"Журналистка в моей жизни была не зря"
Очередной герой рубрики «Журналист меняет профессию» Евгений Коган – бывший питерский журналист, а ныне писатель и владелец книжного магазина «Бабель» в Израиле. Евгений вспоминает о своей репортерской молодости и рассказывает, какую роль в его жизни сыграла журналистика.
– Как Вы стали журналистом?
– Это произошло абсолютно случайно. Я учился в математической школе, потом в Политехе и писал рассказы. Когда мне было лет 17, я решил их опубликовать. В то время в Питере издавалась популярная газета «Львиный мостик». Я пришел в редакцию, но оказалось, что таких талантливых авторов, как я, сюда приходят толпы, и, чтобы напечататься, нужно стоять в очереди. А если я хочу быстро опубликоваться, то могу написать репортаж с какого-нибудь концерта из «Арт-кафе» на канале Грибоедова. Я пошел, потому что это было бесплатно, и написал статью. Потом сделал еще одно интервью – с Пашей Кашиным. А вскоре газета закрылась, и моя журналистская деятельность на время прервалась.
Тем временем при Союзе журналистов открылись Курсы молодого журналиста. И я стал там учиться. Во время учебы печатался в газете «Час пик», а после окончания курсов (они были двухгодичные) пошел работать в газету «Смена». Тогда выходил пятничный номер, главным редактором которого был Сергей Шелин, у него была блестящая команда: Марина Колдобская, Аня Пушкарская, Леша Сердитов, Катя Щербакова и много-много других отличных журналистов. Не помню, что потом случилось, но вскоре я перешел в отдел досуга «Смены» к Елене Викторовне Евграфовой. Это была прекраснейшая женщина и прекраснейший редактор. К сожалению, она уже ушла. Так вот, сначала я писал городские репортажи, про культуру, музыку, книжки – то есть, был журналистом «на подхвате», а потом мы вместе с Катей Щербаковой стали делать культурную полосу.
В силу разных причин я ушел из газеты «Смена» и после этого довольно долго скитался по разным СМИ: работал в «МК в Питере», в «Невском времени», где-то еще. Когда Сергей Балуев, бывший главный редактор «Смены», ушел в «Известия», я работал у него, а когда он создал журнал «Город» – я ушел туда. Потом я возглавлял отдел кино в журнале «Активист», потом работал в «Санкт-Петербургских ведомостях», в газете «Телевидение и радио»…
– Почему Вы так часто меняли работу?
– Я не знаю, скучно было на одном месте. Но тема оставалась прежней: я все время писал про культуру. Восемь лет – про кино, часто ездил на разные фестивали. Потом мне и это надоело, и я стал писать про музыку, про книги, про всякое-разное. Все это продолжалось лет, наверное, 18. Пока я не уехал в Москву за «длинным рублем». Там работал в отделе пиара на телеканале ТНТ, литературным редактором в книжном издательстве «Corpus». Полгода нигде не работал – писал книгу, а в 2015-м мы с женой уехали в Израиль.
– Книга издана? О чем она?
– Это история Ленинградской коммуны инженеров и писателей на ул. Рубинштейна, 7, известной как «Слеза социализма». Я жил в этом доме и заинтересовался его историей. Обнаружил, что там жили очень хорошие писатели. Самая известная из них Ольга Берггольц, а еще поэт Вольф Эрлих – друг Есенина, Юрий Либединский, драматург Александр Штейн, ученица Гумилева Ида Наппельбаум. А большинство писателей сегодня неизвестны, их не издавали с конца тридцатых годов, кого-то расстреляли, кто-то погиб на войне. Это было очень интересно – расследовать историю дома, в котором жил. Тем более, что вся информация, которая есть про этот дом в интернете, содержит много ошибок.
Я познакомился с двумя уже очень немолодыми дочками писателей, живших в этом доме, и стал собирать материалы, ходить в архивы, где нашел много интересных документов. В одном архиве я обнаружил личное дело писателя Павла Евстафьева, про которого было неизвестно совсем ничего. Потребовалось много времени и усилий, чтобы получить эти документы. Но все оказалось не зря, я нашел его автобиографию и теперь хоть что-то про него известно. Поэтому я долго работал над этой книгой, а потом очень долго искал издательство, где ее можно опубликовать. Наконец-то нашел – это Московское издательство Common Place. Книжка скоро выйдет из печати (на данный момент книга уже издана и доступна к приобретению - прим.ред.)
– Такое ощущение, что журналистика для вас была только фоном, а своей первой любви – литературе – Вы не изменяли. Вам все-таки удалось опубликовать свои рассказы?
