Переход на цифру и другие события российского телевидения
В 2017 году отечественное телевидение отметило юбилей - 50 лет с момента запуска цветного вещания в СССР. И в том же 1967 году был введен в эксплуатацию главный телецентр страны – АСК-1 ТТЦ «Останкино» – и Останкинская башня. И вот, спустя полвека, итоговый отчет Роспечати за 2017 год начинается с описания подготовки к отказу от аналогового телевидения. Эпоха аналоговых технологий завершается, но телевидение, вместе с его достижениями и проблемами, остается.
Реализация федеральной целевой программы
Мероприятиями федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 годы» осуществляется модернизация инфраструктуры государственных сетей телевизионного вещания; перевод государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии; обеспечение населения Российской Федерации региональным цифровым эфирным телерадиовещанием; развитие новых видов телевизионного вещания, включая телевидение высокой четкости и с элементами интерактивности в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 (ред. 30.03.2018).
В результате мер, принятых РТРС по выполнению задачи строительства объектов первого мультиплекса и обеспечению населения цифровым вещанием в предусмотренные Программой сроки, по состоянию на 31 декабря 2017 года завершено строительство и выведено в эфир 5 019 объектов связи первого мультиплекса (в том числе 5 011 – программных и 8 – социально значимых объектов с большим охватом населения в регионах 2-й, 3-й, 4-й очередей: Ростовская область, Орловская область, Республика Башкортостан, Республика Коми). Также было организовано строительство на 17 объектах в Республике Крым, срок ввода которых запланирован Программой в 2018 году. Ключевой индикатор «Доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов» превысил плановое значение 2017 года на 0,1 % и достиг уровня 98,3 %.
Состав первого пакета каналов (первый мультиплекс)
В 83 из 85 субъектов охват цифровым вещанием составил более 95 %. Достижение этого показателя в Республике Крым и г. Севастополь предусмотрено в конце 2018 года. Площадь территории субъектов РФ, охваченных цифровым вещанием, составляет 17 125 407 кв. км.
В рамках реализации мероприятия «Создание сети цифрового вещания второго мультиплекса» несмотря на то, что Программой предусмотрено 2 967 объектов связи второго мультиплекса, технически готовы к вещанию 4 340 объектов. При включении этих объектов целевой показатель – доля населения РФ, имеющего возможность приема 20 телеканалов свободного доступа в местах постоянного проживания – составит 93,2 %. В 2017 году создано 1 546 объектов с охватом 5,5 % населения РФ. По состоянию на 01.01.2018 года вещание пакета программ РТРС-2 осуществляет 434 объекта с охватом 69,7 % населения РФ, в том числе 205 объектов в 2017 году.
Состав второго пакета каналов (второй мультиплекс)
Вещание телеканалов, входящих в состав второго мультиплекса, осуществляется РТРС на коммерческой основе в соответствии с условиями договоров с вещателями.
Развитие законодательства и регулирования
В 2017 году изменения, касающиеся нормативного регулирования телевидения, появились во всех четырех основных для медиаотрасли законах – «О средствах массовой информации» (1991), «О связи» (2003), «О рекламе» (2006) и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (2006). Законодательные новации напрямую или косвенно затрагивают различные аспекты деятельности телевещателей, рекламных агентств, телеком-операторов, а также правообладателей и агрегаторов аудиовизуальных произведений (АВП).
Поправки к статье 35 закона «О средствах массовой информации» и к статье 66 закона «О связи» внесли уточнения в обязанности телеканалов и телекомоператоров по передаче в эфир официальных сообщений органов исполнительной власти, содержащих экстренную информацию об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий, по правилам поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. Такие сообщения (сигналы оповещения) должны распространяться редакциями СМИ на соответствующих территориях вещания незамедлительно и на безвозмездной основе. Передача в эфир данных сообщений оператором не считается прерыванием оказания услуг связи вещателю.
