Давай послушаем радио
"Радио, которое поет" – так назвали встречу в Доме журналиста с главным редактором филиала ГПМ Радио в СПб Наталией Марковой. Впрочем, беседа в журналистском клубе "Место встречи – Невский, 70" шла вовсе не о песнях. Есть ли журналистика на развлекательных станциях ФМ-диапазона? Что важнее – слова или музыка? И каким станет радио в будущем? Об этом и многом другом спрашивали Наталию Маркову собравшиеся 23 октября на Невском, 70.
ГПМ Радио (Газпром-медиа радио) – это крупнейший медиахолдинг в России, объединяющий девять радиобрендов и имеющий сеть собственных филиалов во многих городах России. В Санкт-Петербурге Наталия Маркова возглавляет сразу пять радиостанций: "Авторадио", "Детское радио", "Юмор FM", радио ENERGY и "Радио Зенит". И первым делом ведущая встречи Ирина Иванова поинтересовалась тем, когда радиостанции начали объединяться в холдинги и почему все вышеупомянутые станции живут теперь вместе.
– Я думаю, что объединяться начали где-то в начале 2000-х, потому что стало очень тяжело выживать в одиночку. И, если у нас одна радиостанция, и она хорошо работает по какому-то направлению, почему нам не сделать вторую радиостанцию? Если первая работает для мужчин, почему вторая не может работать для женщин? А почему не сделать третью радиостанцию, которая будет для детей? Это логика. Если мы профессионально занимаемся чем-то, то мы просто в этом деле делаем какие-то маленькие ниши.
Ирина Иванова призналась, что эта встреча проекта для нее особенно важна. Ведь значительную часть жизни она провела на радио. Так в 90-е познакомилась на радио "Модерн" с Наталией Марковой. А еще раньше были годы работы на знаменитом Ленинградском радио. Начиная говорить о важности русского языка на радио, Ирина Иванова вспомнила свой опыт работы в советское время: "Я начинала на радио, которое слушали 2 миллиона. И у меня всегда, особенно в прямом эфире, было такое чувство, что я лечу над городом. Такое ощущение полета, когда, с одной стороны, очень страшно, с другой стороны, очень здорово. Но когда передачи шли в записи, ты программу в 19 минут готовил неделю. Ты сначала подавал заявку в тексте, потом что-то записывал на пленку, расшифровывал, делал сюжет, писал сценарий, сдавал его старшему редактору, который его редактировал. Потом эту программу читал цензор, затем ее по тексту монтировал монтажер. После чего ты с этим текстом ее записывал в студии, и наконец она получалась в звуке. Конечно, с точки зрения сегодняшнего дня – это полный маразм. Но, тем не менее, при той работе слово, которое ты произносишь на 2 миллиона слушателей, имело колоссальный вес. За неправильное ударение, я уж не говорю о неправильной информации, тебя могли уволить с работы. Сейчас мы пришли к свободе, к разговору, к эмоции, к ведущим эфира, которые часами сидят, упиваются – очень часто самими собой – по-разному бывает. Но как они говорят! Что они говорят! Назвал Петрова Сидоровым, потом сказал: "Ой, оговорился, он Иванов", и кажется, что это никого не волнует…"
Наталия Маркова заверила, что, по крайней мере, на ее радиостанциях это волнует и даже очень. За неправильное ударение наказывают. За фактической точностью информации следят очень внимательно, особенно когда речь идет о новостных выпусках.
