Люди тех далеких и близких лет
SPbSj публикует воспоминания журналиста, заслуженного работника культуры РФ Александра Травина о годах работы в "Ленинградской правде", о людях и событиях 60-х, 70-х, 80-х годов. В первой части автор кратко знакомит читателей с сотрудниками газеты разных лет: Виктором Якобсоном, Исаем Сливкером, Евгением Соломенко, Валентином Вороновым, Владимиром Шахноровичем, Виталием Михайловым.
Александр Травин: "Это небольшие рассказы о моих товарищах из «Ленинградской правды». Увы, многих из них уже нет с нами. Но я не делил своих героев на ушедших и на тех, кто выполняет свой журналистский долг сегодня. Эти люди всегда со мной. В рассказах нет никаких личностных характеристик; они основаны на конкретных делах и поступках моих товарищей, очевидцем которых или участником описываемых событий был я сам".
Виктор Якобсон. Магический ракурс
Газете понадобился репортаж из ДЛТ, сопровождаемый тремя снимками. Поэтому вместе со мной в универмаг отправился фотокорреспондент Виктор Якобсон.
Выполняя свою часть работы, я заметил, что Виктор уже в третий раз вставляет в фотоаппарат новую пленку. Подумалось, зачем столько кадров? Тем не менее, когда я сказал, что пора уходить, Якобсон ответил:
– Ты иди, а я еще похожу, поснимаю.
Вот уж, действительно, переиначив известного поэта, можно сказать: изводишь единого снимка ради тысячи тонн фото руды.
И это был не единичный случай, когда я видел Виктора в работе. Он снимал и снимал, под одним ракурсом, под другим, сверху, снизу, сбоку, по-всякому; доставал из сумки разные фотообъективы: широкоугольные, длиннофокусные. И никогда, как это делали его иные коллеги, не прибегал к постановочным съемкам. А сколько еще работал над кадром, запершись на долгие часы в своей фотолаборатории?! Зато и снимки у него получались – залюбуешься от восхищения.
Очень скоро Виктору Якобсону предложили место в редакции «Правды», и он уехал в Москву.
Исай Сливкер. Первый урок журналистики
Одно из первых заданий, которое я получил, начиная работать в промышленном отделе «Ленправды», было таким: поехать в объединение «Пластполимер» и подготовить статью начальника производственного отдела. Встретился с ним, объяснил, что именно он должен написать. Потенциальный автор удивленно посмотрел на меня, назвал фамилии нескольких специалистов, к которым я должен был обратиться, и напомнил: «Когда напишите статью, не забудьте согласовать со мной».
На этом наш разговор закончился, и я, изумленный характером беседы, вернулся в редакцию. Позже, разумеется, понял, что у начальника отдела был немалый опыт общения с журналистами. Прихожу к заведующему отделом Исаю Семеновичу Сливкеру и с возмущением рассказываю, что автор отказался писать статью и перепоручил сделать это мне самому.
– Вот и пишите, – сказал Сливкер. – Он правильно поступил.
Я возразил, что на факультете журналистики учили совсем другому: объяснить автору, какой должна быть статья и помочь ему написать материал самостоятельно. Это-де и есть одно из проявлений функции газеты как коллективного организатора, пропагандиста и агитатора.
Исай Семенович хитро улыбнулся:
– Все это так. Но вы знаете, сколько времени займет подобный способ подготовки авторской статьи? Месяца два, а то и три. Причем нет гарантии, что статья получится с первого раза. А у вас норма отработки – тысяча шестьсот строк ежемесячно. Право, лучше пишите сами. Будет разумнее и быстрее.
Таким был первый урок практической журналистики, который я получил от мудрого Исая Семеновича. Очень важным был и другой. «Никогда не сдавайте материал сразу же, как написали. Если, конечно, он не носит оперативного характера, – говорил наш наставник. – Пусть отлежится в столе день-другой. Потом перечитайте на свежую голову и внесите правку. Недочеты вы увидите сами».
Их было много, таких уроков, и все они принесли огромную пользу как мне, так и моим товарищам, которым довелось работать вместе с Исаем Семеновичем Сливкером.
Исай Сливкер (слева), Александр Травин (справа)
Евгений Соломенко. Парни шагают в небо
Как обычно проводили свой отпуск мои коллеги? Один с путевкой отправлялся в дом отдыха, другой ехал на редакционную дачу, третий навещал иногородних родственников; словом, каждый находил свой, в общем-то стандартный вариант. Соломенко же шел в военкомат и просил на двадцать восемь отпускных дней направить его в воздушно-десантные войска.
Женя стрелял из автомата, отрабатывал приемы рукопашного боя, прыгал с парашютом. Делал все, что положено десантнику. После такого отпуска он выглядел особенно впечатляюще – высокий, подтянутый, широкоплечий, совсем, как в песне – «загорелый, запыленный, пулеметчик молодой». Но какие после этого, соскучившись по перу, он выдавал материалы?!
Одним из них я был просто потрясен. «Парни шагают в небо» – так назывался очерк Евгения Соломенко. Мужественный тон рассказа, выразительные и запоминающиеся характеристики героев, яркое и точное описание походного быта, воинского братства десантников, в котором нашел свое место и офицер запаса Женя Соломенко. Этот военный очерк я считаю непревзойденным. Так о ВДВ, о парнях, шагающих в небо, не писал никто.
