Общий вектор законодательства остается запретительным
Сокращенная версия раздела "Рунет и государство" отраслевого доклада Роспечати "Интернет в России в 2018 году".
Российский сегмент интернета в 2019 году отметил свое 25‑летие: 7 апреля 1994 года был зарегистрирован первый домен в зоне.RU, и именно эту дату принято считать точкой отсчета развития интернета в России. Сегодня Рунет — это полноценная экосистема со своими платформами и сервисами, ключевыми игроками, аудиторией, которая составляет 90 млн человек или 74 % населения страны.
Ассоциация электронных коммуникаций РАЭК совместно с Институтом Исследования Интернета проводит регулярный мониторинг законов и законопроектов в Российской Федерации, касающихся сети Интернет, а также выявляется отношение экспертов к внесенным за исследуемый период законопроектам.
По итогам мониторинга 2018 года (мониторингу подверглись: законопроекты, принятые Государственной Думой; проекты на рассмотрении; обновления статусов проектов, находящихся на рассмотрении в 2018 году) было зафиксировано изменение отношения экспертов.
Значительно выросла доля инициатив, оцениваемых положительно, за счет сокращения доли "нейтральных" законопроектов. Изначально долю положительных инициатив 2018 года эксперты оценили в 24 %. Однако за счет внесения на рассмотрение в декабре 2018 года ряда резонансных законопроектов, рассмотрение которых запланировано на 2019 год, итоговая доля положительных инициатив несколько уменьшилась и составила 15 %, что на 3 % больше, чем в прошлом году.
При этом в РАЭК вынуждены отметить высокую долю отрицательных инициатив: общий вектор законодательства продолжает оставаться запретительным.
Главные выводы
- В отличие от нескольких предыдущих лет наблюдения, пик внесения законопроектов в 2018 году пришелся на Ноябрь — Декабрь, а не Май — Июнь, как это происходило обычно — по всей вероятности в связи с выборами президента РФ и сменой состава правительства. При этом большинство инициатив, внесенных в этот период, несут очевидную охранительно-запретительную тенденцию и оцениваются экспертами крайне отрицательно.
- Продолжилась тенденция 2017 года, когда значительная доля резонансных инициатив имеет концептуальную поддержку экспертов, однако оцениваются нейтрально / неоднозначно вследствие наличия важных отсылочных норм, которые на данный момент не определены (не представлены проекты НПА), в результате чего оценка может сменится как на положительную, так и на отрицательную.
- Заметный рост доли положительных инициатив можно связать с одним из главных новых направлений законотворчества — развитием цифровой экономики. Несмотря на то, что собственно законопроектов в рамках национального проекта (и плана мероприятий Нормативное регулирование цифровой экономики) за 2018 год внесено не было, многие существующие инициативы идеологически похожи на те, что содержаться в национальном проекте, например, облегчение доступа интернет-провайдеров в жилые дома.
- Особое внимание как в начале, так и в конце года законотворцы уделяли регулированию соцсетей, поисковых сервисов и контента, в частности новым категориям запрещенной к распространению в РФ информации. Так, в самом конце декабря появится новая категория — информация, направленная на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни или здоровья. При этом провайдеры хостинга и операторы связи будут обязаны незамедлительно реагировать на соответствующие предписания Роскомнадзора.
- Во второй половине года развернулась активная дискуссия относительно регулирования сферы оборота данных в Российской Федерации. На фоне затянувшихся обсуждений относительно будущего регулирования этой сферы в рамках рабочих групп программы Цифровая экономика, Правительство, с одной стороны, начало определенное движение в сторону европейского регулирования, в рамках подписания изменений к 108‑й конвенции Совета Европы. С другой стороны, был внесен законопроект о регулировании больших пользовательских данных, против которого выступили практически все заинтересованные стороны.
- В 2018 году Министерство культуры не оставляло попыток к ужесточить антипиратское законодательство. Законопроекты, значительно расширяющие ответственность информационных посредников за пользовательских контент несколько раз, получали отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия, но вносились заново в измененном виде. Вместе с тем, основные новации произошли не в законодательной сфере, но в сфере саморегулирования — был подписан меморандум между основными интернет-холдингами и правообладателями о мерах по досудебному удалению контента, нарушающего авторские или смежные права. Стоит отметить, что похожие меры РАЭК ("Русский DMCA") предлагал правообладателям еще в 2011‑2012 годах, однако на тот момент инициативы интернет-компаний не были услышаны.
- В телекоммуникационном регулировании основные ожидания 2018 года были связаны со вступлением в силу так называемого "Пакета Яровой", однако первая часть требований к системам хранения интернет-трафика для операторов связи появилась только в декабре. Таким образом, 374‑ФЗ фактически так и не заработал в 2018 году. Вместе с тем, это далеко не единственные новые требования к операторам, которые вступили в силу за этот год. Так можно отметить дальнейшее ужесточение продаж сим-карт, инициативы ЦБ по передаче данных абонентов банкам и, наконец, передача контроля за маршрутизацией сетей Роскомнадзору (Законопроект о "суверенном Рунете").
Основными направлениями регулирования в 2018 году стали:
Антипиратские инициативы
Регулирование соцсетей и контента
Регулирование сферы оборота данных
Новые требования к операторам связи
Разделы: 1, 2, 3, 4, 5
Сокращенная версия первого раздела отраслевого доклада Роспечати "Интернет в России в 2018 году". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.