Философия крошки Цахеса
Петербуржец уникальной судьбы и таланта, театральный художник и писатель Эдуард Кочергин стал гостем проекта «Культурная столица» 10 января 2018 года. На сцене Дома журналиста он поделился своими воспоминаниями с председателем Союза журналистов СПб и ЛО, директором Дома журналиста Людмилой Фомичевой и всеми зрителями.
30 лет и 30 спектаклей
Рассказывая о работе с Георгием Товстоноговым, Эдуард Степанович не скупился на хорошие слова. 30 лет он проработал с великим режиссером и считает истинным везением, что именно ему довелось оформлять 30 спектаклей второго периода работы режиссера.
«Он был очень честным по отношению к труду и своему, и чужому. Это качество не всегда встречается в профессии режиссера. Он очень хорошо знал психологию артистов и замечательно использовал эти знания. Это был человек с очень хорошим юмором от природы и мог поставить на место любого просто с помощью юмора. Иногда ставил артистов на место, но никогда не унижал их достоинства».
Особое восхищение вызывает у Кочергина профессионализм Товстоногова, которого он считает «грандиозным профессионалом в этой очень сложной непонятной профессии».
«На гастролях один раз мы прогуливались, и я его спросил, в чем философия режиссуры. Понятно, в чем философия художника, музыканта, а в чем философия режиссуры, если коротко сформулировать? Он ответил: «Философия очень простая – это философия крошки Цахес: «Все хорошее – все мое»». Так интересно и точно сказано».
«Невозможно, чтобы всегда было хорошо. Это странно и смешно. Я бы даже сказал, что порочно, потому что опасно».
Вместе с Товстоноговым довелось Эдуарду Степановичу работать не только в Петербурге, но и во многих других странах. Художник, взяв в руки бумагу и карандаш, может нарисовать то, что ему надо, а режиссеру руководить говорящими на другом языке артистами приходится через переводчика, что очень непросто.
«Георгий Александрович был грандиозно честный профессионал высочайшего уровня – это удивляло всех, в том числе, и тех западных крутых людей, с которыми приходилось встречаться. Например, делали мы в Финляндии спектакль. И меня, и переводчика, и всех артистов поразило то, как точно и в нужном месте он останавливает репетицию, какие точные замечания делает через переводчика. Я его спросил: «Как вы понимаете, что артист сказал не с той интонацией?». Он ответил: «Так я просто знаю русскую пьесу наизусть». Он все пьесы выучивал наизусть - это фантастика. Я работал с другими режиссерами, и достаточно крупными, но такого отношения к собственному труду не встречал. И наш спектакль – «На всякого мудреца довольно простоты» Островского – в Хельсинки шел 4 года. У них это считалось просто фантастикой. Полумиллионный город, национальный театр, полные кассовые сборы!»
Роман с материалами
О своей работе Эдуард Степанович рассказывает настолько вдохновенно, что зал замирает, ловя каждое слово. Как волшебник, раскрывающий тайны заклятий, он делится секретами превращения бумаги, ткани, дерева, металла в декорации, а точнее, искусства «переводить на изобразительный язык» все задумки режиссера. И требует это не только художественного таланта и технической смекалки, но и глубокого погружения в тему. Например, работая над «Историей лошади» Кочергин погрузился в «лошадиную тему».
«Человека превратить в лошадь, но оставить человеком не так просто. И создать фон к этому – задача нелегкая. Декорации к спектаклю сделаны не из холста, хотя из зала так кажется. Это специальная ткань, техническая, сделанная из натурального льна – фитосетка. Она используется в молочной промышленности для изготовления творога. Эта ткань одинаково тянется по диагонали в разные стороны, а настоящий холст только в одну. Она была нужна, потому что форма пространства – это седловина. Есть такое слово в русском языке – место в виде седла, где крестьяне держали в ночном лошадей, чтобы они отдохнули. Там нет сквозняков, ветер наверху, лошади отдыхают и не простужаются. Я ведь поначалу изучил все слова в языке, которые относятся к лошадям, и так открыл эту седловину. И эти наплывы, которые у Толстого в тексте остались на Холстомере после долгих лет жизни и битья людьми, я сделал в этой седловине, в этом материале, потому что он растягивается».
«У меня такая профессия - следить за всем, что происходит. Я все должен знать, если это хорошо, делать это своим. Как говорил Товстоногов, «философия крошки Цахеса: «Все хорошее все мое». И я этого придерживаюсь».
Многие помнят удивительные деревянные декорации к спектаклю Льва Додина «Братья и сестры», показ которого был возобновлен в 2015 году. Оказывается, стена избы на сцене натуральная, выпиленная из деревенского дома. Эдуард Степанович уверен, что подлинная фактура особенным образом действует на подсознание зрителя. Кстати, в новой версии возобновленного спектакля зрители видят именно ту самую, «подремонтированную» стену.