Впрочем, и в основной своей сфере, работая в отделе науки, он, простите за шаблон, добился заметных успехов, которые и привели к тому, что Соломенко стал специальным корреспондентом сначала «Комсомольской правды» по Средней Азии, а затем «Правды» по Новосибирской области. Хотите узнать, как он работал там? Возьмите и перелистайте подшивки этих газет.
Валентин Воронов. Поступок
Однажды для какого-то разговора редактор газеты Михаил Степанович Куртынин вызвал к себе в кабинет Валентина Воронова и в присутствии группы сотрудников обошелся с ним грубо. Воронов счел себя оскорбленным и потребовал извиниться. Вряд ли кто на его месте поступил так. Редактора не только уважали за творческое отношение к делу, но и побаивались, он мог быть и жестким.
Куртынин не счел нужным взять свои слова обратно. И все же был вынужден признать свою неправоту после вмешательства обкома КПСС (дело дошло и до этого). Добившись удовлетворения, Воронов оставил «Ленинградскую правду». Его охотно взяли в «Вечерний Ленинград», где он прекрасно работал и через какое-то время стал заместителем редактора.
А чуть ранее в «Ленправде» к очередному празднику готовился капустник. В нем должны были прозвучать и частушки о сотрудниках редакции.
«Суров наш Воронов и непреклонный» – так начиналось четверостишие о Валентине. Непреклонный – да. Суровый? Вот уж нет. Добрый, отзывчивый, с хорошим чувством юмора, энциклопедически образованный человек. Так отзывается о своем друге известный журналист Валентин Майоров.
Что же касается приведенного выше инцидента, то он во многом изменил к лучшему редакционную атмосферу.
Владимир Шахнорович. Виртуоз газетной полосы
Частушка из того же капустника:
Я надела платье бело,
Платье из Боровича.
Неужели я не нравлюсь
Вове Шахноровичу?
Понравиться же ему хотела не только женская часть редакции, но и все пишущие журналисты. И вовсе не из-за того, что Шахнорович был заместителем ответственного секретаря «Ленправды», а, стало быть, от него во многом зависели сроки публикации материалов. Дело в том, что Владимир обладал редким, виртуозным талантом – он умел мастерски, с ювелирной точностью распорядиться ресурсами газетной полосы.
Очень часто случалось так, что она, уже сверстанная и готовая к печати, требовала переделки. Приходил оперативный или официальный материал с пометкой «срочно», и, чтобы найти для него место, нужно было сокращать, иной раз весьма значительно, уже стоящие в полосе материалы. Володя Шахнорович делал это так, чтобы максимально сохранить текст, логику публикации, авторскую позицию, своеобразие стиля. Он любил и щадил автора. На его такого рода экстренное вмешательство в текст не жаловались даже самые маститые журналисты.
– Представляешь, – говорила мне Генриэтта Журавлева, когда в полосу, где стояла ее корреспонденция, полез официоз, – думала, треть материала вычеркнут. Обошлось девятью строчками.
Александр Травин и сотрудницы "Ленправды"
Виталий Михайлов. Талант быть человеком
Когда у Льва Иванкина в Тосно, где он работал редактором районной газеты, случилась крупная неприятность, и он был вынужден расстаться с должностью, то первым делом пришел к Михайлову. (Виталия, казалось, знали весь город и область).
– Что теперь делать? Словно волчий билет получил.
– Не паникуй. Ошибки делают многие. Что же, опускать из-за этого руки? – сказал Виталий и, помолчав, добавил. - Я бы на твоем месте пошел в заводскую многотиражку.
Михайлов, заведующий отделом промышленности, знал что говорит. Многотиражные газеты предприятий дали крупным изданиям много замечательных журналистов. (Олега Байкова, например, в прошлом редактора газеты судостроительного завода имени Жданова, ныне «Северная верфь»). Иванкин совету последовал. Он устроился в многотиражку завода подъемно-транспортного оборудования имени Кирова и привозил в «Ленинградскую правду» добротные корреспонденции и очерки.
Проходили месяц за месяцем. На одной из планерок, а речь шла о перспективах работы промышленного отдела, Виталий Михайлов предложил взять Иванкина в штат газеты, в свой отдел. Некоторые из присутствующих возражали: как к этому отнесется обком партии?
– Нормально отнесется, – отвечал Михайлов. – Ведь Лев Ефимович хороший журналист; промышленную тематику знает изнутри; пишет убедительно, раскованно и корректно.
И все же сомнений его слова полностью не сняли. Тогда Михайлов вновь поднялся с места:
– Беру всю ответственность на себя. Если что-то получится не так, спрашивайте с меня по всей строгости.
В этом был весь Виталий Михайлов. Он всегда в сложных ситуациях брал ответственность на себя, не давал товарищам упасть духом, поддерживал в трудную минуту. Каким-то обостренным чутьем видел творческие возможности своих коллег, помогал им раскрыться во всей полноте. Виталию верили, к нему тянулись. Иванкин же очень скоро стал одним из ведущих сотрудников «Ленправды».
Многие обязаны своими успехами Виталию Викторовичу Михайлову. Юрий Трефилов, в котором Виталий увидел прирожденного репортера. Геннадий Орлов, начинавший как сотрудник газеты «Строительный рабочий», а ныне известный на всю страну спортивный комментатор. Да и я тоже без поддержки Михайлова не смог бы осуществить многие планы.
Разнообразными талантами обладал Виталий Викторович Михайлов. И самый главный из них – талант быть человеком с большой буквы.
Александр Травин, Виталий Михайлов, Валентин Ворошилов (слева направо)
Продолжение следует...
Фото из личного архива автора