Поправки к ряду статей закона «О средствах массовой информации» внесли изменения в процедуру регистрации СМИ, в том числе электронных (т. е. и телевизионных каналов). С 2018 года прекращается выдача бумажных свидетельств о регистрации СМИ, а датой регистрации будет считаться дата внесения записи в реестр Роскомнадзора. Услуга должна оказываться в течение 30 рабочих дней с момента подачи заявления. Величина госпошлины за регистрацию СМИ зависит от территории распространения. При расчете пошлины сохраняются повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от специализации СМИ. Смена учредителя, изменение состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации СМИ, территории распространения продукции СМИ, а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации должны быть оформлены внесением официальных изменений в запись о регистрации СМИ в реестре регулятора, полной перерегистрации данных случаях не понадобится. Редакция, временно приостановившая, прекратившая или возобновившая распространение СМИ, обязана уведомлять об этом Роскомнадзор. Установлено также, что главным редактором СМИ не может быть гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей, или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным.
Поправки к статье 27 закона «О рекламе» допустили в телевизионный эфир новую товарную категорию. Теперь разрешено распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований. Для вещателей установлено ограничение, что общая продолжительность такой рекламы должна составлять не более 20 % общего допустимого времени трансляции рекламы во время спортивных соревнований.
Особенно важным новвоведением стало появление в законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» статьи 10.5. Обязанности владельца аудиовизуального сервиса. Установлен статус аудиовизуальных сервисов (АВС) – ОТТ-сервисов, в том числе онлайн-кинотеатров, которые монетизируют свои услуги за счет платной подписки или размещения рекламы. В случае если посещаемость АВС в течение суток составляет более 100 тыс. российских пользователей, он вносится в специальный реестр, создание и ведение которого возложено на Роскомнадзор. Владельцем АВС должно выступать российское юридическое лицо или гражданин России, не имеющий гражданства другого государства. Закон устанавливает ограничение в 20 % доли иностранного капитала во владении сервисом. Владелец АВС обязан установить одну из предлагаемых регулятором программ для подсчета количества пользователей своего ресурса, а также обязан не допускать его использование в целях нарушения закона или распространения запрещенного в стране контента. Определена также административная ответственность за нарушение введенных норм. Сетевые издания, поисковые системы и видеохостинги с пользовательским контентом АВС не признаются.
Параллельно поправками к статье 15.6 того же закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» были уточнена процедура и сроки блокировки Роскомнадзором и операторами связи сайтов, на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, и доступ к которым был органичен по решению суда. Новая статья 15.6-1. Порядок ограничения доступа к копиям заблокированных сайтов отдельно регламентирует процедуры выявления и борьбы с так называемыми «зеркалами» пиратских ресурсов со стороны Роскомнадзора, хостинг-провайдеров, операторов связи и поисковых систем. Все это в совокупности имеет существенное значение для деятельности российских телевещателей, являющихся правообладателями аудиовизуального контента, а также имеющих собственные легальные ресурсы на рынке АВС.
Главные события телевизионного года
Среди заметных событий 2017 года можно выделить появление в эфире в конце декабря развлекательного телеканала «Супер», принадлежащего «Газпром-медиа». Крупнейшие российские медиахолдинги в последние годы добивались успеха в телеэфире или благодаря использованию концепции канала, которую условно можно назвать проектом нескольких ключевых брендов («Пятница!» с «Орел и решка» и «Ревизорро» или «Пятый канал» со «Следом»), или благодаря созданию телеканалов, построенных на использовании накопившихся «библиотек контента», как в случае с «СТС Love» и ТНТ4. «Супер» позиционируется как федеральный эфирный телеканал, перед его запуском были собраны (преимущественно у других каналов холдинга) эфирные частоты в восьми городах, включая Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург. По подходу к контентному наполнению на первом этапе телеканал ближе ко второй из упомянутых концепций: основу сетки составили повторы сериалов и программ других каналов группы «Газпром-медиа Развлекательное телевидение».
Еще два события телевизионного 2017 года связаны со сложностями в деятельности достаточно громких недавних проектов. Так, в декабре 2017 года прекратил телевизионное вещание канал «Царьград ТВ», который сохранился только в формате интернет-ресурса с видеоконтентом.
В августе 2017 года было закрыто вещание информационного телеканала Life, который начал работу в 2013 году как LifeNews (переименован в 2016 году).