– У новостника работа очень ответственная. Знаете, на радиостанции есть диджеи и новостники, и между ними всегда "терки" на тему "кто главнее?". Диджей говорит: "Я здесь сижу часами, это все мое, моя эмоция, а ты приходишь на 3–5 минут". Но при этом именно новостника долбают больше всего. Именно он отвечает за картину дня. Он не имеет никакого права перепутать что-то, переврать. Он должен соблюдать правила: две точки зрения, перепроверка информации. Если находишь в соцсетях что-то интересное, то довольно необдуманно сразу давать это в эфире. Должен еще кто-то подтвердить. Лучше всего, конечно, если это какая-то служба, связанная с темой. Например, получили сообщение "Страшный дым на севере" – позвонили в МЧС. У новостника работа еще более сложная. Ты все время оперируешь какими-то вещами, которые для тебя сделали другие люди. У тебя есть новости, которые ты получил из информагентств или тебе принесли твои корреспонденты. А вот ты сам… Ты же не можешь ничего сказать из серии: "я не люблю это" или “я люблю это". Но у новостника тоже есть возможность показать свое отношение к сегодняшнему дню и картине мира. Он редактирует новости. Он их расставляет. Что-то поставит на первое место как самое главное. Что-то прибережет на конец выпуска как маленький бантик. Ведь хороший бантик в конце всегда нужен, без бантика совершенно никак.
Как же стать новостником или диджеем на радио? Этот вопрос особенно волновал молодых участников встречи. Где учиться? Чему учиться? И как выйти из замкнутого круга, когда в и так немногочисленных вакансиях обязательным условием является опыт работы. По мнению Наталии Марковой выход из этой ситуации есть, главное, чтобы иметь настоящее желание работать на радио.
Наталия Маркова: "Практика в журналистике – это ключевое. Это как с вождением. Как бы ты ни выучил теорию, как бы тебе ни объясняли про то-се, пятое-десятое, пока ты сам не поедешь, пока сам десять раз не вспотеешь и не понервничаешь, у тебя ничего не получится".
– На радиоведущих где только не учат. Но дело в том, что в принципе никто никого ничему не может научить, если человек сам этого не хочет. Человек должен хотеть сам. Я сторонник того, что нужно заниматься самообразованием. Если вы хотите работать на радио, то придется предпринять какие-то усилия, чтобы работать на радио. Да, есть такой заколдованный круг, когда на работу не берут, если нет опыта, а где же ты можешь приобрести опыт работы, если тебя никуда не берут? Придется взять быка за рога и попробовать научиться, приобрести опыт самостоятельно, дома. Я даже расскажу вам, как это сделать. Все очень просто. В течение года каждый диджей делает примерно 3 тысячи выходов. То есть три тысячи раз он выходит в эфир для того, чтобы рассказать о погоде, сделать анонс и так далее. Ваша задача сесть и начать делать такие выходы… Сочинять и говорить, а еще лучше записывать. И в тот момент, когда вы сделаете 3 тысячи выходов, приходите ко мне – я уверена, что мы найдем общий язык. Если же вы хотите быть новостником, то нужно сделать и рассказать примерно полторы тысячи новостей. Звучит немножко странно. Но что поделать? Как говорят, нужно потратить 10 тысяч часов, чтобы хорошо что-то уметь. Придется постараться.
Наталия Маркова: "Кого мы берем на работу? Адекватных людей. Потому что это самое главное. Если человек адекватный, с ним можно много чего построить, а если нет, то…"
Диджей – это не только правильный русский язык, умение формулировать мысли и интересно говорить про погоду или дорожную ситуацию. Диджей – это в первую очередь эмоция. И вот этому научиться дома намного сложнее. Во время обсуждения даже высказали предположение, что, наверное, в качестве диджеев на радио лучше брать актеров, а не журналистов.
– Конечно, найти хорошего ведущего – это очень сложно. Диджей – это определенный психотип. Это человек, который из себя фонтанирует что-то. У него же нет такой книжки, в которую он заглядывает: "Так, 365-ю обвязку говорил, сейчас я скажу 366-ю". Нет, это все через него. Но актеры… Актеров учат говорить только то, что написано, и только так, как решил режиссер. Им сложнее переучиваться.
Три главные составляющие радио: слова, музыка и эмоция. По мнению Наталии Марковой, первостепенна именно эмоция. Именно она определяет, какими будут и слова, и музыка.