– Ну, наверное, я просто очень люблю книги. И с ними связано все, что я делаю последние годы. У меня вышли несколько книг – сначала маленький сборник «Исключения исправил», потом повесть «Енот и я» – тираж уже давно распродан. Потом была написанная в соавторстве с Аней Куприной книжечка «Кто дома», сборник «Уже навсегда» – для него я собрал воспоминания о детстве тех, кто родился между 1970-м и 1980-м годами, большой сборник рассказов «Страх темноты», который вышел в Америке. Кроме того, во время подготовки книги про «Слезу социализма» я, как составитель, сделал еще несколько книг: «Собрание стихов» Вольфа Эрлиха и «Две повести» Михаила Фромана вышли в издательстве «Водолей», а книга «Про военкора Савелия Леонова» – в «Красном матросе». И, наконец, совсем недавно у меня вышла первая поэтическая книжка «Моя королева». Сейчас я готовлю сборник рассказов «Шепот мертвеца», но до финала, как мне кажется, еще далеко.
– Как складывалась Ваша судьба в новой стране?
– Через три месяца после репатриации мы с женой открыли в Тель-Авиве книжный магазин «Бабель», который превратился в такой маленький культурный центр. Пять дней в неделю, иногда чаще, у нас проходят всевозможные лекции, встречи.
– На Вашей страничке в Фейсбуке прочитала, что Вы категорически избегаете политических тем. Почему?
– В нашей жизни очень много политики. И в моей личной жизни, когда я жил в России, ее было слишком много – это одна из причин, по которой я уехал. Политики очень много и здесь, в Израиле. Сейчас, когда общество – и российское, и израильское – довольно сильно раздирается всякими политическими дрязгами, и достаточно глупыми, как любые дрязги, мне кажется, что мы можем обойтись без этого. Должны быть места, где можно разговаривать об истории, о культуре и о книгах. Это не значит, что у нас нет своих убеждений – естественно, они есть, и мы готовы говорить о них в других местах, но в нашем книжном магазине мы стараемся избегать этих тем. Меня очень редко интересуют идеологические взгляды человека, если только он не является носителем людоедской идеологии. Мне неинтересно, правый человек или левый, если он талантлив и если он соглашается не говорить у нас на площадке о современной политике – российской, израильской, украинской – любой. Политика – это заведомо очень конфликтная тема, и мы хотим, чтобы наш магазин был пространством, свободным от конфликтов, насколько это возможно.
– Литератор может не иметь гражданской позиции и заниматься чистой литературой?
– У нас выступают самые разные люди. Вот мы с вами можем говорить о литературе, но из нашего разговора вы не узнаете про мои политические взгляды. Для того чтобы любить Булгакова, или Маяковского, или Филипа Рота, или Лиона Фейхтвангера, или кого-то еще, необязательно быть правым или левым.
– А журналист может быть аполитичным?
– Я скажу вам одно. Когда я работал в журнале Men’s Health, главным редактором там был мой близкий друг Кирилл Вишнепольский, который научил меня нескольким важным вещам. Во-первых, проверять всю информацию и находить, по возможности, не один, а два – лучше три – источника. И, во-вторых, давать слово двум противоборствующим сторонам. Это важно! Мне кажется, журналист не должен высказывать свое мнение, если он новостник. Но если ты пишешь аналитику или колонку, естественно, ты высказываешь свое мнение, вот и все. А когда в стране – я имею в виду Россию – происходит то, что происходит сейчас, мне кажется, что любой думающий человек должен и даже обязан высказываться по поводу того, что происходит.
– Что Вы думаете о нашей питерской журналистике сейчас?
– Я ничего не могу сказать, поскольку почти не читаю современную прессу. Я читаю исключительно газету «КоммерсантЪ» и Colta.ru. Поэтому мне сложно ответить на ваш вопрос. Хотя у меня очень много друзей-журналистов, то есть практически все мои друзья – журналисты. Они делают InLiberty, «Такие дела», Arzamas и так далее – проекты, которые очень важны. Я безмерно уважаю этих людей, потому что они делают свое очень важное дело честно. Но, в общем, я практически не читаю газет, сайтов, лет 15 не сморю телевизор, поэтому я не знаю, что происходит в журналистике. Вы спрашиваете не того человека.
– Вы спокойно отошли от журналистики и никаких ностальгических чувств не испытываете?
– Ностальгических чувств нет, я сейчас довольно часто делаю интервью, но не для денег, поскольку денег за это практически не платят, а для собственного интереса и чтобы донести до людей какие-то имена, которые мне кажутся важными. А по поводу репортажей – куда-нибудь сбегать и написать про то, что там приключилось, – мне это уже не очень интересно.
– Где публикуете интервью?
– Я довольно редко пишу для Colta.ru и еще реже – для некоторых других изданий.
– Но все-таки Вы благодарны этой профессии за то, что она довольно долго держала Вас «при себе»?
– Конечно, я многому научился, со множеством людей познакомился. Мне кажется, все это было не зря.
Посмотреть все материалы рубрики: "Журналист меняет профессию"
(рубрика действует в рамках проекта "Поддержка", реализуемого на средства гранта Санкт-Петербурга)