Растет разрыв между цифровыми компетенциями и цифровой безопасностью
Сокращенная версия раздела "Рунет и общество" отраслевого доклада Роспечати "Интернет в России в 2018 году".
За прошедший год число пользователей в мире увеличилось: по данным ежегодного исследования глобальной аудитории интернета We Are Social и Hootsuite, с января 2018 года к сети присоединилось 366 млн новых пользователей (6% роста). По состоянию на январь 2019 года глобальное проникновение интернета составило 4,38 млрд человек или 67% мирового населения. Число пользователей мобильного интернета в мире практически сравнялось с общим числом интернет-пользователей: 3,98 млрд человек являются активными пользователями мобильного интернета. Выход в сеть с мобильных телефонов сегодня составляет почти половину всего времени, которые пользователи проводят в интернете. В среднем пользователи Интернета в мире проводят 6 часов и 42 минуты онлайн каждый день.
Среди регионов лидерство по проникновению интернета делят североамериканский и североевропейский регионы, где пользователями являются 95% населения. На 1% отстает западноевропейский регион - 94% пользователей. Восточная Европа, включая Россию, занимает 4 место по проникновению интернета - 80% населения региона подключены к сети.
По данным Mediascopе, аудитория Рунета в 2019 году достигла 93 млн человек, за последние три года она выросла на 7 % — в основном, за счет мобайла и пользователей старшего возраста. По данным за сентябрь 2018 — февраль 2019, хотя бы раз в месяц пользовались интернетом 76 % населения страны в возрасте от 12 лет.
Увеличение частоты использования интернета наряду с ростом времени, проводимом пользователями в сети, являются основными аудиторными трендами 2018 года. Еще один важный тренд, продолжающийся уже несколько лет — увеличение доли мобильной аудитории. В 2017 году аудитория интернета на мобильных устройствах в России впервые обогнала аудиторию на стационарных компьютерах, в 2018 году этот тренд сохранился.
Основным типом устройства для выхода в интернет в России на сегодняшний день являются смартфоны: за последние три года их проникновение выросло на 22 % и составляет 61 % (вся Россия, население 12+ лет, сентябрь 2018 — февраль 2019). Среди пользователей во всех возрастных группах время, проведенное онлайн через мобильные устройства, либо больше, либо примерно равно времени в интернете через стационарные компьютеры и ноутбуки. Для доступа к интернету на мобильных устройствах большинство использует wi-fi сети с некоторым перевесом относительно сетей сотовых операторов. В феврале 2019 на wi-fi пришлось 67 % всего входящего трафика на смартфонах и планшетах (Россия 100 000+, население 12‑64 лет).
Самыми востребованными среди россиян интернет-ресурсами остаются социальные сети, мессенджеры, интернет-магазины, поисковые сервисы, видеосервисы и банки.
Тематические предпочтения жителей разных городов отличаются: жители городов с населением более 700 тыс. человек более склонны к использованию геолокационных сервисов, а также гидов, путеводителей, афиш и сервисов бронирования билетов. В городах с населением 100‑700 тыс. чаще других пользуются сервисами купонов и скидок в интернете. Среди жителей Москвы больше пользователей сервисов, посвященных билетам и путешествиям, а также государственных услуг и финансовых ресурсов, а среди жителей Санкт-Петербурга — путеводителей, гидов и афиш, а также справочных, энциклопедических и образовательных ресурсов.
По данным за февраль 2019 года, наиболее популярными ресурсами по совокупной аудитории на мобильных и десктопных устройствах в Рунете являются: Яндекс — его среднесуточный охват среди населения 12‑64 лет, проживающего в городах 100k+, составляет 47 %, ВКонтакте — 43 % и Google — 39 %. Среди десктопных пользователей наибольший среднедневной охват также был зафиксирован у Яндекса — каждый день на него заходят чуть меньше трети населения. На мобайле самая большая аудитория у Whatsapp. Этим мессенджером на мобильных устройствах пользуется 37 % населения.
По данным регулярного исследования активной аудитории социальных сетей в России, которое реализует аналитическое агентство Brand Analytics. соцсетью номер один по‑прежнему остается ВКонтакте: и по числу публичных сообщений, и по числу активных авторов. Instagram, показавший трехкратный рост числа активных авторов за год, отстает от лидера в 1,5 раза.
Отдельного внимания заслуживают данные о проникновении соцсетей по регионам России: почти 25 % населения — активные авторы ВКонтакте. Причем для Санкт-Петербурга проникновение этой соцсети составляет 65,3 %, а для Москвы — всего 38,2 %. Фейсбук практически не представлен в регионах — более 50 % контента публикуется авторами из Москвы. В Instagram хотя бы 1 публичное сообщение в месяц публикуют 16,2 % россиян.
В 2018 году Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) в партнерстве с исследовательской группой ЦИРКОН провел четвертую волну ежегодного всероссийского исследования «Индекс цифровой грамотности граждан РФ».
По результатам исследования среднее значение Индекса в 2018 году составило 4,52 пункта, что на 14,7 % меньше в сравнении с прошлым годом (5,99 пт.) и на 2,7 % меньше, чем в начале измерений в 2015 году (4,79 пт.) [12]
Индекс цифровой грамотности является комплексным показателем и включает в себя 3 ключевых компонента:
Цифровое потребление — применение цифровых компетенций в рамках определенных жизненных ситуаций, что приводит к использованию (потреблению) различных цифровых ресурсов.
Цифровые компетенции — способность пользователя уверенно, эффективно и безопасно выбирать и применять инфо-коммуникационные технологии в разных сферах жизни, основанная на непрерывном овладении знаниями и умениями.
Цифровая безопасность — сочетание инструментов, мер предосторожности и привычек, которые необходимы пользователям для гарантирования их безопасности в цифровом мире.
Резкое падение среднего значения объясняется в первую очередь увеличением диспропорций между уровнем цифровых компетенций, цифрового потребления и цифровой безопасности россиян. Если в 2015 и 2016 году цифровые компетенции граждан были их главной уязвимостью, то в 2017 и 2018 годах они вышли на первое место по значению. При этом, по сравнению с прошлыми годами в знаниях и навыках россиян значительно увеличился разрыв между цифровыми компетенциями и цифровой безопасностью.
Исследование 2018 года продемонстрировало сохранение региональных диспропорций и неравномерность развития федеральных округов.
Наибольшую стабильность в развитии цифровой грамотности показывают Северо-Западный, Уральский и Приволжский ФО. За 4 года измерений они сохранили свои позиции в общем рейтинге за счет устойчивого и равномерного развития своих показателей.
Дополнительно. Доклад Института исследований интернета “Детский Рунет 2018”,
Разделы: 1, 2, 3, 4, 5
Сокращенная версия второго раздела отраслевого доклада Роспечати "Интернет в России в 2018 году". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.