– Есть такое слово – оно иногда для радийщиков ругательное, и музыканты его очень не любят – формат. У каждой радиостанции есть формат, и он выстраивается в зависимости от некоторой эмоциональной составляющей. А формат – это что такое? Это набор всех элементов – слова, музыка, джинглы – все-все вместе. Именно правильно соблюденный формат дает человеку понимание, что он услышит. Я большинство наших радиостанций получила уже в готовом виде. Вот "Авторадио" – оно будет таким. Вот "Юмор ФМ" – он будет таким. И моя задача следить за генеральной линией, чтобы ничто никуда не выбивалось, добавляя свой местный колорит. Что касается радиостанции, к формату которой я имела какое-то отношение, – это радиостанция "Зенит". Потому что, когда радиостанция вошла в холдинг, она была полностью разговорная. И у нас была задача каким-то образом ее переформатировать. Разговорные радиостанции — это очень сложно (и, возможно, дорого, потому что нужно много ведущих). Еще на разговорных радиостанциях есть такой момент – ты должен говорить, пока не закончится время. Я на разных станциях это замечала, когда ведущий, грубо говоря, 40 минут говорил с энтузиазмом, а потом энтузиазм у него закончился. А ему еще 5 минут нужно что-то говорить. И нет никакого спасательного круга, чтобы бросить. А спасательный круг – это что может быть? Песня. Они сами себя этого лишили.
Пришедшая на встречу Татьяна Михайловна Степанова – хорошо знающая Ленинградское радио, стоявшая у истоков радио "Модерн", призналась, что она все же предпочитает именно разговорные радиостанции: "Музыкальные радиостанции я не очень люблю слушать. Потому что новости там, они очень обрезанные. Все очень сжато, а мне хочется подробностей, каких-то сливочек, мне хочется эмоций даже в новостях. Но недавно я слушала радио "Зенит". Это был репортаж с футбольного матча с Ростовом, и он мне так понравился! Это было потрясающе. Я вспомнила советское время, когда мы слушали репортажи о футболе по городскому радио. Мальчик чудесно работал в эфире. Я даже простила ему все оговорки, которые, конечно, были, потому что он был весь на эмоциях, он переживал за то, что происходит на поле. Это было настолько эмоционально и захватывающе, что мой муж выключил телевизор и сказал: "Давай послушаем радио"".
– Запомните это! – восклицает Наталия Маркова и поясняет, почему же радионовости на музыкальных станциях такие короткие. – Если взять людей и им что-нибудь долго и медленно рассказывать, то абсолютно точно после 3 минут легкий храп раздастся в нашей аудитории. Для нормального человека, который что-то делает параллельно, 3 – 3.30 – это оптимальный хронометраж. И в него влезает от 5 до 7 новостей, в зависимости от того, какую новость мы хотим дать подробнее, а какую дать покороче. Поэтому наши новости такие короткие, я бы сказала концентрированные.
Впрочем, помимо коротких новостей есть, например на "Авторадио", выпуски тематических новостей, где самое важное рассказывается подробнее. Есть и интервью в радиоэфире, которые периодически главный редактор проводит сама, чаще всего, в связи со спецификой станции, с сотрудниками ГИБДД.
Надо отметить, что Наталия Маркова второй год подряд привозит в Санкт-Петербург главную отраслевую награду – "Золотой микрофон" Национальной премии "Радиомания". В 2018 году в номинации «Радиошоу» лауреатом стала передача "Ни в какие ворота шоу" радио «Зенит». В этом году в номинации "Развлекательная программа/рубрика" получил награду "Юмор ФМ" за цикл программ "Возможно, всюду Хармс!". Участники встречи попросили рассказать о том, как же удалось вписать программу хоть и об юмористических, но все же не современных и модных, а уже ставших классиками писателях в формат развлекательной станции.
– Очень многие сейчас делают ставку на молодую аудиторию. "Нужно как-то омолодиться, нужно делать что-то такое под Камеди". Но оказалось, что даже если ты рассказываешь не про стендап, не про блоги, а про литературу и писателей, про их связь с Петербургом, но делаешь это интересно – это слушают. Мы делали программы про Зощенко, Аверченко, Чехова, Хармса… И, конечно, успеху этого цикла во многом способствовали наши волшебные эксперты, помощь театра "Мимигранты". Вписали же мы это, сделав короткую веселую форму. Мы не уходим в лекции, мы делаем живой диалог с нашими экспертами, и привлекаем актеров для чтения произведений.
