Дети в Рунете
Данные, опубликованные в отраслевом докладе “Детский Рунет 2018”, показывают, что приобщаться к интернету дети начинают все раньше, чаще всего выходят в интернет через смартфон и планшет и больше всего любят смотреть видео.
В докладе приводится много цифр, которые могут быть интересны не только родителям и педагогам, но и журналистам, развивающим детские проекты. Судя по всему, сейчас СМИ, ориентированные на детей, без сайта и развития страниц в социальных сетях, могут быть успешны, наверное, только в случае ориентации на малышей до 4-5 лет. И то, судя по тенденции уменьшения возраста приобщения к интернету, не в долгосрочной перспективе.
Аудитория детского контента в Рунете превышает 50 млн человек – детей и родителей.
По данным исследователей, современные дети начитают пользоваться интернетом уже в 4-5 лет. В 8-11 лет в интернете "серфят" уже почти все детишки, при этом больше половины делает это ежедневно и самостоятельно.
Исследователи отмечают, что чем старше становится ребенок, тем больше переключается его внимание с развлекательного контента на образовательный. Кино, мультфильмы, развлекательные программы занимают первую строчку рейтинга просмотров у всех ребят с 5 до 11 лет, но на втором месте у малышей до 7 лет находятся видеоблоги, ролики, а у детей 8-11 лет – уже уроки, обучение, развитие. Также популярны у детей 5-11 лет онлайн-игры, картинки, фото, музыка онлайн. Социальные сети тоже входят в десятку лидеров, и закономерно, что малыши все же пользуются ими меньше, чем дети постарше. Однако и среди 5-7-летних их 13%, а 8-11-летних уже больше половины (55%).
Основным ресурсом, где дети создают контент и делятся им в Рунете, является ВКонтакте. Этот же ресурс цитируется молодежью до 18 лет чаще всего. При этом в десятке интернет-ресурсов, на которых преобладает доля юных (до 18 лет) авторов, названия, не самые популярные у взрослого населения (некоторые, возможно, и вовсе незнакомые).
Надо отметить, что о том, как пользуются интернетом дети, что смотрят и посещают, исследователям рассказывали их родители. И гарантий, что они 100% в курсе событий, нет. Это отмечают и авторы отчета, говоря "родители думают, что 59% детей пользуются интернетом только дома, хотя данные о распространении среди детей смартфонов и планшетов говорят об обратном".
Вполне возможно, родители выбирали ответ "только дома" в попытках успокоить собственные нервы и показаться ответственным родителем, у которого "все под контролем". Ведь по данным опроса, 96% родителей уверены, что следить за тем, какие сайты посещают их дети, нужно. При этом только четверть из них использует какие-то средства безопасности (помимо антивирусных программ). Самые популярные такие средства – это "безопасный, семейный, детский поиск" и "безопасный, семейный, детский интернет от провайдера".
Самыми безопасными в интернете родители считают мультипорталы, такие как Яндекс, Майл и т.п. (34%), сайты с музыкой (24%), социальные сети (12%), почтовые сервисы (11%) и сайты с фильмами, видео (10%).
Почти четверть (24%) родителей уверена, что никакие сервисы в интернете нельзя считать безопасными.
При этом показательно, что чем моложе и активнее в интернете родители, тем больше они осознают собственную ответственность за безопасность детей в Сети. Те же родители, которые сами не пользуются интернетом, более склонны говорить об ответственности государства и школы.
Сергей Гребенников, директор Регионального центра интернет-технологий (РОЦИТ): "Интернет для детей сегодня – не развлечение, а большая часть жизни. Эта сфера не может и не должна оставаться бесконтрольной со стороны родителей. Как и всему основному: этикету, взаимоуважению, поведению в обществе – поведению в интернете нужно обучать. Этим должны заниматься и дома, и в школе. Важно, чтобы наряду с потреблением цифровых услуг и продуктов росла цифровая грамотность молодого поколения".
Лариса Паутова, директор фонда «Общественное мнение»: "Есть понятие и противопоставление «взрослого» и «детского» интернета. Большие и маленькие люди разделены и автономны по времени, средствам, интересам, комнатам. Интернет разводит два мира больше, нежели объединяет, он часто бывает средством изоляции ребенка («сидит тихо, и хорошо»). Жаль, что мы почти не говорим о семейном интернете (по аналогии с семейным чтением).
Отраслевой доклад “Детский Рунет 2018”, призванный сформировать базовый и регулярный набор метрик для оценки развития детского сегмента интернета в России, подготовил “Институт исследований интернета”. Специально для отчета “Детский Рунет 2018” свои исследования в сентябре-декабре 2018 года провели участники проекта – компания Mediascope, сервис по анализу информационного поля Brand Analytics и фонд “Общественное мнение”.