалификация специалистов — 37 % респондентов и необходимость изменения существующих бизнес-моделей — 27 %.
Разделы: 1, 2, 3, 4, 5
Сокращенная версия третьего раздела отраслевого доклада Роспечати "Интернет в России в 2018 году". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.