Радиостанции ГПМ филиала живут насыщенной и интересной жизнью, и не только в эфире. Главный редактор рассказала о креативных акциях, которые выдумывают и проводят радиостанции. Например, радио "Зенит" однажды уговорило марафонца пробежать вместо традиционных 42 километров – 89 километров и 700 метров (89,7 – частота вещания радио "Зенит"). И все радиослушатели с интересом следили за этим марафоном. "Авторадио" в дни проведения заседания журналистского клуба "Место встречи – Невский, 70" как раз готовилось к проведению "Автоквеста Авторадио".
– Мы очень активные, и нам нравится выходить в город. У нас есть и постоянные слушатели, и новички, которые хотят как-то с нами познакомиться. Хотя сейчас какой-то тайны – а как там выглядит этот человек у микрофона – уже нет. Все открыто. У нас есть страница в ВКонтакте, в Инстаграме. Можно пойти и посмотреть. Но все равно радиослушателям интересно приобщиться.
В завершение встречи ведущая Ирина Иванова попросила гостью высказать свое мнение о том, каким же будет радио в будущем. На этот вопрос Наталия ответила с тем же оптимизмом и юмором, которыми щедро делилась с аудиторией в течение всего часа.
– Я думаю, что радио будет чувствовать себя очень хорошо в будущем. Знаете, почему? Потому что сейчас мы уходим в интернет, а там все немножко не настоящее. Радио все-таки несет в себе оттенок настоящей эмоции, и, мне кажется, этого будет не хватать. Однажды я видела, как подростки пришли в боулинг-клуб на какой-то день рождения. Они не играли, они даже не разговаривали, они все сидели в телефонах. Еще недавно случайно узнала у своего ребенка, которому сказала: "Позвони, узнай у одноклассника", что сейчас никто не звонит. Он мне сказал: "Мам, я не знаю его телефон. Я ему напишу в ВКонтакте". Я думаю, что через какое-то время все разучатся говорить, и (обращаясь к ведущей) мы с тобой откроем школу "Друзья, давайте общаться". Будем зарабатывать огромные деньги, обучая людей говорить: "Здравствуйте". Если же о серьезных вещах… Я не знаю, случится так или нет, но есть у меня шальная мысль, что, может быть, в будущем радио перейдет на другое программирование. Когда мы будем мыслить не часами, а как-то иначе. Передачи будут идти как лента в телефоне. А может быть, мы будем вещать в эфире, но у каждого человека будет возможность (в принципе, мы уже и сейчас ее в какой-то мере даем) делать свое мобильное приложение – выдергивать свои любимые программы и слушать-переслушивать их снова и снова.
Запись прямой трансляции встречи на сайте партнера проекта PITER.TV
Видеоролики с эпизодами встречи размещаются на Youtube-канале SPBSJRU
О следующем мероприятии проекта «Место встречи – Невский, 70» мы сообщим на нашем сайте, в группах ВКонтакте и Фейсбуке, и Телеграм-канале. Следите за нашими анонсами.
«Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» – это цикл вечеров в Домжуре, посвященный ведущим СМИ города. Информационное поле Санкт-Петербурга постоянно меняется, на нем возникают и вырастают новые СМИ, традиционные печатные издания переходят в электронный формат, появляются новые ТВ и радио программы, уходят в небытие отжившие свой век передачи. Не только потребитель информации, но, порой, и профессиональный журналист не в силах отследить все эти перемены. Проект «Место встречи – Невский, 70» позволит составить своего рода каталог городских изданий, причем не только для профессионального журналистского сообщества, но и для широкого круга потребителей медиаконтента. Ведущая встреч - арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова. Проект реализован на средства гранта Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга.
Посмотреть все публикации о мероприятиях проекта.