Место Life в эфире и частично в телевизионной системе довольно быстро занял новый телеканал IZ.RU, созданный на базе мультимедийного информационного центра (МИЦ) «Известия», в котором объединены редакционные ресурсы РЕН ТВ, «Пятого канала» и ежедневной газеты «Известия». Все эти организации принадлежат «Национальной Медиа Группе» (НМГ), которая путем создания МИЦ решает задачи оптимизации деятельности и выпуска конвергентных продуктов.
Помимо уже упомянутых событий российское телевидение в 2017 году прежде всего демонстрирует закрепление тенденций, ставших определяющими для отечественного телевидения в середине 2010-х гг. Продолжается рост показателей успешных нишевых эфирных телеканалов, среди которых особенно выделяются «Пятый канал» и РЕН ТВ. Доля петербургского канала превысила 6 %, что позволило ему занять место сразу за так называемой «большой тройкой» федеральных Игроков. Положительная динамика «Пятого канала» представляется нам событием, заслуживающим даже большего внимания, чем закрепление на первой строчке по общей доле аудитории «России 1», второй год подряд опередившей «Первый канал».
Растет совокупная доля тематического телевидения (кабельных и спутниковых телеканалов), которая по итогам года превысила 15 %, а показатели трех каналов –«Дом кино», «Мульт» и «Русский роман» – оказались более 1 % у каждого, что выше результатов, например, таких известных брендов, как «Че» или «Канал Ю». На этом фоне нельзя не отметить и продолжающее увеличение числа игроков в этом сегменте – по итогам года специалисты насчитали более 50 новых неэфирных проектов.
Фрагментация телевидения продолжается и за счет развития видеосмотрения в Интернете. Для традиционных эфирных и неэфирных вещателей знаковым событием стало закрепление в профессиональном коммуникационном сообществе понятия Big TV («Большое телевидение»), обозначающего существование контента и его совокупное потребление во всех средах и на всех платформах. Летом 2017 года единый измеритель Mediascope стал предоставлять данные так называемого Big TV Rating Национальному рекламному альянсу, и с осени информация, учитывавшая показатели интернет-просмотров, могла уже использоваться в отношениях телеканалов с рекламодателями.
В контексте развития взаимодействия телевидения с Интернетом необходимо отметить и окончательное закрепление ОТТ-видеосервисов, в России чаще называемых онлайн-кинотеатрами, в качестве полноценного сектора отечественной телевизионной системы.
На фоне положительных тенденций, наблюдающихся в других сегментах телевизионной системы, проблемной продолжает оставаться ситуация в региональном телевидении. Совокупная доля региональных телеканалов в 2017 году снова снизилась, уже до 3,2 %, к тому же по-прежнему нет понимания того, как скажется на местных вещателях переход на цифру.
В рамках поиска решений по поддержке региональных телеканалов Государственной Думой были приняты поправки в закон «О рекламе». Они разрешают каналам, которое в «соответствии с лицензией на вещание распространяются на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации», увеличивать время рекламы с помощью «бегущей строки», но не более чем на 15 % сверх допустимого в течение часа в информационных и развлекательных программах и не более чем на 5 % в других жанровых группах программ.
Нельзя не отметить, что с лета 2017 года операторы платного ТВ в 72 субъектах Российской Федерации запустили работу так называемой «21-й кнопки», на которой бесплатно вещают победители специального конкурса Федеральной конкурсной комиссии. Однако присвоение статуса «обязательного канала» помогло решить, хотя и частично, проблемы только семи десятков телеканалов, при том, что положение многих, включая значительное число «старожилов», работающих еще с 1990-х гг., остается неясным.
Поиски решений приводят, в частности, к созданию нишевых профессиональных ассоциаций, нацеленных на решение отдельных конкретных вопросов. Так, летом 2017 года в Уфе была создана новая Ассоциация городских телерадиовещателей (АГТ), соучредителями которой выступили Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) и телеканал «Вся Уфа». Важнейшим направлением ее работы в прошлом году стала подготовка законодательных инициатив по созданию в пакетах операторов «22-й кнопки» для муниципальных вещателей.
Опубликованы выдержки из первой главы. Полностью с отраслевымй докладом «Телевидение в России в 2017 году» можно ознакомиться на сайте Роспечати.