Российские телеканалы делают ставку на развлекательный контент
Сокращенная версия раздела "Тенденции телевизионного эфира" отраслевого доклада Роспечати "Телевидение в России в 2018 году".
Контент и программирование эфирных телеканалов
С точки зрения наполнения эфира отечественное телевидение продолжает оставаться, очевидно, одним из самых стабильных массмедиа. Это позволяет говорить о возможном становлении национальной модели телевизионного контента, основанной на использовании развлекательного контента, прежде всего сериалов и телефильмов. Зафиксированное в предыдущих докладах соотношение базовых тематических блоков эфира в основном сохранилось и в 2018 году. По данным Аналитического центра НСК, рассчитанным по 17 крупнейшим российским телеканалам, доля показа художественных фильмов и телесериалов составила 37 % (в 2017 году – 39 %, в 2016 – так же 37 %).
Постоянство общей жанровой палитры универсальных каналов эфира соседствует с разнообразием и достаточной устойчивостью тематических предпочтений отдельных каналов, в результате эта совокупность и формирует итоговые контуры национальной модели телевидения.
В разнообразии каналов можно выделить и такие, которые специализируются даже не на тематической группе, а на конкретном жанре, занимающем половину и более эфира. Это мультипликационные каналы "Карусель" и Disney (80 % и 65 % эфира в 2018 году соответственно – мультипликационный контент); телесериальные "Пятый канал" и СТС Love (68 % и 49 % эфира в 2018 году – телесериалы); познавательно-развлекательные "Пятница!" (52 % эфира в 2018 году – познавательно-развлекательные программы); развлекательный ТНТ (49 % эфира в 2018 году – развлекательные программы).
В целом подавляющее большинство российских телеканалов делают ставку на контент развлекательного типа
Исключением, возможно, является РЕН ТВ, который более половины эфира в 2018 году отдал информационному и просветительскому вещанию. В остальных же случаях даже заметное присутствие в эфире программ иных типов не отменяет доминирование развлекательного контента. Так, в эфире "большой тройки" – "Первого канала", "России 1", НТВ – в 2018 году телефильмы, сериалы и развлекательные программы занимали не менее 45 % времени вещания, хотя доля информационных программ у этих каналов была по российским меркам довольно высока и составляла от 8 % у "Первого канала" до 16 % у НТВ, а доля социально-политических программ у всех трех каналов достигала 13 %.
В целом каналы стараются поддерживать сложившиеся формы вещания, лишь незначительно меняя структуру эфира. Тем не менее заметно движение "Первого канала" и "России 1" в сторону увеличения доли развлекательных программ (с 14 до 25 % за два года и с 24 % до 30 за два последних года соответственно). Одновременно у всех каналов "большой тройки" растет доля социально-политических программ (особенно заметно – у "России 1").
Обращает на себя внимание заметное снижение в эфире большинства крупных каналов доли рекламных и коммерческих программ, продолжающееся во многих случаях уже два года подряд.
Детективы являются крупнейшей жанровой единицей самого значимого компонента отечественного эфира – сериального показа. При этом в 2018 году им удалось отвоевать часть эфира у основных конкурентов, и доля детективных сериалов составила 38 % (годом ранее – 30 %). На втором месте – комедийные сериалы с 20 % эфира (годом ранее – 24 %), на третьем – мелодрамы с 15 % (в 2017 году – 21 %).
Лидерство во втором по объему контентном блоке (художественные фильмы) пока удерживает комедийный жанр (19 % кинопоказа в 2018 году). Годом ранее его доля составляла 22 %. На втором месте – мелодрамы (18 % кинопоказа против 16 % в 2017 году), на третьем – драмы (16 % против 14 % в 2017 году).
Практически неизменной в прошлом году осталась структура сериального показа с точки зрения региона производства – как и в 2017 году, российские сериалы заняли практически три четверти (74 %), североамериканские – 13 % .
Доля отечественного сериального контента в эфире крупнейших каналов ("Первый канал", "Россия 1", НТВ, ТНТ, СТС, РЕН ТВ) достигла самого высокого показателя за всю историю – 94 %. Сериалы производства остальных регионов в показе практически не представлены.
Доля фильмов отечественного производства в кинопоказе продолжила рост после остановки в 2017 году (см. рис. 26). Если в 2017 году доля российского кино составила 24 %, то в 2018 году – уже 27 %. Незначительно снизилась доля северо-американского (с 46 % до 45 %) и западноевропейского кино (с 7 % до 6 %). Продолжилось "вымывание" из эфира советской кинопродукции (с 20 % в 2017 году до 18 % в 2018 году; еще в 2015 году ее доля составляла практически треть – 30 %).
Контент неэфирных телеканалов
Рынок неэфирного телевидения России в 2018 году продолжил свое развитие, характеризовавшееся последовательным и стабильным увеличением числа тематических каналов до 546. За пять лет их число выросло практически в полтора раза. Заметны и качественные изменения: палитра контента, транслируемого в формате высокого и ультравысокого разрешения (HD и UHD), заметно расширилась.
В 2018 году на первое место по количеству предложений вышли региональные каналы, сместив с этой позиции безоговорочного лидера всех последних лет – каналы развлекательной направленности.
