«В России юбилеи – это локомотив прогресса»
Владимир Рецептер – народный артист России, писатель, режиссер, пушкиновед, художественный руководитель Государственного Пушкинского театрального центра и «бренд нашего города», как выразилась ведущая встреч проекта «Культурная столица», председатель Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Людмила Фомичева, предстал 8 февраля на сцене Дома журналиста. Воспоминания, мысли, стихи – все это слилось в единое целое, в своего рода моноспектакль уникального артиста и человека.
Гранин
С Людмилой Дмитриевной Фомичевой, которая представляет меня сегодня, мы познакомились в доме очень дорогого мне человека – Даниила Александровича Гранина. Он нас представил друг другу. Потом, если я правильно помню, заставлял меня читать стихи, обсуждал эти стихи, еt cetera, еt cetera… И что самое интересное и важное, сегодня в зал пришел очень дорогой мне человек – Марина Данииловна Гранина. Поэтому первые слова – о нем.
Без Гранина в нашем городе и мне лично труднее стало жить. С Граниным нам было лучше, легче, он нас защищал нравственно, этически. Он был старше нас, он первый понял главное: в России надо жить долго. И доказал, что жить долго – это значит жить не просто так, а жить продуктивно, осмысленно, заботливо по отношению к другим людям.
Стихи, посвященные Гранину
«Не говори с тоской — их нет,
но с благодарностию — были».
В.А. Жуковский
Последние связи теряю с войной.
Ее календарь призывной, отрывной,
уходят солдат за солдатом
навстречу торжественным датам.
А нынче туда же и дети войны —
кто с чувством победы, кто с чувством вины:
не каждый в отдельной могиле,
не всех мы еще схоронили.
<…>
На рану открытую сыплется соль,
Жестокая память, возвратная боль,
Молитва, молчанье, беседа,
И смерть не конец, а победа.
Товстоногов
Чем дольше я живу, тем больше я убеждаюсь, что наша связь с ним как с одним из главнейших учителей моих в режиссуре, в актерском деле и так далее не прекращается, а продолжается. И чем дальше, тем больше сама жизнь подсказывает мне на каждом новом витке. Ах, вот почему он говорил так, ах, вот почему он говорил эдак. Значит, он был прав, что до меня не дошло сразу. И не могло дойти. Я был просто молодым актером, он был состоявшимся глобальным режиссером. Скажем то же самое слово, что употреблял Пушкин: гений. «Он же гений, как ты да я», – говорил пушкинский Моцарт. И Товстоногов – гений, рабочий такой, трудящийся, состоявшийся гений, который продолжает действовать на нас во все времена. И в дальнейшие времена тоже, потому что в театральном российском искусстве, конечно же, его значение огромно.
Стихи, посвященные Товстоногову
...А Гога не выходит в ложу,
от жизни отделен вполне.
Ни я его не потревожу,
ни он не скажет слова мне.
Разделены не смертной датой,
а поздней жизненной чертой...
Я был одной семидесятой
его команды золотой.
И вот гляжу почти в испуге
на жизнь, прошедшую при нем,
и здесь, на поворотном круге,
без десяти минут чужом, —
он сам, его смешки, повадки...
И я, слепец, в его кольце.
И привкус славы, горько-сладкий,
и слезы зрителей в конце...
Пушкин
Давайте забудем и никогда не будем произносить «Пушкин – наше все». Абсолютная пошлятина. И «у каждого свой Пушкин». Фигня! Нет у каждого «своего Пушкина». И Пушкин – не наше все, к сожалению.
Цветаева писала «мой Пушкин»? Цветаева имеет право! Марина Ивановна была человек трагической судьбы, она за все заплатила и на все имела право. Пусть. Ахматова тоже имеет право. Но она не говорила «мой Пушкин». Она была в рамках пушкинистической науки. Я говорю «моя пушкинистика». Я этим ограничиваю себя в рамках своих работ. Я не могу сказать «мой Пушкин» – это присвоение незаконное и ненужное.
Пушкин начался в моем детстве. И потом мне дико повезло встретиться с огромным количеством настоящих пушкинистов… И они все безумно приветствовали создание пушкинского центра…
В России юбилеи – это такой локомотив прогресса. Как юбилей, так сразу схватываются, вспоминают и так далее. И Пушкина вспоминают по юбилеям. И ставят его поэтому люди случайные, недопонимающие, о чем они хотят сказать зрителю. Ужасно.