«Все годится, что попадает на образ и драматургию. Я, пожалуй, первый сделал декорацию из металлической двойной сетки. Ячейки одна за другой создавали такой муар! Был спектакль из бумаги – «Наука о браке» Гинкаса по пьесе Радзинского. Мы его делали в Театре комедии в 1972 году. Весь спектакль артисты эту бумагу разрывали. Кто ногтем дырочку разрежет, посмотрит и потом пойдет, кто сразу ногой продырявит. У нас были сделаны специальные конструкции, и на каждый спектакль новую бумагу натягивали. Это был такой взрывной спектакль, что его 5 раз запрещали и через год все-таки сняли».
Крещенные крестами
Эдуард Кочергин не только великолепный театральный художник, но и автор пяти книг. В 90-е он начал писать и публиковать рассказы в театральных и литературных журналах. В 2003 году вышла первая книга «Ангелова кукла: Рассказы рисовального человека», а в 2009 - «Крещенные крестами: Записки на коленках», принесшая ему российскую литературную премию «Национальный бестселлер».
««Крещенные крестами» — старинное выражение сидельцев знаменитых русских тюрем-крестов, некогда бывшее паролем воров в законе, в соседи к которым в сталинские годы сажали политических. Выражение емкое и неоднозначное. «Крещенные крестами» — это были и воры в законе, и политические, и, наконец, мы, дети политических — сидельцы «детских крестов», детприемников НКВД».
«Крещенные крестами: Записки на коленках» - книга автобиографичная, основанная на воспоминаниях о тяжелых послевоенных временах, детприемниках НКВД для детей «врагов народа», о длившемся шесть лет возвращении на родину в Ленинград, со всеми перипетиями и скитаниями по «эсэсэрии». Первые навыки рисования он приобрел в те самые времена, в спецприемнике.
«Стимул был только один – выжить. Сделать лучше, чем другой. Я стал делать лучше и меня перестали бить. Примитивно – просто выжить».
«Если господь тебе подарил жизнь, надо жить. Все равно, в какие условия попал. Жизнь подарена – надо жить».
По этой книге на малой сцене БДТ поставлен спектакль, с успехом идущий и сейчас, сценографом которого стал сам автор.
«Я не думал никак, что книга станет спектаклем. Спектакль же замечательный, потому что там прекрасные артисты. Ребята молодые, но они вошли внутрь всей моей литературы. Я им, конечно, рассказал больше, чем в книжке написано. И очень хороший режиссер – Вениамин Фильштинский. Он очень актерский режиссер, лучшие артисты в Питере – его ученики. И он очень хорошо отработал все внутри «Крещенных крестами» с ребятами».
Из уст автора зрители узнали, что сейчас идет работа над спектаклем еще по одной книге: «Завирухи Шишова переулка: Василеостровские притчи». Спектакль будет идти также на Малой сцене БДТ. Дата премьеры еще неизвестна, и мы все с нетерпением будем ее ждать. Интересно же увидеть, как на сцене смогут воплотить историю, рассказывающую о потусторонних добрых духах Васильевского острова — шишах, которые многие годы живут рядом с горожанами и принимают самое деятельное участие в их судьбах.
«Крещенные крестами. Записки на коленках»: "Сын, будь осторожен, никому не говори, что с нами было. В этой стране легче посадить человека, чем дерево".
СМОТРЕТЬ ФОТООТЧЕТ
О следующей встрече проекта «Культурная столица» мы сообщим на нашем сайте и в группах ВКонтакте и Фейсбуке. Следите за нашими анонсами.
«Культурная столица» – это цикл вечеров в Доме журналиста на Невском, 70, объединяющий общим названием встречи с наиболее яркими, известными, творческими, по-настоящему интересными людьми Санкт-Петербурга и России. В афише цикла – имена ученых, актеров, педагогов, режиссеров, общественных деятелей… Проект «Культурная столица» представит зрителям современную интеллектуальную элиту, даст возможность задать вопросы лидерам мнений, задуматься об актуальном и важном, наполнить жизнь историческими, культурными и социальными смыслами. Проект реализуется при поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России.
Материалы о предыдущих встречах проекта:
Не надо делать сенсаций из фальсификаций (встреча с Сергеем Мироненко)
«Мы попали в промежуток» (встреча с Олегом Басилашвили)
«Наступает определенное время, когда уже не надо играть» (встреча с Регимантасом Адомайтисом)
Мозгу нужно давать тяжелую работу (встреча с Татьяной Черниговской)
«Мы очень любим то, что мы делаем» (встреча с Еленой Кальницкой и Глебом Фильштинским)
«Голощекин, опять хулиганишь!» (встреча с Давидом Голощекиным)