Несмотря на то, что многие региональные вещатели могут быть включены и в другие тематические сегменты/категории (например, в информационный или развлекательный), наличие в сетке специфического новостного контента, связанного с повесткой дня конкретного субъекта Российской Федерации, все же позволяет выделить эти каналы в отдельную группу. По итогам 2018 года численность региональных вещателей, представленных на неэфирном рынке России, составила 104 канала (19 %), а развлекательных – 101 (18 %). Для сравнения: в 2014 году можно было смотреть всего 40 региональных каналов.
Столь активному росту регионального телевидения, безусловно, способствовало внимание к нему со стороны государства и конкурсы на так называемую "21-ю кнопку", проводившиеся во всех регионах страны. Победившие в них телеканалы (81) получили право вещать в кабельных сетях бесплатно на 21-й позиции – сразу после двадцати федеральных вещателей мультиплексов.
Анализируя неэфирное телевидение, следует подчеркнуть, что развлекательный сегмент, хотя и был вытеснен региональными каналами с позиции лидера, по-прежнему остается одним из ведущих тематических направлений рынка неэфирного телевидения.
Тенденция последовательного увеличения числа каналов на неэфирном рынке в 2018 году сохранилась, как и стабильные темпы этого роста. По сути, начиная с 2013 года, в Росси и ежегодно появляется около 30 телеканалов. Прошедший год не стал исключением: на рынок вышло 38 неэфирных вещателей. Из них 24 канала (63 %) распространяются на платной основе, девять можно смотреть бесплатно, а пять являются условно бесплатными. Рекламу в своем эфире размещают 16 каналов (42 %), на 22 каналах (58 %) она отсутствует.
Нельзя не отметить в сегменте неэфирного телевидения тенденцию к постоянному самообновлению: ее можно наблюдать в различных тематических сегментах. Так, например, общее число киносериальных каналов в 2018 году стало чуть меньше, чем в 2017 году. Однако именно эта ниша оказалась, с одной стороны, самой перспективной с точки зрения новых запусков (на рынок было выведено 11 каналов этой тематики), с другой – самой многочисленной по числу закрытий (семь каналов). Еще шесть каналов стали позиционировать себя в другом тематическом направлении. Схожая ситуация наблюдается по сути во всех тематических нишах.
Производство телевизионного контента
Рынок производства телевизионного контента в Российской Федерации переживает инерционную фазу развития, которая характеризуются эксплуатацией уже созданной ранее структуры. Бóльшая часть крупнейших вещателей (холдингов) либо приобрели сторонние продакшн-студии, либо создали собственные производственные подразделения, чтобы обеспечить устойчивые поставки контента по приемлемым ценам. Значительная часть независимых студий наладила устойчивые связи с вещателями, что позволяет им стабилизировать производственный процесс.
По данным Аналитического центра НСК, изучавшего представленность на телеканалах премьерного и повторного контента, уровень концентрации сериального производства для крупнейших отечественных вещателей уже несколько лет остается примерно на одном и том же уровне: в 2018 году топ-20 продакшн-студий произвели 49 % всех прошедших в эфире сериалов. В прошлом году состав топ-20 обновился всего лишь на 10 %.
Топ-20 производителей программ также обновился незначительно – в нем появилось всего три новых студии ("Единая медиа группа", "Ток-шоу", "Технологии развлечений"). Приверженность продакшн-компаний вещателям остается весьма сильной – подавляющее большинство студий имеют одного основного заказчика. С точки зрения объемов демонстрируемого контента характерно доминирование собственных производящих компаний крупных телеканалов – в первой пятерке их четыре (РЕН ТВ, "Первый канал", ВГТРК, НТВ).
Относительная стабильность рынка производства телевизионного контента может быть в скором времени нарушена участием новых игроков – цифровых платформ, которые создают дополнительный спрос на сериалы и программы.
Так, уже в начале 2018 года стало известно, что одна из крупнейших студий-производителей программ "Красный квадрат" производит музыкальное шоу для проекта "Яндекс. Музыка"19. В конце 2018 года появилась информация о создании новогоднего шоу для "Яндекса", также в сотрудничестве с "Красным квадратом"20. В начале 2019 года "Яндекс" объявил о начале производства собственных сериалов, и примерно в то же время стало известно, что интернет-компания ведет переговоры о создании программ. В начале 2019 года также стало известно, что онлайн-кинотеатр Ivi в ближайший год проинвестирует 1 млрд руб. в производство сериалов. Платежеспособный спрос со стороны "цифровых" игроков вполне может вызвать интерес у студий, не входящих в орбиту интересов традиционных вещателей.
Уже в 2019 году стало известно, что онлайн-кинотеатр Okko приобрел права на трансляции Английской Премьер-лиги по футболу на три сезона, начиная с 2019/2020. Трансляции самой популярной в мире футбольной лиги будут идти поподписной модели и, по словам руководителя проекта, никаких переуступок прав телеканалам не планируется. Каналам придется довольствоваться лишь хайлайтами.
Разделы: 1, 2, 3, 4
Сокращенная версия третьего раздела отраслевого доклада Роспечати "Телевидение в России в 2018 году". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.