Поэтому в 1992 году, за семь лет до 200-летия Пушкина, мы создали Государственный Пушкинский театральный центр. Вам интересно, как это было? Это было хитро… Это было фантастически неожиданно. Мы написали письмо. Народу было много, письмо подписал первым Лихачев, потом тезка Людмилы Дмитриевны профессор Фомичев, Басилашвили, Юрский и другие. И Басилашвили взял это письмо, положил на стол первому президенту России и сказал: «Давайте готовиться». Там в письме было написано, как мы не готовы встретить 200-летие Пушкина.
Сейчас Государственный Пушкинский театральный центр – это многофункциональная организация, которая должна интенсифицировать и осмыслить драматическое наследие поэта.
Мы расширили репертуар очень сильно. У нас есть спектакль, например, «Фауст и другие», в котором 12 пушкинских произведений. Только у нас идет спектакль «Сцены из рыцарских времен», где «Скупой рыцарь» объединен со «Сценами из рыцарских времен», которые считаются неоконченными. Я же считаю и доказываю, что они закончены, так же, как и «Русалка». Мы издаем книги. Есть серия «Театральная премьера», в которой изданы альбомы о «Русалке», «Каменном госте», «Скупом рыцаре» и «Моцарте и Сальери».
(Владимир Эммануилович с радостью представляет присутствующих на встрече артистов и учеников театра «Пушкинская школа», организованного им при пушкинском центре. И в конце встречи с удовольствием смотрит сценку «Петр и женщина» из спектакля «Странный царь», которую живо, буквально подбегая к сцене и тут же входя в образ, разыгрывают его ученики).
Роман
Есть роман, который длится очень долго, я никак не могу его закончить. В Москве его журнал ждет, а он все продолжается и продолжается…
Важно понять, что оставшиеся журналы наши – «Звезда», «Знамя», «Новый мир» – это оплоты нашей культуры. Их надо читать, перелистывать… «Новый мир», в котором я много лет печатаюсь, – это гордость России. В «Новом мире», которым руководил Твардовский, печатались фантастические вещи. Там печатался Солженицын… Все великие вещи, которые возникали раньше. Это связь времен. Наша «Звезда» – там все фронтовые вещи печатались. Я недавно вместе с другими подписывал письмо о том, что их надо поддерживать. Не поддерживать, а держать, удерживать, спасать. Они же спасают русскую культуру!
* * *
Я боюсь своего романа,
потому что он — мастодонт,
вырастающий из дурмана,
заслоняющий горизонт.
Он весь день готов к пожиранью
пробегающих мимо дней.
Он всю ночь готов к возгоранью
дорогих для меня огней.
Он решился собрать всех вместе
тех, кто вместе и не бывал.
Он готовит меня по чести
твердо встретить грозящий вал.
Он пугает меня все круче,
без меня обойтись готов.
Нависает тяжелой тучей
и оправдывает врагов.
Вот и нынче неуправляем,
как вчера и позавчера,
и манит меня жарким раем
догорающего костра…
В завершение встречи Людмила Фомичева поздравила гостя от себя лично, Дома журналистов и всех присутствующих с грядущим 14 февраля днем рождения.
Перейти к просмотру Фотоальбома
О следующей встрече проекта «Культурная столица» мы сообщим на нашем сайте и в группах ВКонтакте и Фейсбуке. Следите за нашими анонсами.
«Культурная столица» – это цикл вечеров в Доме журналиста на Невском, 70, объединяющий общим названием встречи с наиболее яркими, известными, творческими, по-настоящему интересными людьми Санкт-Петербурга и России. В афише цикла – имена ученых, актеров, педагогов, режиссеров, общественных деятелей… Проект «Культурная столица» представит зрителям современную интеллектуальную элиту, даст возможность задать вопросы лидерам мнений, задуматься об актуальном и важном, наполнить жизнь историческими, культурными и социальными смыслами. Проект реализуется при поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России.
Материалы о предыдущих встречах проекта:
Не надо делать сенсаций из фальсификаций (встреча с Сергеем Мироненко)
«Мы попали в промежуток» (встреча с Олегом Басилашвили)
«Наступает определенное время, когда уже не надо играть» (встреча с Регимантасом Адомайтисом)
Мозгу нужно давать тяжелую работу (встреча с Татьяной Черниговской)
«Мы очень любим то, что мы делаем» (встреча с Еленой Кальницкой и Глебом Фильштинским)
«Голощекин, опять хулиганишь!» (встреча с Давидом Голощекиным)
Философия крошки Цахеса (встреча с Эдуардом Кочергиным)