Фриланс за границей: как работать с иностранными СМИ?
Гильдия медиафрилансеров провела первую в этом году встречу в гостеприимном пространстве Welcome на Невском, 48, за что огромное спасибо нашим партнерам. Как оказалось, обозначенная тема: опыт работы фрилансеров за рубежом привлекла внимание многих.
Сопредседатель Гильдии Ольга Копцева поприветствовала участников, которых с каждой встречей становится всё больше, и рассказала о предстоящих планах. (В ближайшее время на нашем сайте появится подробная информация о том, как вступить в гильдию.)
Основным спикером стала наша гостья из Индии, в недавнем прошлом петербургский журналист Ксения Кондратьева. Наш спикер рассказала об особенностях работы в этой южно-азиатской стране, где она теперь живет и откуда высылает материалы для англоязычных изданий, в том числе для международного проекта «Российской газеты» Russia Beyond the Headlines. В её жизни Индия появилась неожиданно, просто её мужем стал индиец (кстати, он присутствовал на встрече и с интересом наблюдал, как реагирует петербургская публика на рассказ жены о его стране).
Куда бы вы ни приехали, необходимо познакомиться с местным законодательством и правилами поведения, максимально изучить сферу, в которой собираетесь работать. В другой стране вас может подстерегать много непривычного. К примеру, если в России журналиста уговаривают посетить пресс-конференцию, то в Индии всё наоборот – попасть на такую встречу не просто. Не говоря уже о том, что без легального статуса вы просто не сможете незаметно для всех работать, это может иметь для вас весьма негативные последствия.
Журналистскую карьеру Ксения начала в газете «Деловой Петербург», но и сегодня она освещает вопросы экономики и политики. Наш эксперт уверена: журналисту в любой стране важно быть специалистом в своей сфере, ведь без знания предмета невозможно писать аналитические материалы. Универсальных журналистов много, а попробуйте найти того, кто разбирается, скажем, в тонкостях нефтяного бизнеса.
Плохое знание иностранных языков сужает возможности журналистов. На то, чтобы освоиться в Индии и начать работать, у Ксении ушло много времени. Сегодня она уверенно пишет по-английски и даже научилась думать на чужом языке. В Индии практически невозможно встретить русских журналистов. Здесь не оказалось привычной языковой среды. И хотя Ксения занималась иностранным языком с раннего детства, считает, что уверенности ей придал редактор, вовремя похваливший её за работу. К собственному удивлению, Ксения открыла несколько полезных ресурсов с информацией для журналистов, касающейся изложения материала на английском языке. Первые месяцы пачками покупала индийскую периодику, чтобы вникнуть во все нюансы. И сегодня несколько часов в день она посвящает мониторингу прессы, чтобы всегда улавливать тренды. Уровень журналистики в Индии, как, впрочем, и в России, далеко не всегда соответствует высоким профессиональным стандартам, но зарплаты у журналистов здесь еще ниже и при богатой палитре СМИ нет конкурентной среды.
Лучшее представление о возможностях любого журналиста, по её мнению, даст не резюме, а портфолио с работами. Но именно на него никто не хочет тратить время. Тогда как есть интернет-сервисы, которые помогут быстро справиться с этой кажущейся непростой задачей. Другие ресурсы помогут фрилансерам с работой, причем зарубежные заказы могут поджидать и петербургских журналистов.
Полезные сайты и сервисы
Сервис Signalhttp://media.fb.com/2015/09/17/introducing-signal/
https://www.facebook.com/facebookmedia/get-started/signal
Инструменты для портфолио:
http://muckrack.com/https://www.clippings.me/http://about.me
Поиск возможностей:– HackPack https://hackpack.press/
– сервис для питчей («Подписываемся на брифы, реагируем быстро»)
http://www.newsmodo.com/
– инструмент Facebook Metions – но пользоваться им надо с умом и осторожно
(нужно, чтобы ваш аккаунт был одобрен FB для этого)
Другие полезные ссылки:
https://ijnet.org
http://www.bbc.co.uk/academy/journalism
https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/
http://www.poynter.org/
* * *
Сегодня практически все фоторепортеры – фрилансеры. А когда-то фотожурналист Александр Беленький, сегодня чаще выступающий в роли вузовского преподавателя, был штатным сотрудником англоязычной газеты, выходившей в Петербурге. Случайное знакомство с молодыми журналистами из Финляндии и даже неглубокое знание английского привели не к разовому сотрудничеству, а к многочисленным профессиональным контактам с зарубежными коллегами. «Если ваша работа понравилась, вас будут рекомендовать другим», – заметил Александр Беленький, испытывающий на себе и сегодня то, как работает эта закономерность. За годы вышло множество его фотографий не только в России, но и к газетным публикациям в Финляндии и Швеции. Он сотрудничает с финской журналисткой Арьей Паананен, чье журналистское расследование о лжеврачах, опубликованное в «Илта-Саномат», прогремело не только на всю Финляндию, но и получило награду жюри петербургского конкурса «Золотое перо». А еще Александр показал стопку книг – неожиданно открывшееся ему направление сотрудничества. Его фотоработы украшают книги-эссе и документальные издания опять же финских и шведских журналистов. Ладога, Выборг, история, архитектура – каких-только не было тем!
* * *
Известный петербургский тележурналист Александр Чиженок поделился собственным опытом. Журналист полностью согласен с Александром Беленьким по поводу больших возможностей фриланса. Он также сначала не ожидал, что простая журналистская взаимовыручка, его помощь немецким тележурналистам приведет к сотрудничеству, продолжающемуся многие годы. Ты помог со съемкой, записал интервью, твоя работа понравилась и запустился процесс «сарафанного радио» – коллеги, оставшиеся довольными сотрудничеством, начинают рекомендовать тебя другим. Именно по этому принципу строятся и виртуальные биржи, приносящие реальные деньги фрилансерам. Об одном из таких проектов также рассказал Александр Чиженок. В эти дни петербургский журналист участвует в проекте немецких коллег, снова приехавших на съемки в Петербург. Также он дал совет, как искать контакты. Из-за рубежа пришло такое понятие как фиксер – так называют людей – профессионалов, помогающих, скажем, со съемками зарубежным журналистам в чужой для них стране – помогают найти героя для документального фильма, получить необходимые разрешения на работу, провести интервью и так далее. Нередко с этого и начинается более тесное профессиональное сотрудничество.